Пятница, 17.05.2024, 21:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов.

Исследовательская деятельность – средство реализации творческого потенциала студента

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА

 

Л.Ю. Гаврилова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, Ливны,

Е-mail: lytasik@mail.ru

 

Среди разнообразия методов обучения особое место занимает исследовательский метод.

Наша эпоха требует от людей в большей степени не репродуктивного воспроизведения готовых знаний, а умения добывать их, находя нестандартные решения проблем, расширяя горизонты, реализуя личностный потенциал. Одна из задач современных учебных заведений, заключается в формировании потребности в таком подходе к другим, а также способности реализовать его на практике.

Исследовательская деятельность обучающихся может сыграть в этом процессе значительную роль. Нередко многие дисциплины рассматриваются в качестве среды развития творческих способностей обучающихся. Безусловно, потенциальные возможности исследовательской работы, велики.

Исследовательское направление является генератором интересных, прогрессивных идей, это дает возможность обучающимся проявить талант, самовыразиться через собственную исследовательскую деятельность.

Главной целью современного образования является не заучивание огромного объема информации, чтобы использовать его потом всю оставшуюся жизнь, а умение работать с этим массивом, выбирать из него необходимые знания, уметь их анализировать, обобщить. Поэтому уже давно большинство преподавателей, в том числе и мы, склоняемся к мысли, что необходимо формировать у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, как, напри­мер, исследовательская деятельность.

Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску. Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. Идеи исследовательского метода обучения получили развитие в трудах ученых Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера. В процессе реализации исследовательского метода обучения у студента формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельный и альтернативный подход к поиску решения проблемы и др.. В контексте формирования знаний, умений и навыков на основе гуманистической, личностно – ориентированной модели образования и применения исследовательского метода обучения, ведущая роль отводится методу проектов, основой которого является умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Метод проектов позволяет удачно сочетать признаки исследовательских, творческих, информационных проектов и одновременно ориентирован на междисциплинарные связи. Проектная деятельность позволяет студенту широко использовать информационные технологии не только на уроках информатики, но и математики, физики и др. дисциплин. Для студента создаются благоприятные условия самостоятельной творческой работы за домашним компьютером. Используя Интернет, студент расширяет виды учебной деятельности (поиск и обработка информации по предмету), предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией, дает возможности для профессионального роста, открывает новые творческие возможности: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету.


Рисунок 1. Использование компьютера в учебном процессе

Применение компьютера в учебном процессе отражено в диаграмме (рис. 1), построенной по результатам анкетирования среди студентов 1 курса. Заметим, что современные студенты очень активны в применении компьютера в учебных целях, проявляют большую творческую активность и, как следствие, развивают творческие способности под руководством преподавателей. При этом вокруг студента образуется своеобразная индивидуальная образовательная траектория, которая помогает ему реализовать свой личностный потенциал, т.е. развивать коммуникативные, познавательные и творческие способности.

Цели и задачи научно-исследовательской работы

·          Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

·          Выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

·          Активное включение учащихся колледжа в процесс самосовершенствования и самопознания.

·          Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

·          Организация научно-исследовательской деятельности студентов для усовершенствования процесса обучения и профессионального становления.

·          Формирование навыков публичного выступления перед большой аудиторией.

Основные направления научно-исследовательской работы

·          Включение в научно-исследовательскую деятельность способных студентов в соответствии с их интересами в той или иной области знаний.

·          Обучение студентов работе с научной литературой, формирование информационной культуры научного исследования.

·          Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи студентам в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

·          Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

·          Привлечение преподавателей к руководству научно-исследовательских работ студентов.

·          Рецензирование научно-исследовательских работ студентов при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

·          Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, смотров-конкурсов.

·          Редактирование и издание студенческих сборников.

Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности начинается с первого самостоятельно написанного реферата, участию в конференции, творческом отчете, олимпиаде, выполнению лабораторных и практических работ.

Как правило, те студенты, которые занимают призовые места в таком конкурсе, успешно учатся, принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности.

Ежегодно в нашем филиале на конференциях проходит представление исследовательских работ, выполненных студентами под руководством преподавателей.

От исследовательской и творческой деятельности студенты получают импульс и желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать.

Научно - исследовательские и экспериментальные типы творческих работ позволяют обучающимся наиболее полно раскрыть свои творческие способности, проявить себя как «творца», генератора новых идей, так как при выполнении данных типов исследовательских работ ни сам преподаватель, ни начинающий исследователь не знают, каким будет окончательный результат выполняе­мого ими исследования.

Обучающиеся, занимающиеся исследовательскими работами, не запланированными учебным планом, трудятся над своими проектами не одни, вместе с ними исследовательской деятельностью занимается и преподаватель. В данном случае мы, преподаватели, являемся не консультантами, а партнерами, коллегами, разрабатывающими аналогичную исследовательскую тему. Следовательно, между студентами и преподавателями идет более интенсивное и тесное общение.

Студенты, занимаясь исследовательской деятельностью, делают вклад в общий банк знаний, приобщаются к «высокому» творчеству. Полученные в ходе исследования конкретные навыки позволяют обучающимся иметь возможность и способность работать с ранее неизвестными объектами. В связи с тем, что диапазон интересов студентов достаточно широк и исследуются разные объекты, то каждая исследовательская тема - это шаг по пути расширения кругозора обучающихся и преподавателей.

Выполняя исследовательскую работу, обучающиеся не только актуализируют свой текущий познавательный интерес и творческий потенциал, но могут и далее осуществлять конкретные шаги по его удовлетворению.

Исследовательская деятельность - это тот путь, который позволяет развиваться как «творцу» и обучающимся, и преподавателям. Но, чтобы этот процесс был именно развитием, необходимо выбирать для исследования темы с некой «изюминкой», рождающей уникальные идеи.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. http://lib.gmsib.ru/index.php?resource=10249&id_site=11. Реферат как жанр научного стиля.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.

3. Программа развития среднего профессионального образования Россия на 2000-2005 годы // Среднее профессиональное образование. 2000. №4. С. 10.

4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

5. Самохин Ю. Организация учебно-исследовательской и проектной работы старшеклассника. Проблемы педагогического руководства». Научно-практическая конференция Московской международной академии детско-юношеского туризма и краеведения. Сборник материалов. - М., 2002.

6. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении // Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.

Категория: 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов. | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 3291 | Рейтинг: 3.6/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика