ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА
Г.Д.Дорохова, к.п.н., зам. директора по СВ и ВР
Рыночные отношения отнюдь не мешают качеству
образования. Наоборот, чаще они способствуют его повышению - в первую очередь,
в силу конкуренции на рынке образования. При этом рынок диктует свои условия:
качество профессиональной подготовки специалистов должно соответствовать не
только требованиям образовательных стандартов, но и потребностям общества,
рынка труда.
Современный период развития
общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы
жизнедеятельности человека. В этих условиях возрастает потребность общества в
самостоятельной творческой личности. В учебных заведениях на современном этапе
все более широкое признание получает концепция, направленная на такое
построение учебно-воспитательного процесса, при котором обучение решает задачу
вовлечения студентов в активную самостоятельную учебно-познавательную
деятельность, моделирующую процесс их дальнейшего самообразования.
В качестве приоритетных образовательных технологий и
методов, адекватных компетентностной модели обучения, можно рассматривать
проблемное обучение, технологии сотрудничества, метод проектов, применение
информационных технологий, модульное обучение.
В ходе профессиональной подготовки происходит
постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели специалиста,
включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и
социальных компетентностей. Выделяют пять ключевых компетенций:
- политические и социальные;
- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном
обществе;
- коммуникативные;
- информационные;
- способность учиться всю жизнь.
Использование технологии
проектного обучения ориентирует современных студентов не только на простое
усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и
деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала
каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что
противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации,
монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний,
навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.
Сегодня очевидным становится
факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой
деятельности, так как сами знания (вне определенных навыков и умений их
использования) не решают проблему образования человека и его подготовки к
реальной деятельности вне стен учебного заведения. Анализ ситуации убеждает
преподавателя в том, что целью образования в настоящее время становятся не
просто знания и умения, а определенные качества личности. Постиндустриальное
общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно
действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям
жизни.
Определяя для себя работу с
молодежью как кадровую политику будущего, вложение сил и средств в завтрашний
день, отдел по социальным вопросам и воспитательной работе филиала видит свою
стратегическую цель в создании условий для реализации и развития потенциала
студенческой молодежи, формирования активной жизненной позиции, повышения
уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни, создание
эффективных механизмов включения ее в созидательную деятельность.
Жизнелюбие, инициативность, мобильность, активность,
оптимизм, неординарность, творчество – это те качества студенческой молодежи,
которые делают их жизнь в учебном заведении яркой и интересной. Одной из основополагающих
характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры,
является его способность к проективной деятельности. Проективная (или
проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает
преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую
можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения
основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология
имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы
образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного
проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические,
организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии
обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Проект (от лат. рrojectus, букв. - брошенный вперед) - 1) совокупность
документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или
изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то
проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование
совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает
необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных
областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановку цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;
- оценку полученных результатов и выводов.
Задачами проектной деятельности
являются:
- обучение планированию (необходимо четко определить
цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, сконцентрироваться
на достижении цели на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации,
материалов;
- умение анализировать (креативность и критическое
мышление);
- умение составлять письменный отчет (необходимо уметь
составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь
понятие о библиографии);
- формирование позитивного отношения к работе (проявление
инициативы, энтузиазма, выполнение работы в срок в соответствии с установленным
планом и графиком работы).
Образовательный проект имеет структурную основу,
которая отражается в его положении или программе:
- название проекта;
- цитата, лозунг или иная форма представления проекта;
- идея проекта;
- цели и задачи проекта;
- актуальность темы и предлагаемых решений,
практическая значимость;
- участники проекта;
- этапы проведения проекта (описание);
- особенности проведения проекта, виды деятельности
участников;
- формы взаимодействия организаторов проекта с его
участниками и другими субъектами;
- ожидаемый социальный эффект;
- механизмы и сроки реализации.
Проектная деятельность широко используется в работе
кураторов академических групп. На данный момент реализуются воспитательные
проекты: «Толерантность – основа культуры и мира», «Адаптация студентов»,
«Формирование активной жизненной позиции у студентов», «От сердца к сердцу»,
«Премия студенческих симпатий «Признание», «Победа ради будущего», «Мы - верные
сыны твои, Россия!», «Путь к успеху», дискуссионный клуб «Откровенный
разговор», клуб «Гелиос», кадровое агентство «Карьера».
Студенты филиала принимали активное участие в Международном
лагере студенческого актива «Славянское содружество-2010», который проходил в
Краснодарском крае на берегу Черного моря. В лагере принимали участие
студенческие коллективы и молодежные организации из 16 стран СНГ и дальнего
зарубежья, в рамках которого были проведены:
- VI Международный форум студенческих научных обществ и
молодых ученых светских и духовных учебных заведений;
- Международный фестиваль студенческого творчества
«Славянское созвездие»;
- форум делегатов молодежных организаций и объединений
«Содружество молодежи – международное сотрудничество»;
- «Диалог с экспертом» - встречи с представителями
государственных и общественных институтов.
Студенты филиала защищали социально-значимые проекты, разработанные
профкомом студентов совместно с отделом по СВиВР: «От сердца к сердцу»,
«Откровенный разговор», «Толерантность – основа мира и культуры», заключили 8
договоров о намерениях совместной реализации открытых проектов на
межрегиональном, международном уровне с учебными заведениями России, Молдовы,
Абхазии.
Проект «Формирование активной жизненной
позиции у студентов» получил сертификат в Международном лагере студенческого
актива «Славянское содружество - 2009» и внесен в каталог социально-значимых
молодежных проектов и программ, был рекомендован для государственной поддержки
в целях дальнейшего развития.
В настоящее время главным
является то, что основным результатом деятельности образовательного учреждения
должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых
компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной,
информационной и других сферах. Компетентностный подход – один из способов
достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе –
это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных
проблем. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя
лучше способствует развитию основных компетенций: информационных,
коммуникационных, учебно-познавательных.
|