Пятница, 17.05.2024, 19:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов.

Из опыта применения проектной технологии на учебных занятиях по дисциплине «История архитектуры»

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ»

 

Г.А.Харланова, старший методист, преподаватель дисциплин

«История архитектуры», «Культурология»,

Многопрофильный колледж ФГБОУ ВПО Орел ГАУ

 

Развитие зрелой личности невозможно без формирования культурно-нравственных, индивидуально-личностных, социальных ценностей. Глобальной проблемой настоящего времени становится сохранение тесной духовной связи между отдельной личностью современного российского общества и национальным достоянием родного народа. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес к русскому зодчеству и искусству, как элементов родной культуры. Это дает возможность ментального постижения культурного опыта предшествующих поколений и развивает ответственность перед настоящим и будущим. В архитектуре, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, наши предки оставили нам культурные ценности, проверенные веками. Чем больше студенты будут узнавать о национальных духовных сокровищах, тем больше будут уважать свою Родину и другие народы. Таким эффективным средством осмысления родной культуры является исследовательская работа студентов.

Проектная деятельность в стремительном темпе становится ведущим направлением в образовательном процессе. Успех во многом определяется тем, насколько каждый преподаватель творчески, профессионально подходит к инновациям, готовность к которой включает три основных компонента: психологический, теоретический и практический. Наличие у него таких основных личностных свойств, как креативность, перцептивность, толерантность, коммуникативность, эмпатийность, способствуют повышению психологической готовности, то есть личностно – мотивационной. Желание внедрять в педагогический процесс инновации приводит, как правило, к отбору специальных технологий, методов, подходов, средств. Именно преподаватель умело создает личностно – развивающие педагогические ситуации, применяя на практике инновационные технологии. Обучение направлено на активную деятельность самого студента, где преподаватель выступает в роли организатора данного процесса. Результатом является развитие личности самого обучающегося, его мыслительной деятельности, переводимой в решение практических проблем.

Метод проектов предполагает использование  широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого студента, участвующего в разработке проекта. А также разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Организация самостоятельной работы студентов позволяет им в большей степени интересно и многопланово проявить свои личностные качества, знания по дисциплине, достичь значимых для них определенных успехов. Особенностью обозначенной работы преподавателя является процесс объединения обучающей (дидактической) деятельности студентов, научно – методической и исследовательской. Специфика колледжа обусловливает подход к проектной работе. Будущий компетентный специалист обязан быть «функционально грамотным», т. е. уметь выполнять свои профессиональные, социальные обязанности. Основные принципы проектной работы – это вариативность формы работы студентов. Как правило, на учебных занятиях по истории архитектуры, а также преподаваемой мною культурологии, используется индивидуальная, парная и групповая формы работы. Соблюдаются следующие принципы: решение проблем, интересное обучение, личностный фактор, адаптация задания. Самостоятельная работа студентов состоит из нескольких этапов: определение проблемы, цели, направления, содержания деятельности и исследования, структура проекта, его ресурсное направление, открытая защита проекта, контроль. На начальном этапе одна из главных задач – мотивация. Привлекательный мотив предстоящей работы  помогает в достижении цели. Состав команд, как правило, по уровню знаний учебной дисциплины, личностных способностей должен быть примерно равным. Это обеспечит одинаковый «старт» в их исследовательской дистанции и создаст определенную атмосферу соревнования. Применяется дифференцированный подход в определении содержания тем проектов. Обязательно учитывается уровень актуального развития каждого студента, зону его ближайшего развития и ориентация на получение собственного продуктивного результата. В текущем учебном году студенты выбрали по общепрофессиональной дисциплине «История архитектуры» следующие темы: «Культовое строительство Древнерусского государства», «Архитектура Владимиро–Суздальского княжества», «Архитектура Московского княжества» и т.д. А по смежной дисциплине «Культурология» - «Культура древних славян», «Живопись отечественных художников», «Народные промыслы». Выступая в качестве консультанта, предлагаю студентам способы сбора и виды необходимой информации. Второй этап представлен выполнением проекта. Обращаю внимание студентов на то, что можно пользоваться не только литературными источниками, но и сетью Интернет. Это является показателем их информационной культуры. Объясняю приемы обработки данных, предлагаю примеры в виде образцов освещения информации на учебном занятии. На этом этапе надо подвести студентов к самостоятельному анализу собранного материала. Немаловажным является создание благоприятной психологической обстановки. Изучению родной культуре на начальном этапе особенно способствует необычный дизайн интерьера учебного кабинета «Культурология». Первое посещение кабинета всегда поражает студентов своей атмосферой, которая как бы вводит в национальную культуру. Это не музей народных экспонатов, а действительно учебный кабинет с телевизором, DVD, мультимедийной установкой. Студенты приняли самое активное участие в составлении коллекции. Она состоит из таких подлинных предметов крестьянской быта, как прялка, самовар, рубель, балалайка, трещотка, дудка, лапти, утюги, кувшины, рушники, корзины, ухваты, хохломские и гжельские изделия и т.п. Студенты смогли отреставрировать их и подарить им вторую жизнь. Кроме того, здесь представлены изделия, изготовленные руками студентов и изображения праздничных народных костюмов. Красочные женские костюмы со сверкающими головными уборами всегда привлекают внимание студентов. В них с наибольшей яркостью проявляется особый дар русского народа. Регулярные экскурсии в музеи, выставки городов Орла Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Владимира также способствуют пониманию эстетики народного творчества и осознания значимости коллективного труда в ходе исследовательской работы. Проектируя достижения предков на себя, студенты начинают осознавать, что от их индивидуального труда также зависит общий результат проекта. Все работы каждой группы объединяются в единое целое. В тесном постоянном контакте с преподавателем «внутренняя» работа студента упорядочивается, осознается важность не только собственного мнения, суждения, познания, но и точки зрения других членов группы. Оформление работы происходит на следующем, третьем этапе. Результатом исследования в последнее время все чаще можно увидеть компьютерную презентацию. Удивляет и радует, как студенты быстро осваивают данную технологию. Четвертый этап – презентация проекта. В какой бы форме презентация ни была бы представлена, все должно быть преподавателем принято позитивно. Так, например, для выполнения работы «Храмы города Орла» студенты проделали объемную поисковую работу. Она включает и экскурсии в действующие церкви города с целью ознакомления культового строительства по согласованию со священнослужителями. Студенты в подготовленном теоретическом материале раскрыли историю архитектуры старинных храмов родного города. Выделили их стилистические особенности. Раскрыли причины уничтожения отдельных храмов. Представили эскизы реальных и существующих только в их воображении  православных храмов. Творческие работы основаны на классических типах культовых сооружений, наглядно показывая связь времен. Данные задания помогают развивать способности, понимать и быть понятым, осознавать свои действия, анализировать, предвидеть затруднения, проектировать. Защиту проектов команд можно проводить в соревновательной форме. В изложении тщательно проработанного материала с демонстрацией презентаций участвуют все члены команды. А после ознакомления с новым материалом каждая команда предлагает соперникам кроссворды, тесты с вариантами ответов. Целью такой самостоятельной работы является закрепление новой темы. Пятым этапом является контрольным. Необходимо придерживаться основных принципов оценки проектной работы: оценку выставлять за конечный результат работы, за уровень, многоплановость, творчество проекта; оценивая чистовой вариант, не следует вносить исправления, а только добавления. А по итогам занятия, носящего соревновательный характер, обязательно проводится анализ деятельности отдельного студента членами группы, практикуется самооценка каждого студента. Такой подход помогает студенту определить реальный уровень своего интеллектуального развития. По итогам исследовательской работы, студенты также получили моральный продуктивный результат. С увлечением, сообща, они узнавали о культуре наших предков. А полученные знания воплотили в театрализованных играх, в изготовлении своими руками предметов быта прошедших времен, творческих работах. Студенты под звуки русской народной музыки создавали эскизы женской одежды на национальные мотивы. Познакомились с информацией по изготовлению одежды на основе нанотехнологий, сделанные с помощью компьютерной графики. Были подготовлены творческие работы о технике и художественных особенностях коклюшечного кружева, крестьянской набойки. Проведены мастер – классы «Русская коса», «Кружева». Целью данной педагогической деятельности является познавательное, нравственное и эстетическое развитие студентов на основе традиций родной культуры, развитие познавательных способностей понимания живописных и стилистических особенностей народного творчества, формирование умений использовать полученные теоретические знания о культуре русского народа на практике. Содержание проектной работы составляется с учетом междисциплинарных и интерактивных подходов. Структура рассматривает выделение сфер русской народной культуры и раскрытие их в историко-культурном контексте. Это позволяет студентам осмыслить зодчество, живопись, музыку и другие сферы фольклора русского народа как единый комплекс, приоткрыть глубину его эстетических пристрастий в конкретный исторический период.

Определенным результатом данной деятельности можно назвать участие студентов в различных конкурсах. В качестве научного руководителя мною были подготовлены студенты для участия в международном творческом конкурсе «Храм Василия Блаженного – история, душа и красота России», всероссийском конкурсе «Интеграция», конкурса научно-исследовательских работ в рамках региональной научно-практической конференции «Просвещение, нравственность и религия в России: История и современность» (2 место в номинации «Использование культурно-исторического наследия Орловского края в духовно-нравственном и патриотическом воспитании»). Результатом научного руководства учебного проекта студентки Федоренко К. в Российском заочном конкурсе проектов стало получение диплома (2 место). За подготовку лауреатов Всероссийского заочного конкурса научно – исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» 2011 - 2012 гг. (Пайманова М.), 2012-2013 гг. (Елисеев Н.), Всероссийского конкурса талантливой молодежи «Национальное достояние России», 2013г. (Пайманова М.) награждена дипломами Министерства образования и науки РФ.

Проектная деятельность дает большую возможность понимать с позиции современности богатейшее культурное наследие наших предков, осознавать важность межпоколенной общности людей. Осознание студентами собственных личностных особенностей, знаний, умений и соотнесение их с требованиями профессии способствует созданию индивидуальной траектории творческого саморазвития.

Взаимное сотрудничество преподавателя и студентов приводит к более глубокому осмыслению требований квалификационной характеристики выпускника к профессиональной деятельности. Для этого в образовательном процессе необходимо использовать комплексную программу внедрения инновационных технологий.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Дутова О.Б., Крылова О.Н., Мосина А.В. Традиционные и инновационные формы и технологии обучения студентов: Учебное пособие/Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Эпиграф, 2007

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ч.3: Научно-практическое пособие для учителей.-Ростов н/Д: Учитель, 2006

 

 

Категория: 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов. | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 1137 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика