НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.Л. Миронова, зав.
кафедрой технологии машиностроения,
Ливенский филиал
Госуниверситета-УНПК, Ливны,
Е-mail:
mironova2001@yandex.ru
Статус кафедры технологии машиностроения
предполагает проведение фундаментальных и прикладных исследований в области
специальных и общепрофессиональных дисциплин. Это объясняется тем, что бурные
темпы развития науки и техники ставят задачу подготовки специалистов,
обладающих наряду с глубокими узкоспециальными знаниями также и
методологической подготовкой широкого профиля, получаемой на базе
профессиональных образовательных программ, интенсивной учебной и
научно-исследовательской работой. На передний план выступают новые требования -
инновационное образование, интегрированное с интенсивной
научно-исследовательской деятельностью.
Инженер - это творческая личность,
инженер-исследователь, который должен быть знаком, как с новейшими
технологиями, так и с методами математического моделирования, свободно владеть
компьютерной техникой и современным программным обеспечением. В процессе
обучения в вузе студент должен приобрести навыки активного исследователя,
способного выделять важнейшие принципы, оценивать главные параметры и свойства
создаваемых технических систем, уметь представлять их в виде моделей, грамотно
использовать весь арсенал современных методов и средств, позволяющих проверять
и уточнять правильность выбранных расчетных схем, конструктивных форм
создаваемых изделий, материалов и технологий.
Научно-исследовательская работа на кафедре является составной частью
научно-исследовательской подготовки специалистов по направлениям и
специальностям.Основные направления НИР кафедр соответствуют профилю подготовки
специалистов.
Наука на кафедре
занимает особое положение, так как она решает актуальные задачи и проблемы,
обеспечивает подготовку научно-технических кадров, активно воздействует на
повышение качества выпускаемых специалистов и, в целом направлена на выполнение
следующих задач:
– развитие основных
научных направлений кафедры как базиса для повышения качества подготовки
квалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным
образованием;
– расширение
взаимодействия кафедры с предприятиями машиностроительного комплекса и учебными
заведениями г. Ливны при выполнении договорных и научно–исследовательских
работ;
– организация и
проведение научно-методической деятельности, направленной на развитие
научно-методического и информационного сопровождения образовательного процесса
на кафедре, повышение его качества;
– развитие научных
объединений преподавателей по приоритетным направлениям науки, технологий и
техники на базе лабораторий и кафедр филиала;
– повышение качества
образовательного процесса на основе привлечения студентов к научно-исследовательской
работе, к участию в конкурсах грантов, конкурсах и конференциях различного
уровня;
– совершенствование
механизмов внедрения результатов НИР в образовательную практику на основе
апробации новых форм организации НИР.
Объектами НИР на кафедре
являются как предметные области, так и проблемы образования, исследуемые в
целях совершенствования работы, направленной на повышение качества образования,
обновление его содержания, апробацию новых форм организации учебного процесса.
На кафедре технологии машиностроения
одним из направлений инновационного развития является научно-исследовательская
работа студентов. Эта работа является составной частью учебного процесса и
имеет целью углубление фундаментальных теоретических знаний, обучение студентов
основам методики научного исследования, выработку умений и навыков
научно-исследовательской работы. Функционирование системы НИРС является не
самоцелью, а служит формированию и развитию у студентов творческих
созидательных способностей, которые помогают обоснованно и эффективно решать
возникающие профессиональные задачи. В современной теории и практике
научно-исследовательская деятельность дополняет учебный процесс, а научная
работа студентов предполагает их самостоятельную деятельность вне рамок учебных
программ и планов обучения.
Для более наглядного
представления динамики развития студенческой научно-исследовательской работы на
кафедре был проведен анализ соотношения студентов, активно участвующих в НИРС к
общему контингенту, обучающихся по специальности 151001 «Технология
машиностроения» и направлению 150900 «Технология, оборудование и автоматизация
машиностроительных производств» в период с 2007 по 2013 год. По графику
(рисунок 1) видно, что не смотря на резкие колебания контингента процент
участвующих в НИРС колеблется незначительно.
Подобный анализ
позволяет проследить тенденции развития, определить направления дальнейшей
деятельности и скорректировать методы достижения поставленных целей в
конкретных условиях. Выявлять среди студентов первого курса ребят, участвовавших
в школьных исследовательских работах и вовлекатьих к научно–исследовательской
деятельности, начиная с первого курса обучения, а также в связи с тем, что
студенты старших курсов уже работают на предприятиях в качестве
инженерно–технических кадров проводить совместные прикладные работы для решения
конкретных производственных задач.
Подобное сотрудничество
с предприятиями позволяет не только улучшить качество знаний, но и подготовить
студента к предстоящей профессиональной деятельности.
Рисунок 1 – Сравнительная динамика
участия студентов в НИР
Активное ведение
преподавателями кафедры научной работы и использование ее итогов в учебном
процессе позволяет вводить студентов в «лабораторию» научного поиска, прививает
им интерес к творчеству и исследовательской деятельности, активизирует их
участие в студенческой научно–исследовательской работе.
Таким образом, обучение
с систематическим целенаправленным участием студентов в научной и
научно-исследовательской деятельности создает условия для становления
образовательной системы, реализующей основные инновационные принципы при
подготовке высококвалифицированного специалиста.
Объединенными усилиями
надо способствовать тому, чтобы российский инженерный корпус действительно стал
двигателем экономического и социального прогресса общества, а инженерное
образование - ключевым фактором этого развития.
|