ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ
С.Н.Буханцева, к.э.н., доцент, зав.
кафедрой экономики и менеджмента,
О.В.Псарева, к.э.н., доцент,
Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны,
Е-mail:
kafEiM@yandex.ru
Мировая экономика в настоящее время переживает
серьезный кризис, поэтому необходимо учитывать возрастание значимости системы
профессионального образования как социального института по воспроизводству
профессионалов, способных эффективно работать в новых экономических условиях.
Исходя из динамического изменения ситуации от экономиста требуется умение
выстраивать стратегию своей работы, стратегию организации, проектировать и
моделировать деятельность, побуждать к работе и стимулировать работу других,
воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать
ответственность на себя, то есть выполнять определенные ролевые функции. В
соответствии с этими требованиями профессионал-экономист должен обладать
адекватной профессиональной культурой.
Профессиональная культура экономиста задает ценностное
профессиональное пространство для подготовки будущего экономиста и для его самостоятельной
работы в сфере экономики. Человек, не воспринявший в полной мере культуру
профессии, не интегрировавшийся в нее изначально и, соответственно, не
идентифицирующий себя с ней, не сможет стать полноценным специалистом, даже
будучи достаточно хорошо подготовленным в теоретическом и практическом плане,
поскольку находится в состоянии «чужеродного элемента по отношению к профессии,
в лучшем случае имитирующего деятельность, а в худшем – дискредитирующего ее»
(А.И. Пригожин).
Научный термин «профессиональная культура экономиста»
лишь только начинает свою самостоятельную жизнь в обиходе теоретического и прикладного
знания. Емкость, сложность и неоднозначность данного понятия требуют наличия
широкого методологического контекста научного поиска, который обеспечивал бы
комплексность, междисциплинарность и гуманитарную ориентацию исследований.
Сущность профессиональной культуры экономистов, состоящая в социальной
организации и регуляции, выражается в совокупности принципов, методов, приемов
осуществления общения и взаимодействия в системах «человек – человек», «человек
– общество» в условиях хозяйствования, где предметом являются трудовые
отношения и собственность, на основе характерных ценностных ориентаций,
мотивации, традиций, системы профессионально-этических норм (внутренне
содержащихся и внешне проявляемых) и этикета, определяющих поведение личности в профессиональной
среде.
Содержание профессиональной культуры экономиста в период его
профессионального становления включает ценностные ориентации, профессионально-этические
нормы, взаимодействие и общение, мотивацию, этику и этикет, традиции.
Профессиональная культура экономиста в своем развитии характеризуется
уровнями: традиционная профессиональная культура; развитая профессиональная
культура; полноценная профессиональная культура.
Система профессионально-этических норм и ценностных ориентаций,
детерминирующая высокий уровень профессиональной культуры экономиста, имеет
свою форму социальной репрезентации, свою философию, которая в целом
воплощается в определенной мировоззренческо-поведенческой конструкции и
представляет собой следующее: стремление к самореализации в условиях
хозяйствования; отношение к собственности как к предмету служения
самореализации человека; постоянный профессиональный рост; стремление к
творчеству; ориентация на деятельность, на достижение цели; склонность к
нововведениям; верность своему делу, чувство долга; коммуникативная культура –
культура взаимодействия и общения; эстетическая культура – гармония человека и
рынка; способность к оценке деятельности с точки зрения этики и морали;
адаптивность; информационная культуру; способность к принятию решений в
условиях неопределенности; верность традициям.
Формирование профессиональной культуры экономиста представляет собой
процесс, включающий единство и взаимосвязь структуры, функций, динамики
изменения уровней, этапов формирования профессиональной культуры будущих
экономистов. Процесс формирования профессиональной культуры экономиста в период
получения высшего образования предполагает возможность студента знакомиться с
различными нормативно-ценностными системами (принудительного или
целесообразного характера). Этапы формирования профессиональной культуры
экономиста: вхождение будущего экономиста в жизнь данной профессиональной
группы; формирование эмпирических представлений о профессиональной культуре. «Я
в профессии»; формирование иерархической системы представлений «Профессия во
мне».
Формирование профессиональной культуры экономиста на этапе высшего
профессионального образования возможно на основе применения
рефлексивно-деятельностного подхода в виде совокупности методологического
описания структуры, процесса формирования профессиональной культуры экономиста,
его целей, закономерностей и принципов. Рефлексивно-деятельностный подход в
совокупности его компонентов исходит из представлений о единстве личности
будущего экономиста с профессиональной деятельностью. Это единство проявляется
в том, что профессиональная деятельность в ее многообразных формах
непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности
будущего экономиста; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно
и опосредованно осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и ее
преобразования, удовлетворяющие потребностям личностного и профессионального
развития.
Формирование профессиональной культуры экономиста осуществляется на основе
закономерностей и специфических принципов использования
рефлексивно-деятельностного подхода к формированию профессиональной культуры
будущего экономиста. Закономерности:процесс
формирования профессиональной культуры будущего экономиста – это совместный
поиск ценностных ориентаций, норм и законов жизни, их рефлексивное исследование
в специфических видах деятельности и общении; применение рефлексивно-деятельностного
подхода к формированию профессиональной культуры будущих экономистов определяет
взаимосвязь со становлением субъектности студента; со-трансформация двух
процессов: экстериоризации и интериоризации, интериндивидного и
интраиндивидного, внешних причин деятельности и внутренних условий;
взаимодействие и взаимозависимость профессионального самоопределения будущего
экономиста и высокой мотивации освоения профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Компетентностный подход к формированию основных
образовательных программ третьего поколения [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://elibrary.finec.ru.
2. Сенашенко,
В.С. О компетентностном подходе в
высшем образовании Высшее образование в России
[Электронный ресурс] : - 2009. - Режим доступа к журналу: http://www.rmpi.ru.
|