Вторник, 21.05.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода

Формирование профессиональной культуры будущих экономистов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

 

С.Н.Буханцева, к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и менеджмента,

О.В.Псарева, к.э.н., доцент,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны,

Е-mail: kafEiM@yandex.ru

 

Мировая экономика в настоящее время переживает серьезный кризис, поэтому необходимо учитывать возрастание значимости системы профессионального образования как социального института по воспроизводству профессионалов, способных эффективно работать в новых экономических условиях.

Исходя из динамического изменения ситуации от экономиста требуется умение выстраивать стратегию своей работы, стратегию организации, проектировать и моделировать деятельность, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя, то есть выполнять определенные ролевые функции. В соответствии с этими требованиями профессионал-экономист должен обладать адекватной профессиональной культурой.

Профессиональная культура экономиста задает ценностное профессиональное пространство для подготовки будущего экономиста и для его самостоятельной работы в сфере экономики. Человек, не воспринявший в полной мере культуру профессии, не интегрировавшийся в нее изначально и, соответственно, не идентифицирующий себя с ней, не сможет стать полноценным специалистом, даже будучи достаточно хорошо подготовленным в теоретическом и практическом плане, поскольку находится в состоянии «чужеродного элемента по отношению к профессии, в лучшем случае имитирующего деятельность, а в худшем – дискредитирующего ее» (А.И. Пригожин).

Научный термин «профессиональная культура экономиста» лишь только начинает свою самостоятельную жизнь в обиходе теоретического и прикладного знания. Емкость, сложность и неоднозначность данного понятия требуют наличия широкого методологического контекста научного поиска, который обеспечивал бы комплексность, междисциплинарность и гуманитарную ориентацию исследований.

Сущность профессиональной культуры экономистов, состоящая в социальной организации и регуляции, выражается в совокупности принципов, методов, приемов осуществления общения и взаимодействия в системах «человек – человек», «человек – общество» в условиях хозяйствования, где предметом являются трудовые отношения и собственность, на основе характерных ценностных ориентаций, мотивации, традиций, системы профессионально-этических норм (внутренне содержащихся и внешне проявляемых) и этикета, определяющих поведение личности в профессиональной среде.

Содержание профессиональной культуры экономиста в период его профессионального становления включает ценностные ориентации, профессионально-этические нормы, взаимодействие и общение, мотивацию, этику и этикет, традиции.

Профессиональная культура экономиста в своем развитии характеризуется уровнями: традиционная профессиональная культура; развитая профессиональная культура; полноценная профессиональная культура.

Система профессионально-этических норм и ценностных ориентаций, детерминирующая высокий уровень профессиональной культуры экономиста, имеет свою форму социальной репрезентации, свою философию, которая в целом воплощается в определенной мировоззренческо-поведенческой конструкции и представляет собой следующее: стремление к самореализации в условиях хозяйствования; отношение к собственности как к предмету служения самореализации человека; постоянный профессиональный рост; стремление к творчеству; ориентация на деятельность, на достижение цели; склонность к нововведениям; верность своему делу, чувство долга; коммуникативная культура – культура взаимодействия и общения; эстетическая культура – гармония человека и рынка; способность к оценке деятельности с точки зрения этики и морали; адаптивность; информационная культуру; способность к принятию решений в условиях неопределенности; верность традициям.

Формирование профессиональной культуры экономиста представляет собой процесс, включающий единство и взаимосвязь структуры, функций, динамики изменения уровней, этапов формирования профессиональной культуры будущих экономистов. Процесс формирования профессиональной культуры экономиста в период получения высшего образования предполагает возможность студента знакомиться с различными нормативно-ценностными системами (принудительного или целесообразного характера). Этапы формирования профессиональной культуры экономиста: вхождение будущего экономиста в жизнь данной профессиональной группы; формирование эмпирических представлений о профессиональной культуре. «Я в профессии»; формирование иерархической системы представлений «Профессия во мне».

Формирование профессиональной культуры экономиста на этапе высшего профессионального образования возможно на основе применения рефлексивно-деятельностного подхода в виде совокупности методологического описания структуры, процесса формирования профессиональной культуры экономиста, его целей, закономерностей и принципов. Рефлексивно-деятельностный подход в совокупности его компонентов исходит из представлений о единстве личности будущего экономиста с профессиональной деятельностью. Это единство проявляется в том, что профессиональная деятельность в ее многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах личности будущего экономиста; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и ее преобразования, удовлетворяющие потребностям личностного и профессионального развития.

Формирование профессиональной культуры экономиста осуществляется на основе закономерностей и специфических принципов использования рефлексивно-деятельностного подхода к формированию профессиональной культуры будущего экономиста. Закономерности:процесс формирования профессиональной культуры будущего экономиста – это совместный поиск ценностных ориентаций, норм и законов жизни, их рефлексивное исследование в специфических видах деятельности и общении; применение рефлексивно-деятельностного подхода к формированию профессиональной культуры будущих экономистов определяет взаимосвязь со становлением субъектности студента; со-трансформация двух процессов: экстериоризации и интериоризации, интериндивидного и интраиндивидного, внешних причин деятельности и внутренних условий; взаимодействие и взаимозависимость профессионального самоопределения будущего экономиста и высокой мотивации освоения профессии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://elibrary.finec.ru.

2. Сенашенко,  В.С.  О компетентностном подходе в высшем образовании Высшее образование в России  [Электронный ресурс] : - 2009. - Режим доступа к журналу: http://www.rmpi.ru.

 

 

Категория: 1. Применение инновационных методов обучения для реализации компетентностного подхода | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 2609 | Рейтинг: 4.8/13
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика