Вторник, 21.05.2024, 08:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов.

Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

А.Н.Ляскина, преподаватель спецдисциплин,

факультет СПО ТИ Госуниверситет-УНПК, Орёл,

e-mail: lalla1977@mail.ru

 

«Всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу»

Л.С. Выготский

В настоящее время образование  стало важнейшим звеном, обеспечивающим экономический рост, социальную стабильность и уровень жизни людей. Происходящие преобразования в экономике предъявляют к специалисту новые требования: быть компетентным профессионалом, мыслить и действовать самостоятельно, мобильно и творчески.

 Информационные технологии являются универсальным инструментом, широко используемым во всех сферах человеческой деятельности. На современном этапе их роль в развитии общества резко возросла и  привела к усилению значимости подготовки всех специалистов, в том числе и на уровне системы среднего профессионального образования.

Одним из направлений в области развития образовательного процесса  в Орловском технологическом техникуме стала научно-исследовательская и проектная деятельность студентов. Организация данной работы в учебном заведении это совместная деятельность педагогов и студентов, которая является средством повышения мотивации к обучению.

С самых первых занятий стараюсь показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого рассматриваю проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для студента, при решении которой ему необходимо приложить уже полученные знания, новые знания и те которые еще предстоит приобрести.

Считаю необходимым подсказать источники информации, а иногда просто направить мысли студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате студенты должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

При обучении техников по информационным системам таким программам, как PowerPoint, Sony Vegas, Adobe Photoshop и Dreamweaver стараюсь решить проблему дифференциации и индивидуализации обучения, учета личностных особенностей и потребностей студентов. Дифференциация обучения позволяет развить у каждого студента такие личностные механизмы как самореализация, саморазвитие, саморегуляция и адаптация. Здесь создаются условия для творчества, осуществляется попытка учесть субъективный опыт каждого студента.

Выполнение проектов проходит в условиях постоянного доступа к компьютерной технике и обычно - при повышенном эмоциональном состоянии студентов. Объясняется это, в частности, тем, что студенты очень скоро обнаруживают состояние власти над "умной машиной”. Это придает им уверенность, порождает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает. Возникает благодатная почва для воссоздания на уроках  такой организации обучения, при которой  наиболее успешно работающие студенты начинают выполнять роль помощников преподавателя (план Трампа). Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели. Фактор обмена знаниями, их передача от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития студентов.

Ежегодно в техникуме проходят недели по специальности, в рамках которых студентам необходимо подготовить презентации или видеоролики на тему: «Горжусь специальностью своей!», сайты на различные темы, принять участие в работе конференций, подготовить и выпустить газеты с новинками информационных технологий. Обычно в качестве среды реализации первого задания проекта студенты 1-2 курсов выбирают программу PowerPoint, а 3-4 курс программы Sony Vegas или VideoStudio.

Студенты самостоятельно делятся на группы по 2—3 человека, продумывают структуру и план действий, распределяют между собой обязанности. Предварительно просматривают работы студентов прошлых лет. Необходимый контент они подбирают из книг (сканируют тексты и иллюстрации), с сайтов сети Интернет, из электронных энциклопедий и учебников. Студенты с удовольствием готовят фото и видеоматериал, связанный с учебно-материальной базой техникума. На уроках и во внеурочное время ощущается творческий подъем. По мере выполнения заданий проводятся промежуточные обсуждения полученных результатов в группах. В процессе работы студенты обучают друг друга, помогают одногруппникам, а иногда и сокурсникам.

При подготовке заданий студенты получают консультации от преподавателей по разработке художественно-стилевого решения, информационному наполнению, организации системы гиперссылок и меню и т. д.

Разработкой презентаций и сайтов на различные темы студенты охотно занимаются как во время уроков, так и в свободное время. Совместно со студентами создан действующий сайт агитбригады техникума, смонтированы ролики профилактической направленности, подготовлены презентации к различным урокам и классным часам, поскольку в настоящий момент это актуально и востребовано.

В своей работе стараюсь придерживаться активной творческой позиции. Благодаря постоянному стремлению к совершенству мне и моим обучающимся удается занимать почетные места на областных и всероссийском  конкурсах связанных с информационными технологиями. Победа студента Дружбина А. во всероссийском конкурсе «Студент СПО-2012»стала подтверждением, что не надо останавливаться на достигнутом, необходимо осваивать и внедрять инновационные технологии. Каждый конкурс дает новый толчок к совершенству, творчеству, инициативе, а главное, удовлетворенность своей работой, уровнем мастерства, и в целом,  собой.

Современные программные системы становятся всё сложнее, претендуя на решение глобальных задач. Поэтому я не собираюсь останавливаться на достигнутом и планирую в дальнейшем работать над  выбранной темой.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общеобразовательных предметов (в схемах и таблицах): Учебное пособие для нач. проф. образования /Владислав Александрович Скакун. –.М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2007.

3.     Никитина Н.Н. Основы профессиональной педагогической деятельности: уч. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А., М: Мастерство, 2002.

 

 

 

 

Категория: 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов. | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 1813 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика