ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Е. И. Андреева, учитель технологии,
МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова», г. Ливны
В образовательной области «Технология» и других
образовательных областях для развития творческих способностей учащихся
предлагается использовать проектный подход в организации учебно-воспитательного
процесса.
Под
методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности
учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в
соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание
услуги, оценка качества, определение реального спроса на рынке товаров и услуг.
Метод
проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью
по всей проектно-технологической
цепочке — от идеи до ее реализации в модели,
изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом
новые знания, идеи, создавая
материальные ценности (письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от
12.04.2000 г. Об использовании метода
проектов в образовательной области «Технология»).
Программа
предусматривает выполнение трех-четырех проектов в год. Учитель вправе изменить
количество выполняемых проектов. Каждый проект имеет свой «фокус», т. е. ориентацию на усвоение
учащимися обязательного минимума содержания общего образования и определенных
компонентов проекта. В процессе выполнения проекта и по его завершении учитель осуществляет
контроль и оценивает качество работы учащегося.
Опираясь
на свой опыт и учитывая региональные особенности, учитель и учащиеся могут выбирать
другие, не перечисленные в программе объекты для проектирования. Возможно и изменение порядка
изучения тем внутри разделов.
Работа над проектом
начинается с начала учебного года, когда определяется цель работы, а
завершается к концу соответствующего учебного года. Проект может носить
комплексный характер, т. е. охватывать несколько разделов программы (в средних
классах, например, это культура дома, информационные технологии, технологии
обработки материалов, в старших классах к этому добавляются элементы
электрорадиотехнологии и т. п.) или включать только один какой-либо раздел,
например технологии обработки материалов.
Творческий проект – это самостоятельная
творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся,
во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении
какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке
необходимой для этого документации
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит
составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий
из реально выполнимых заданий.
Темы творческого проекта:
5
класс
1.Подставка для карандашей
2.Флюгер
3. Лопатка для переворачивания пищи.
3.Игрушки-сувениры.
4.Изготовление разделочной доски
5.Подставка для рисования.
6 класс
1.Рамки для фотографий, картин
2.Приспособления для хранения инструмента
Необходимо подчеркнуть, что объекты проектирования и
изготовления (объекты труда) должны быть посильны учащимся соответствующих возрастных
групп. Не следует стремиться к сложным изделиям. Каждый учитель может подобрать
свои объекты труда с учетом конкретных материально-технических условий,
потребительского спроса. возможностей реализации изготавливаемой продукции,
педагогических и санитарно-гигиенических требований.
Творческий проект состоит из следующих разделов:
Рис.1 Изделие Рис. 2
Пояснительная записка
Разделы пояснительной записки:
·
Поисково-исследовательский
·
Технологический
раздел
·
Заключительный
раздел
Проект формируется и
уточняется на протяжении всего учебного года и включает в себя элементы
деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложений), конструированию,
технологическому планированию, наладке оборудования (приспособлений или
инструментов), изготовлению изделия и его реализации. В задачу проектирования
входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты
этой проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться: сначала в виде
обоснования выбора цели деятельности и ее экономической, экологической и
социальной целесообразности, затем в виде эскизов или чертежей, технологических
карт, планов наладки оборудования и т. д. и, наконец, изготовленных своими
руками одного или нескольких изделий. Рис. 3. Объекты проектной
деятельности Рис. 4. Уровень
обученности по технологии при выполнении
творческого проекта
Учащиеся лицея принимают
активное участие в следующих городских
мероприятиях:
• Городские чтения
им. братьев С.М. и О.М. Белоцерковских
• Городская
научно-практическая конференция.
По результатам исследовательской работы, получают
Дипломы 1 и 2 степени.
При проведении муниципального и регионального тура
Всероссийской олимпиады школьников по технологии обязательным этапом является защита
творческого проекта. На протяжении 4 лет лицеисты становятся победителями и призерами муниципального и
регионального тура Всероссийской олимпиады школьников: Семенов Алексей,
Зеленский Роман, Шешин Евгений, Тряпышко Андрей.
Любая технология обладает средствами, активизирующими
и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести
игровые технологии, проектные, проблемное обучение, коммуникативные технологии.
|