УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТОВ
Л.С. Белых, С.А.Колесников, Р.Ю.Моногаров, студенты, гр.41-Т
Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г. Ливны
E-mail: bluebox.gigi@mail.ru
Современный специалист должен владеть не только
необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными
навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою
квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все это
приобретается и усваивается в процессе обучения в вузе. Учебный процесс наряду
с научно-исследовательской деятельностью формирует у студентов
исследовательские умения, аналитический характер мышления, творческий подход к
решению разнообразных задач, умение работать в коллективе в процессе изучения
программного материала любой дисциплины.
Научно-исследовательская работа студентов является
одной из важнейших составляющих учебного процесса. Студенческие научные
сообщества, лаборатории и конференции – все это помогает студенту
начать полноценную научную работу и найти единомышленников, готовых работать
вместе с тобой. В процессе выполнения научно-исследовательской работы перед
студентами ставится конкретная задача, которую необходимо решить путем
проведения различных экспериментов, опросов, исследований, вычислений и т.д.
Каждый из этих этапов работы требует от студента определенных знаний и навыков,
умения работать с литературой, различными программами, позволяющими производить
расчеты и построения графиков, чертежей и т.п. Немаловажным фактором является и
упорный труд студента над работой.Необходимо уделять много времени и прилагать
немало сил, чтобы получить соответствующий результат.Справиться со всем этим
студентам помогают преподаватели по соответствующим дисциплинам, многие из
которых являются уже кандидатами наук, работают на предприятиях и имеют
запатентованные разработки в различных областях знаний.
В процессе обучения у студентов появляется
возможность участвовать во всевозможных олимпиадах разного уровня, начиная от
местных, заканчивая всероссийскими и международными. Участие в олимпиаде
позволяет проявить свои навыки в различных дисциплинах, познакомиться с новыми
людьми и расширить свои знания. Помимо участия в секциях олимпиады, также есть
возможность посетить различные выставки, театры, музеи и другие
достопримечательности городов, в которых проводятся олимпиады. Некоторые из
таких выставок посвящены развитию современной машиностроительной
промышленности. Это позволяет получить более широкие знания в данной области,
увидеть своими глазами новейшее спецоборудование, инструменты и приспособления
в действии, что не всегда можно узнать и увидеть даже в процессе обучения в
самом престижном вузе.
Сейчас, являясь студентами четвертого курса
инженерно-технического факультета, мы уже обладаем определенными знаниями и
навыками по многим дисциплинам, как инженерных, так и гуманитарных. Так,
например, мы имеем большой опыт работы с различными компьютерными программами
конструкторско-технологической подготовки производства, такие как Kompas
3D, SolidWorks,T-FLEX
и др., что позволяет нам в короткие сроки выполнять курсовые,
расчетно-графические, контрольные работы по многим дисциплинам. Все эти
программы используются для подготовки производства на многих предприятиях
нашего города, а значит, обладая знаниями работы в этой сфере, мы можем хорошо
зарекомендовать себя работодателям.Знание этих программ совершенствовалось с
каждым годом не только благодаря учебной программе, но также и
научно-исследовательским работам и олимпиадам.
Каждый из нас неоднократно принимал участие в
ежегодных научных конференциях, начиная с первого курса.Все работы, проделанные
для данных научных конференций, затрагивали различные проблемы
машиностроительных производств, электротехники, робототехники, конструирования
деталей и общества в целом. Каждая из представленных нами работ была оценена
преподавателями кафедры, студентами других курсов, а также заинтересованными в
новых специалистах работодателями с различных предприятий нашего города. Таким
образом, мы получали возможность проявить себя перед людьми, от которых в
будущем зависела наша работа и место на предприятии. Выполнять работу нам
помогали не только преподаватели нашего факультета, но также и работники
машиностроительных заводов, благодаря которым нам удавалось получить
информацию, которую нельзя найти даже на просторах интернета. Сейчас, производя
научно-исследовательские работы в вузе, мы работаем вместе со студентами
младших курсов. В ходе выполнения задания на научно-исследовательскую работу мы
обучаем младшие курсы тому, чему научились сами за все эти годы. Таким образом,
мы частично воспитываем достойное поколение студентов, которое придет нам на
смену.
Благодаря участию в научных конференциях мы
научились самостоятельно проводить эксперименты на имеющемся в вузе
оборудовании, производить сложные расчеты явлений и процессов с помощью
специально разработанных для этого программ, анализировать полученную
информацию и делать соответствующие выводы. При этом довольно часто сами расчеты
по работе могли и не удаться:деталь была не совсем правильно сконструирована,
неправильно были введены данные в программу, не хватало информации для
проведения расчетов и т.п. В таких
ситуациях приходилось много работать с литературой, тщательнее изучать
программы, схему эксперимента, различные зависимости одних величин от других и
т.д. А в некоторых случаях необходимо было перестраивать саму модель детали,
делать новые расчеты и многое другое.
Все это также развивало и наш творческий подход
к работе:
·
как
лучше представить свою работу, сделать видео или презентацию, или же показать проведенный
эксперимент прямо на конференции для большей наглядности?
·
как
заинтересовать зрителей своей работой? Как лучше представить полученные в ходе
работы результаты: в виде графиков, диаграмм, объемных моделей, анимации?
·
на
какие из выводов по работе следует больше обратить внимание зрителей? и т.д.
Проделанные работы впоследствии были
представлены также в различных городах на региональных конференциях.
На третьем курсе у нас появилась возможность
участвовать во Всероссийской олимпиаде по начертательной геометрии, инженерной
и компьютерной графике. Эта прекрасная возможность и увидеть столицу нашей
Родины, её знаменитые достопримечательности, и показать свои навыки сразу в
трех спецдисциплинах, а также познакомиться с людьми со всех уголков страны и
посоревноваться с ними.Каждый раз, когда подводились итоги той или иной секции
олимпиады, появлялась возможность сравнить свои работы с работами других
участников, выявить свои ошибки, что следовало добавить, на что следовало
больше обращать внимание, чтобы в последующем получить больше баллов за работу.
За пять дней пребывания
на олимпиаде мы не только участвовали в проводимых секциях, но также посещали
различные музеи, выставки, знаменитые памятники архитектуры и скульптуры, парки
и площади. Все это расширяло наши
познания в истории нашей страны, её культуры и развития, что также немаловажно
знать каждому человеку.
Выполняя задания по каждой из секций олимпиады,
вырабатывалась способность быстро анализировать и логически думать: что
требуется от нас в задании, каким образом должно быть получено решение, как
набрать достаточное количество баллов за работу и как сделать это все в
минимально возможное время. В конечном итоге нам всегда удавалось войти в
первую десятку победителей Всероссийской олимпиады.
Таким образом, подводя итог всего
вышесказанного, можно уверенно утверждать, что учебная деятельность студентов,
включая в себя участие во всевозможных
научных конференциях и олимпиадах различного уровня, дает не только
фундаментальные знания в различных областях науки, но и развивает определенные
навыки работы как самостоятельно, так и в коллективе, развивает творческий
подход к решению поставленных задач. Все
это помогает будущим специалистам без проблем устроиться на работу по
специальности, уверенно держаться на рабочем месте и постоянно повышать свою
квалификацию.
ЛИТЕРАТУРА
1.http://charko.narod.ru/tekst/sb_2002/16-Karataeva-Vasil.htm
2.http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1914/
|