Вторник, 21.05.2024, 03:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов.

Информационные технологии реализации метода проектов

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ

МЕТОДА ПРОЕКТОВ

 

И.В. Рудоманенко,

Карачевский филиал Госуниверситета-УНПК, г. Карачев,

Е-mail: Ira-nika3@mail.ru

 

 

История возникновения метода проектов

Проектная деятельность играет всё возрастающую роль в современной научно-педагогической теории и практике. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX века. Возникнув в педагогике как одна из форм воплощения в образовании исследовательского метода, метод проектов вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научно-теоретическое начала [1-3].

Исторические исследования указывают на то, что метод проектов возник в архитектурных мастерских Италии еще в XVI-XVII веках. Периоды становления и развития метода проектов можно разделить на семь этапов (рисунок 1).


Рисунок 1. Этапы становления проектной деятельности

Первый этап (1590-1765 гг.) характеризуется началом проектной деятельности в архитектурных школах-мастерских Европы, что явилось результатом разделения труда между теми, кто обязан был представить проект в той или иной знаковой форме и теми, кто отвечал за его осуществление на практике.

Второй этап (1765-1880 гг.) – использование проектов в качестве метода обучения в педагогической практике, создание которых является результатом интеграции различных областей науки и практики.

Третий этап (1880-1915 гг.) – формирование системного проектирования объектов, применение в производственном обучении и в общеобразовательных школах. Именно в этот период метод проектов был впервые внедрен в российскую систему образования (1905 г.) С.Т. Шацким.

Четвёртый этап (1915-1955 гг.) – переосмысление метода проектов в процессе крупных социокультурных изменений, вызванных научно-технической революцией. В основу проектного метода обучения были положены идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи.

Пятый этап (1955-1985 гг.) – период международного распространения: связан с попытками выявления психологических и психофизиологических механизмов деятельности проектировщика – «дизайнера»[4].

Шестой этап (1985-2002 гг.) – новое «открытие» технологии проектирования, механизмы функционирования и деятельности которой рассматриваются преимущественно с позиций теории получения и переработки информации.

Седьмой этап – с 2002 года по настоящее время. В современной педагогике проектное обучение, аккумулировав в себе все позитивные стороны, можно реализовать уже не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Информационное содержание метода проектов

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и других странах идеи гуманистического подхода к образованию и метод проектов, предложенные Дж. Дьюи в XX, приобрели большую популярность. Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. Школу он рассматривал как место, где ребенка учат жить в окружающем мире, совместно работать со сверстниками и взрослыми людьми, тем самым приобретая необходимые знания. Обучение при этом должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы, способности, склонности и потребности. Основным способом обучения становится исследование окружающего мира в проектной форме. Любое действие дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить [2].

Понятие проектирования в отечественной педагогической науке широко использовал также А.С. Макаренко, разработавшим основы логики педагогического мышления. Речь шла о проектировании личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника.

В 70-е гг. XX в. терминологический аппарат российской педагогики пополняется понятиями «педагогическое проектирование», «проектировочная деятельность учителя», «педагогический проект».

Во второй половине 90-х гг. прошлого столетия, в связи с развитием идей стандартизации образования, применение проектной деятельности к педагогической теории и практике особенно активизировалось.

Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых компьютерных информационно-коммуникационных технологий [5, 6].

В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве, приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с информацией, причем на разных носителях. Обращение к методу проектов в наше время связано, прежде всего, с тем, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии. Поэтому в реальной педагогической практике проектом называют самые разные виды деятельности.

Информационные технологии реализации метода проектов

Требованиями к использованию метода проектов в учебном процессе с применением информационных компьютерных технологий (ИКТ) являются:

1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность учащегося;

4) определение знаний из областей, необходимых для работы с проектом;

5) структурирование содержательной части проекта;

6) использование исследовательских методов;

7) определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

8) выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

9) анализ полученных данных;

10) оформление конечных результатов;

11) подведение итогов, выводы, творческие отчёты и т.д.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.

Выполнение проектного задания способствует:

1) формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;

2) выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;

3) активизации познавательной деятельности учащихся, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований;

4) развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;

5) воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Действительно, в процессе реализации метода проектов в образовательном процессе могут проявляться такие дополнительные преимущества и особенности учебной деятельности, как:

1) работа учащихся в группах с сетевыми партнерами;

2) усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам;

3) использование новейших средств ИКТ;

4) развитие коммуникативной письменной речи учащихся.

Кроме того, использование подобных педагогических технологий способствует организации совместной работы нескольких преподавателей, объединению аудиторных и внеаудиторных форм работы, изменению содержания образования, связанному с качественно новым доступом учащихся к мировым информационным ресурсам, использованию средств ИКТ в качестве инструмента практически во всех учебных дисциплинах.

Существующий опыт применения подобных методов в высшем профессиональном образовании свидетельствует о наличии новых форм организации учебного процесса, попытках интеграции мультимедиа-материала, представленного в телекоммуникационных сетях, с существующим материалом многих дисциплин, высокой педагогической эффективности создания средств ИКТ в результате коллективной образовательной деятельности.

Задача преподавателя, использующего метод проектов, – подобрать нужные ресурсы и обратить на них внимание учащихся. Основные отличия этого метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:  используемые обучающие электронные издания находятся на различных серверах в сети Интернет; количество информационных ресурсов и связей между ними может быть практически неограниченным; система подачи информации гипертекстом позволяет обучаемому находить собственную траекторию прохождения учебного материала, углублять и расширять знания по желанию и возможностям; гипермедиа-технологии сети Интернет, позволяют при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию.

Основная цель использования информационных ресурсов при реализации метода проектов – закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации учащегося в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.

Достаточно эффективным инструментом метода проектов, реализация которого целесообразна с использованием средств ИКТ, является дидактическая игра. Существует несколько особенностей, которые необходимо учитывать при использовании метода игр в обучении посредством информационных технологий. При организации игры на семинаре с использованием средств ИКТ важно продумать, в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам относительно большую самостоятельность.

Дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению.

Игра стимулирует формирование чувства внутренней свободы, ощущения дружеской поддержки и возможности оказания в случае необходимость помощи своему партнеру, что способствует сближению участников, углубляет их взаимоотношения. Наличие определенных игровых ограничений развивает способности учащегося к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения правилам, регулирующим выполнение роли.

На старших курсах университета дидактическая игра с применением информационных технологий рассматривается, как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания обучения. Наибольшую возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам «делать ошибки» и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий.

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика. Методология, теория, практика [Текст] / Б.С. Гершунский. – Киев: Высшая школа, 1986. – 367 с.

2 Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: Сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Теория и практика образовательной технологии; под ред. В.В. Гузеева. – М.: Педагогика, 2004. – 402 с.

3 Педагогический энциклопедический словарь [Текст]  / Под ред. В.А. Болотова, Л.С. Глебовой.  – М.: Педагогика, 2008. – 528 с.

4 Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Педагогика, 2000. – 279 с.

5 Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Учебное пособие. – Ч. 2. – Барнаул: Изд-во БГТУ, 2004. – 128 с.

6 Вербицкий, А.А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном обучении [Текст] / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Педагогика, 2006. – 287 с.

 

Категория: 5. Научно-исследовательская, рационали-заторско-изобретательская и проектная деятельность студентов. | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 7772 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика