Суббота, 18.05.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Инновационные методы контроля знаний по дисциплине «Инженерная графика»

Инновационные методы контроля знаний

по дисциплине «Инженерная графика»

 

Е.В.Осит, преподаватель дисциплины «Инженерная графика»

Факультет среднего профессионального образования,

ТИ им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г. Орёл,

Е-mail: fspo-ti@rambler.ru

 

Важным элементом управления качеством подготовки специалистов является внедрение системы инновационных методов контроля знаний в образовательный процесс.

С этой целью по дисциплине  «Инженерная графика» наряду с текущим контролем, который носит систематический характер – выполнение графических работ, упражнений в  тетради и обязательных КР, были разработаны и внедрены в учебный процесс тестовые задания, уроки – зачеты, деловая игра и заключительный конкурс.

Форма тестовых заданий была выбрана закрытая, т.е. задания, к которым даются готовые ответы на выбор, в основном с тремя и большим числом ответов. Тестовые задания разработаны по следующим темам и разделам:

- по разделу «Графическое оформление чертежей». По этому разделу также разработан  урок – зачет;

- по разделу « Проекционное черчение, основы начертательной геометрии»  по темам: «Проецирование точек, отрезков, плоских фигур и геометрических тел», а также «Проекции моделей»;

- по разделу « Машиностроительное черчение» по темам: «Разрезы», «Сечения» и  «Деталирование».  

Урок – зачет по  разделу «Графическое оформление чертежей» проводится в письменном виде и состоит из теоретической части и практической.

Теоретическая часть содержит вопросы по следующим темам:

- линии чертежа;

- шрифты чертежные;

- нанесение размеров на чертежах;

- уклон и конусность.

В практической части необходимо выполнить графические построения:

- деление окружности на равные части;

- сопряжение двух сторон угла дугой окружности заданного радиуса;

- сопряжение прямой с дугой окружности;

- сопряжение дуги с дугой.

По темам «Виды, разрезы, сечения» разработан урок – зачет, который относится к типу учебных занятий – обобщение и систематизация изученного.

Это занятие стимулирует студентов к систематическому повторению больших разделов, блоков учебного материала.

Урок нацелен на решение двух дидактических задач:

-   установление уровня овладения студентами теоретическими знаниями;

- проверка и оценка знаний, умений и навыков путем выполнения             индивидуальных заданий по данной теме.

Проверка знаний может проводиться устно, письменно и в смешанной форме. Наиболее интересна смешанная форма, представляющая собой сочетание ряда устных, письменных, графических и других заданий, предлагаемых студентам. Одним из важнейших условий правильной организации урока является разнообразие заданий.

Занятие делится на две части: обучающую и контролирующую.

В первой части занятия студенты работают в командах. Подгруппа из 16 студентов разбита на 4 команды. Команды выбирают капитанов, которые оценивают работу членов своих команд.

Командные задания:

- чтение производственного чертежа детали типа «Корпус» с целью определения изображений по ГОСТ 2.305-68.

- работа с билетами для тестового опроса (рисунок 1).

Каждая команда получает чертежи корпусных деталей  и читает их, отвечая на вопросы:

- что изображено на чертеже?

- из какого материала изготовлена деталь?

- какие изображения выполнены на чертеже и с какой целью?

Затем преподаватель задает вопросы по теоретической части.

По второму заданию команды получают билеты для тестового опроса.

 

 

Рисунок 1 – Билет для тестового опроса

Во второй части урока – зачета студенты выполняют шесть индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания:

- на чертеже точеной детали типа «Вал» выявить места целесообразных сечений,  ввести их обозначения  и найти соответствующие фигуры сечений (рисунок 2);

- преобразовать сечение в разрез и дополнить чертеж недостающими линиями (рисунок 3);

- определить фронтальные и горизонтальные разрезы на точеных деталях;

- восстановить чертеж точеной детали, нанести размерные линии, знаки диаметров;

- достроить контур  фронтальной проекции детали, дочертить недостающие линии, выполнить целесообразный (местный) разрез;

- выполнить сложный ступенчатый разрез, обозначить разрез, дочертить недостающие линии.

 


Рисунок 2 – Сечения детали типа «Вал»

 


Рисунок 3 – Сечение в разрез

 

После изучения тем « Резьбы» и «Эскизы деталей» проводится организационно – деятельностная игра « Эскизирование деталей резьбовых соединений». Цель для учащихся – выполнить эскизы деталей резьбовых соединений.

Цель преподавателя – организовать и управлять ситуацией коллективно –

мыслительной деятельности (КМД), выявить типичные ошибки и устранить их причины.

Подгруппа из пятнадцати студентов делится на четыре микрогруппы с различными ролевыми позициями: три группы конструкторов по четыре студента и группы экспертов из трех человек. Микрогруппы конструкторов получают варианты резьбовых соединений деталей и обсуждают выполнение эскизов деталей. Эксперты по одному человеку работают с группой, выполняя свою целевую установку.

Затем по два представителя от каждой микрогруппы (всего шесть человек) выполняют эскизы сопряженных деталей на доске: деталь с наружной и с внутренней резьбой. Оставшиеся учащиеся–конструкторы (шесть студентов) выполняют по два эскиза в тетради.

По завершении изучения курсов дисциплин «Инженерная графика»,  «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Материаловедение» с целью подготовки студентов к изучению дисциплин специального цикла, а также для выполнения курсовых и дипломных проектов проводится заключительный конкурс со студентами второго курса. Это стало возможным после введения в программу раздела «Чтение производственных чертежей деталей». В процессе изучения этого раздела прослеживаются межпредметные связи. 

Открывает конкурс ведущий. Он знакомит с жюри и ассистентом (помощником ведущего). В жюри входят два преподавателя и два студента. Для подготовки к зачету по дисциплине и проведению конкурса предлагается повторить теоретический материал по отдельным разделам дисциплин «Инженерная графика» и «Метрология, стандартизация и сертификация».

В конкурсе принимают участие четыре команды по четыре студента в каждой. Команды выбирают капитанов, которые могут сами отвечать на вопросы или назначать отвечающих. Победителем считается та команда, которая наберет максимальное количество баллов.

         Одно из командных заданий по расшифровке обозначения резьбы представлено на рисунке 4.

 

 

Рисунок 4 – Резьбовые соединения деталей

Примеры индивидуальных заданий по точеной детали и местному разрезу представлены на рисунках 5 и 6.

Последовательность выполнения задания

Проанализировать форму детали.

Восстановить пропущенные линии.

Нанести размерные линии, знаки диаметров.

     

 

Рисунок 5 - Точеная деталь

 

 

Рисунок 6 – Местный разрез

 

По всем темам дисциплины «Инженерная графика» выполнены методические разработки  и презентации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголюбов С.К. Инженерная графика: Учебник для средних специальных учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Машиностроение, 2006.-392 с.: ил.     

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под редакцией Е.С. Полат, и др. - М.: "Академия”, 2005. – 272 с.

3. Н.А.Бабулин. Построение и чтение машиностроительных чертежей: Учебник для   профессиональных учебных заведений, - 9-е изд., перераб., М: Высшая школа,   1997г.

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (09.04.2013)
Просмотров: 3373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика