Суббота, 04.05.2024, 12:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов.

Научно-исследовательская деятельность студентов как инновационный подход для повышения качества профессионального образования

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

А.Л. Миронова, зав. кафедрой технологии машиностроения,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны,

Е-mail: mironova2001@yandex.ru

 

Статус кафедры технологии машиностроения предполагает проведение фундаментальных и прикладных исследований в области специальных и общепрофессиональных дисциплин. Это объясняется тем, что бурные темпы развития науки и техники ставят задачу подготовки специалистов, обладающих наряду с глубокими узкоспециальными знаниями также и методологической подготовкой широкого профиля, получаемой на базе профессиональных образовательных программ, интенсивной учебной и научно-исследовательской работой. На передний план выступают новые требования - инновационное образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью.

Инженер - это творческая личность, инженер-исследователь, который должен быть знаком, как с новейшими технологиями, так и с методами математического моделирования, свободно владеть компьютерной техникой и современным программным обеспечением. В процессе обучения в вузе студент должен приобрести навыки активного исследователя, способного выделять важнейшие принципы, оценивать главные параметры и свойства создаваемых технических систем, уметь представлять их в виде моделей, грамотно использовать весь арсенал современных методов и средств, позволяющих проверять и уточнять правильность выбранных расчетных схем, конструктивных форм создаваемых изделий, материалов и технологий.

Научно-исследовательская работа на кафедре является составной частью научно-исследовательской подготовки специалистов по направлениям и специальностям.Основные направления НИР кафедр соответствуют профилю подготовки специалистов.

Наука на кафедре занимает особое положение, так как она решает актуальные задачи и проблемы, обеспечивает подготовку научно-технических кадров, активно воздействует на повышение качества выпускаемых специалистов и, в целом направлена на выполнение следующих задач:

– развитие основных научных направлений кафедры как базиса для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

– расширение взаимодействия кафедры с предприятиями машиностроительного комплекса и учебными заведениями г. Ливны при выполнении договорных и научно–исследовательских работ;

– организация и проведение научно-методической деятельности, направленной на развитие научно-методического и информационного сопровождения образовательного процесса на кафедре, повышение его качества;

– развитие научных объединений преподавателей по приоритетным направлениям науки, технологий и техники на базе лабораторий и кафедр филиала;

– повышение качества образовательного процесса на основе привлечения студентов к научно-исследовательской работе, к участию в конкурсах грантов, конкурсах и конференциях различного уровня;

– совершенствование механизмов внедрения результатов НИР в образовательную практику на основе апробации новых форм организации НИР.

Объектами НИР на кафедре являются как предметные области, так и проблемы образования, исследуемые в целях совершенствования работы, направленной на повышение качества образования, обновление его содержания, апробацию новых форм организации учебного процесса.

На кафедре технологии машиностроения одним из направлений инновационного развития является научно-исследовательская работа студентов. Эта работа является составной частью учебного процесса и имеет целью углубление фундаментальных теоретических знаний, обучение студентов основам методики научного исследования, выработку умений и навыков научно-исследовательской работы. Функционирование системы НИРС является не самоцелью, а служит формированию и развитию у студентов творческих созидательных способностей, которые помогают обоснованно и эффективно решать возникающие профессиональные задачи. В современной теории и практике научно-исследовательская деятельность дополняет учебный процесс, а научная работа студентов предполагает их самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения.

Для более наглядного представления динамики развития студенческой научно-исследовательской работы на кафедре был проведен анализ соотношения студентов, активно участвующих в НИРС к общему контингенту, обучающихся по специальности 151001 «Технология машиностроения» и направлению 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» в период с 2007 по 2013 год. По графику (рисунок 1) видно, что не смотря на резкие колебания контингента процент участвующих в НИРС колеблется незначительно.

Подобный анализ позволяет проследить тенденции развития, определить направления дальнейшей деятельности и скорректировать методы достижения поставленных целей в конкретных условиях. Выявлять среди студентов первого курса ребят, участвовавших в школьных исследовательских работах и вовлекатьих к научно–исследовательской деятельности, начиная с первого курса обучения, а также в связи с тем, что студенты старших курсов уже работают на предприятиях в качестве инженерно–технических кадров проводить совместные прикладные работы для решения конкретных производственных задач.

Подобное сотрудничество с предприятиями позволяет не только улучшить качество знаний, но и подготовить студента к предстоящей профессиональной деятельности.


Рисунок 1 – Сравнительная динамика участия студентов в НИР

 

Активное ведение преподавателями кафедры научной работы и использование ее итогов в учебном процессе позволяет вводить студентов в «лабораторию» научного поиска, прививает им интерес к творчеству и исследовательской деятельности, активизирует их участие в студенческой научно–исследовательской работе.

Таким образом, обучение с систематическим целенаправленным участием студентов в научной и научно-исследовательской деятельности создает условия для становления образовательной системы, реализующей основные инновационные принципы при подготовке высококвалифицированного специалиста.

Объединенными усилиями надо способствовать тому, чтобы российский инженерный корпус действительно стал двигателем экономического и социального прогресса общества, а инженерное образование - ключевым фактором этого развития.

 

Категория: 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов. | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 2091 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика