Суббота, 04.05.2024, 11:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов.

Проектная деятельность как средство совершенствования профессиональных компетенций выпускника

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА

 

Г.Д.Дорохова, к.п.н., зам. директора по СВ и ВР

 

Рыночные отношения отнюдь не мешают качеству образования. Наоборот, чаще они способствуют его повышению - в первую очередь, в силу конкуренции на рынке образования. При этом рынок диктует свои условия: качество профессиональной подготовки специалистов должно соответствовать не только требованиям образовательных стандартов, но и потребностям общества, рынка труда.

Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. В этих условиях возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности. В учебных заведениях на современном этапе все более широкое признание получает концепция, направленная на такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором обучение решает задачу вовлечения студентов в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, моделирующую процесс их дальнейшего самообразования.

В качестве приоритетных образовательных технологий и методов, адекватных компетентностной модели обучения, можно рассматривать проблемное обучение, технологии сотрудничества, метод проектов, применение информационных технологий, модульное обучение.

В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Выделяют пять ключевых компетенций:

- политические и социальные;

- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе;

- коммуникативные;

- информационные;

- способность учиться всю жизнь.

Использование технологии проектного обучения ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Современного педагога этот подход привлекает тем, что противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности.

Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания (вне определенных навыков и умений их использования) не решают проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения. Анализ ситуации убеждает преподавателя в том, что целью образования в настоящее время становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Определяя для себя работу с молодежью как кадровую политику будущего, вложение сил и средств в завтрашний день, отдел по социальным вопросам и воспитательной работе филиала видит свою стратегическую цель в создании условий для реализации и развития потенциала студенческой молодежи, формирования активной жизненной позиции, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни, создание эффективных механизмов включения ее в созидательную деятельность.

Жизнелюбие, инициативность, мобильность, активность, оптимизм, неординарность, творчество – это те качества студенческой молодежи, которые делают их жизнь в учебном заведении яркой и интересной. Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Проект (от лат. рrojectus, букв. - брошенный вперед) - 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановку цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;

- оценку полученных результатов и выводов.

Задачами проектной деятельности являются:

- обучение планированию (необходимо четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, сконцентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- умение составлять письменный отчет (необходимо уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формирование позитивного отношения к работе (проявление инициативы, энтузиазма, выполнение работы в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Образовательный проект имеет структурную основу, которая отражается в его положении или программе:

- название проекта;

- цитата, лозунг или иная форма представления проекта;

- идея проекта;

- цели и задачи проекта;

- актуальность темы и предлагаемых решений, практическая значимость;

- участники проекта;

- этапы проведения проекта (описание);

- особенности проведения проекта, виды деятельности участников;

- формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами;

- ожидаемый социальный эффект;

- механизмы и сроки реализации.

Проектная деятельность широко используется в работе кураторов академических групп. На данный момент реализуются воспитательные проекты: «Толерантность – основа культуры и мира», «Адаптация студентов», «Формирование активной жизненной позиции у студентов», «От сердца к сердцу», «Премия студенческих симпатий «Признание», «Победа ради будущего», «Мы - верные сыны твои, Россия!», «Путь к успеху», дискуссионный клуб «Откровенный разговор», клуб «Гелиос», кадровое агентство «Карьера».

Студенты филиала принимали активное участие в Международном лагере студенческого актива «Славянское содружество-2010», который проходил в Краснодарском крае на берегу Черного моря. В лагере принимали участие студенческие коллективы и молодежные организации из 16 стран СНГ и дальнего зарубежья, в рамках которого были проведены:

- VI Международный форум студенческих научных обществ и молодых ученых светских и духовных учебных заведений;

- Международный фестиваль студенческого творчества «Славянское созвездие»;

- форум делегатов молодежных организаций и объединений «Содружество молодежи – международное сотрудничество»;

- «Диалог с экспертом» - встречи с представителями государственных и общественных институтов.

Студенты филиала защищали социально-значимые проекты, разработанные профкомом студентов совместно с отделом по СВиВР: «От сердца к сердцу», «Откровенный разговор», «Толерантность – основа мира и культуры», заключили 8 договоров о намерениях совместной реализации открытых проектов на межрегиональном, международном уровне с учебными заведениями России, Молдовы, Абхазии.

Проект «Формирование активной жизненной позиции у студентов» получил сертификат в Международном лагере студенческого актива «Славянское содружество - 2009» и внесен в каталог социально-значимых молодежных проектов и программ, был рекомендован для государственной поддержки в целях дальнейшего развития.

В настоящее время главным является то, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных.

 

 

Категория: 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов. | Добавил: Zvyagina (15.04.2013)
Просмотров: 2169 | Рейтинг: 4.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика