Вторник, 21.05.2024, 06:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Инновационные образовательные технологии

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Е.А.Лущик, преподаватель спецдисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

Е-mail: tam538@yandex.ru

 

Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Оно обращено и к профессионалам системы образования, в частности, к преподавателям вузов.

Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в комплексе его социальной обусловленности. Это предполагает: соответствие системы образования комплексу жизненных социальных потребностей; внутреннюю согласованность её частей и оценку обществом каждого из структурных элементов; нацеленность образования на прогрессивное развитие общества; наличие у молодых людей потребности в образовании, её социальную направленность.

Некоторые преподаватели восторженно относятся к образовательным технологиям. Они рассматривают их как символ качества и современности института. В самом деле, технологии могут улучшить качество обучения: доступ к библиотекам и музеям по всему миру, например, через Интернет, определенно может расширить кругозор студента, а так же помочь получить преподавателю свежие материалы. Однако само по себе лишь обладание образовательными технологиями не улучшает качества образования. Они должны быть отобраны для достижения определенных образовательных целей. Временами вложение 2000 долларов в компьютерное оборудование является лучшим способом улучшить качество обучения в институте, а иногда закупка на эти 2000 долларов книг для библиотеки является более предпочтительным вкладом.

В целом, образовательные технологии без вдумчивого планирования их использования не сделают институт замечательным или современным. Институт - это, прежде всего, организации для обучения. Институту  необходимо определиться с тем, каких образовательных целей они пытаются достичь, а затем выбрать соответствующую технологию, чтобы добиться этого. К тому же, наличие самих по себе машин недостаточно. Для продуктивного применения технологии институт должен быть готов к инвестированию существенных сумм в развитие преподавателей, персонала и студентов. Технологии не являются панацеей. Они дорогостоящи, и институты должны сделать выбор тех технологий, которые они должны принять. Вопрос не стоит таким образом: «Есть ли технологии или нет?», а скорее как «Для чего нужны образовательные технологии»?

На сегодняшний день термин образовательные технологии тесно связан с новыми информационными технологиями. Современное образование невозможно без применения IT-технологий.

Прежде чем рассматривать возможности информационных технологий в техническом образовании необходимо обозначить те требования, которые сегодня предъявляют к специалистам на предприятиях  и фирмах к молодым специалистам.

Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться молодому специалисту, пришедшему на предприятие, это сильное различие между формами обучения в высшем учебном заведении и формами работы на предприятии или фирме. Не даром на многих ведущих предприятиях молодому специалисту, закончившему ВУЗ говорят: «Теперь все, чему тебя учили в институте можешь забыть и начинать учиться заново».

Вероятнее всего, проблема состоит в том, что система образования в некоторых институтах основана на тех же принципах, что и система образования в школе, которая в основном базируется на заучивании материала.

Такой подход в обучении совершенно неприемлем в системе высшего образования, хотя бы потому, что объём информации, который должен воспринять студент гораздо больше, чем в школе и этот объём продолжает постоянно расти.

Главная задача высшего образования заключается в том, чтобы научить будущего специалиста работать в условиях максимально приближённых к реальным, а не в том, чтобы втолкнуть в студента определённый объём информации.

Что это означает? Прежде всего, современный специалист должен уметь получать информацию, анализировать её и уметь использовать в своих целях.

Последствия существующей системы обучения можно наблюдать среди студентов старших курсов. Когда студенты на лекциях начинают записывать только тогда, когда, либо следует команда преподавателя, либо сам преподаватель начинает писать на доске. Это говорит о том, что студенты не приспособлены и не умеют вычленять, воспринимать, анализировать и фиксировать полезную для них информацию. И с высокой долей вероятности можно утверждать, что такому специалисту придётся довольно длительное время адаптироваться к тем условиям, которые предъявляют к нему на современных предприятиях.

Но как отмечалось выше, это, как правило, является следствием, во-первых, формы подачи информации преподавателем, во-вторых, формами контроля знаний.

Что делает студент на лекциях? При изложении сложного и объёмного материала студент не успевает осмыслить усвоить тот материал, а зачастую занимается тем, что старается просто успеть записать слова лектора.

Вероятно было бы лучше, если бы студент, приходя на лекцию, был  бы готов к ней, имел бы на руках конспект лекций или другой теоретический материал.

На лекциях же он должен только воспринимать информацию и делать пометки по ходу изложения материала.

На экзаменах необходимо не проверять хорошо или плохо студент зазубрил тот или иной материал, а поставить его в условия, в которых он будет работать на предприятии и решать поставленные перед ним задачи. Разрешить, а сначала научить, пользоваться любой справочной литературой вспомогательной литературой и другими источниками информации.

Но естественно и задачи и вопросы, которые ставятся на экзамене должны быть иного рода, чем знаю,  не знаю.

В связи с этим необходимо изменить подход в проведении лекционных, практических занятий и системы проверки знаний.

Осуществление учебного процесса в таких условиях возможно только при наличии современного оборудования.

В настоящее время существует множество способов его осуществления. Это использование виртуальных лабораторий, дистанционное обучение, электронные библиотеки.

И в каждом случае существуют  различные требования по аппаратному и программному обеспечению, а также персоналу.

Использование дистанционного обучения в институтах может осуществляться двояко: с одной стороны они могут являться поставщиками обучающих курсов или же, с другой стороны, потребителями.

Конечно, стоимость получения прав на такие программы и технологии для их представления может быть чрезвычайно высокой. Другая альтернатива для институтов - это создание собственных курсов дистанционного обучения. В этом случае университет так же должен продумать, кто будет потребителем и к какому оборудованию он получит доступ. Если университет создает, например, интерактивный видеодиск или вэб-сайт, то, вероятно, потребуется специалист по содержанию сайта, специалист по использованию интерактивных технологий в качестве педагогического инструмента, специалист по разработке вэб-сайта, специалист по компьютерной графике и группа технической поддержки - люди, которые будут на местах почти круглосуточно во время проведения курса.

Однако их стоимость очень высока, и видеодиск в отличие от вэб-сайта не может быть обновлен. Конечно, как отмечено выше, дистанционное обучение может быть реализовано с намного более низкой технологичностью. Новые технологии, однако, приносят новые проблемы.

Одной из быстроразвивающихся областей информационных технологий является создание электронных библиотек. А также внедрение этих технологий в работу традиционных библиотек.

На сайтах многих современных библиотек можно осуществлять поиск литературы по каталогу, заказ литературы, получать информацию о новых поступлениях и т.д.

Масштабы применения инновационных технологий в образовании не ограничиваются выше перечисленными областями они имеют гораздо более широкое распространение. И эти технологии с каждым днем приобретают всё большее значение.

Наряду с плюсами, которые дают информационные технологии в образовании необходимо отметить и те минусы, которые могут возникнуть при бездумном их использовании. Например, в последнее время появляется все больше прикладных компьютерных программ практически по каждому предмету, в которых необходимо ввести исходные данные и получить конечный результат, не имея никакого представления о сути происходящего процесса. И здесь необходимо отметить противоречие, которое возникает при использовании информационных технологий. С одной стороны они становятся незаменимым помощником, с другой стороны они могут привести к деградации специалиста.

Подводя итог сказанному стоит подчеркнуть, что инновационные технологии в образовании открывают  большие перспективы, но их внедрение, как и внедрение любой новой технологии в любой отрасли человеческой деятельности, требует сбалансированного подхода, а бездумное их внедрение зачастую может привести к отрицательным результатам.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ибрагимова И.М.; Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений; под ред. Ковшова А.Н. – 3-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 336 с.

2. Климов В.Г.  Инновационные процессы в сфере образование на основе информационных технологий обучения.  Инновации. - 2006. - № 11. – С72-74.

3.Сигов А.С.  Мордвинов В.А. Мобильные информационные технологии в учебном процессе школы и вуза. Магистр, № 5-6, 2001

4. Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: Издат. центр «Академия», 2008. – 208 с.

 

 

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 1360 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика