ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ
МЕТОДА ПРОЕКТОВ
И.В. Рудоманенко,
Карачевский филиал Госуниверситета-УНПК, г. Карачев,
Е-mail: Ira-nika3@mail.ru
История
возникновения метода проектов
Проектная деятельность
играет всё возрастающую роль в современной научно-педагогической теории и
практике. Как педагогическая идея, технология и форма
учебной работы метод проектов получил
распространение в первой трети XX века. Возникнув в педагогике как одна из форм
воплощения в образовании исследовательского метода, метод проектов вобрал в
себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научно-теоретическое
начала [1-3].
Исторические
исследования указывают на то, что метод проектов возник в архитектурных
мастерских Италии еще в XVI-XVII веках. Периоды становления и развития метода
проектов можно разделить на семь этапов (рисунок 1).
Рисунок
1. Этапы становления проектной деятельности
Первый этап
(1590-1765 гг.) характеризуется началом проектной деятельности в архитектурных
школах-мастерских Европы, что явилось результатом разделения труда между теми,
кто обязан был представить проект в той или иной знаковой форме и теми, кто
отвечал за его осуществление на практике.
Второй этап
(1765-1880 гг.) – использование проектов в качестве метода обучения в
педагогической практике, создание которых является результатом интеграции
различных областей науки и практики.
Третий этап
(1880-1915 гг.) – формирование системного проектирования объектов, применение в
производственном обучении и в общеобразовательных школах. Именно в этот период
метод проектов был впервые внедрен в российскую систему образования (1905 г.) С.Т. Шацким.
Четвёртый этап
(1915-1955 гг.) – переосмысление метода проектов в процессе крупных
социокультурных изменений, вызванных научно-технической революцией. В основу
проектного метода обучения были положены идеи американского философа и педагога
Дж. Дьюи.
Пятый этап (1955-1985
гг.) – период международного распространения: связан с попытками выявления
психологических и психофизиологических механизмов деятельности проектировщика –
«дизайнера»[4].
Шестой этап
(1985-2002 гг.) – новое «открытие» технологии проектирования, механизмы
функционирования и деятельности которой рассматриваются преимущественно с позиций
теории получения и переработки информации.
Седьмой этап – с 2002 года по настоящее время. В современной педагогике проектное
обучение, аккумулировав в себе все позитивные стороны, можно реализовать уже не
вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент
образовательных систем.
Информационное
содержание метода проектов
В США, Великобритании,
Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и других
странах идеи гуманистического подхода к образованию и метод проектов, предложенные
Дж. Дьюи в XX, приобрели большую популярность. Миссию образования Дьюи видел в
том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем,
сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные
проблемы. Школу он рассматривал как место, где ребенка учат жить в окружающем
мире, совместно работать со сверстниками и взрослыми людьми, тем самым
приобретая необходимые знания. Обучение при этом должно быть основано на личном
опыте учащихся и ориентировано на их интересы, способности, склонности и
потребности. Основным способом обучения становится исследование окружающего мира
в проектной форме. Любое действие дети должны самостоятельно спланировать,
выполнить, проанализировать и оценить [2].
Понятие проектирования
в отечественной педагогической науке широко использовал также А.С. Макаренко,
разработавшим основы логики педагогического мышления. Речь шла о проектировании
личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей
конкретного воспитанника.
В 70-е гг. XX в.
терминологический аппарат российской педагогики пополняется понятиями
«педагогическое проектирование», «проектировочная деятельность учителя»,
«педагогический проект».
Во второй половине
90-х гг. прошлого столетия, в связи с развитием идей стандартизации
образования, применение проектной деятельности к педагогической теории и
практике особенно активизировалось.
Практические
возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с
появлением и интенсивным развитием сетевых компьютерных информационно-коммуникационных
технологий [5, 6].
В последние годы
метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в
новом качестве, приоритетными умениями для специалистов становятся умения
работать с информацией, причем на разных носителях. Обращение к методу проектов
в наше время связано, прежде всего, с тем, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при
этом новейшие педагогические технологии. Поэтому в реальной педагогической практике
проектом называют самые разные виды деятельности.
Информационные технологии
реализации метода проектов
Требованиями к использованию метода проектов в учебном
процессе с применением информационных компьютерных технологий (ИКТ) являются:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом
плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для
её решения;
2) практическая, теоретическая, познавательная
значимость результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность
учащегося;
4) определение знаний из областей, необходимых для
работы с проектом;
5) структурирование содержательной части проекта;
6) использование исследовательских методов;
7) определение проблемы и вытекающих из неё задач
исследования;
8) выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов
исследования;
9) анализ полученных данных;
10) оформление конечных результатов;
11) подведение итогов, выводы, творческие отчёты и
т.д.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то
проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных
методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки,
техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает
не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.
Выполнение проектного задания способствует:
1) формированию системы базовых знаний и навыков и
дальнейшему их пополнению и развитию;
2) выработке устойчивой мотивации и ощущения
потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;
3) активизации познавательной деятельности учащихся,
особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований;
4) развитию творческих способностей, позволяющих
реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;
5) воспитанию инициативности в получении новых знаний
и самостоятельности в расширении сфер их применения.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся
выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно
использование средств ИКТ. Этот подход органично сочетается с групповым
подходом к обучению. Действительно, в процессе реализации метода проектов в
образовательном процессе могут проявляться такие дополнительные преимущества и
особенности учебной деятельности, как:
1) работа учащихся в группах с сетевыми партнерами;
2) усвоение общекультурных знаний, формирование
мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по
телекоммуникационным каналам;
3) использование новейших средств ИКТ;
4) развитие коммуникативной письменной речи учащихся.
Кроме того, использование подобных педагогических
технологий способствует организации совместной работы нескольких
преподавателей, объединению аудиторных и внеаудиторных форм работы, изменению
содержания образования, связанному с качественно новым доступом учащихся к
мировым информационным ресурсам, использованию средств ИКТ в качестве
инструмента практически во всех учебных дисциплинах.
Существующий опыт применения подобных методов в высшем
профессиональном образовании свидетельствует о наличии новых форм организации
учебного процесса, попытках интеграции мультимедиа-материала, представленного в
телекоммуникационных сетях, с существующим материалом многих дисциплин, высокой
педагогической эффективности создания средств ИКТ в результате коллективной образовательной
деятельности.
Задача преподавателя, использующего метод проектов, –
подобрать нужные ресурсы и обратить на них внимание учащихся. Основные отличия
этого метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы
с литературой состоят в следующем: используемые обучающие электронные издания
находятся на различных серверах в сети Интернет; количество информационных
ресурсов и связей между ними может быть практически неограниченным; система
подачи информации гипертекстом позволяет обучаемому находить собственную
траекторию прохождения учебного материала, углублять и расширять знания по
желанию и возможностям; гипермедиа-технологии сети Интернет, позволяют при
необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики,
озвучивать информацию.
Основная цель использования информационных ресурсов
при реализации метода проектов – закрепление и расширение теоретических знаний
путем ориентации учащегося в огромном количестве самой разнообразной
информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.
Достаточно эффективным инструментом метода проектов,
реализация которого целесообразна с использованием средств ИКТ, является
дидактическая игра. Существует несколько особенностей, которые необходимо учитывать
при использовании метода игр в обучении посредством информационных технологий.
При организации игры на семинаре с использованием средств ИКТ важно продумать,
в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому
недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка.
Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко
представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам
относительно большую самостоятельность.
Дидактические игры, проводимые с использованием
средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать
и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные
на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный
подход к обучению.
Игра стимулирует формирование чувства внутренней
свободы, ощущения дружеской поддержки и возможности оказания в случае
необходимость помощи своему партнеру, что способствует сближению участников,
углубляет их взаимоотношения. Наличие определенных игровых ограничений
развивает способности учащегося к произвольной регуляции деятельности на основе
подчинения поведения правилам, регулирующим выполнение роли.
На старших курсах университета дидактическая игра с
применением информационных технологий рассматривается, как возможность учащихся
проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания обучения. Наибольшую
возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры
приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам «делать ошибки» и,
анализируя их, видеть причины и последствия таких действий.
ЛИТЕРАТУРА
1 Гершунский,
Б.С. Педагогическая прогностика. Методология, теория, практика [Текст] / Б.С.
Гершунский. – Киев: Высшая школа, 1986. – 367 с.
2 Дахин, А.Н. Педагогическое
моделирование: Сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин
// Теория и практика образовательной технологии; под ред. В.В. Гузеева. – М.:
Педагогика, 2004. – 402 с.
3 Педагогический энциклопедический словарь
[Текст] / Под ред. В.А. Болотова, Л.С.
Глебовой. – М.: Педагогика, 2008. – 528
с.
4 Хуторской, А.В. Развитие одаренности
школьников: Методика продуктивного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. – М.:
Педагогика, 2000. – 279 с.
5 Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке
специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Учебное пособие. – Ч.
2. – Барнаул: Изд-во БГТУ, 2004. – 128 с.
6 Вербицкий,
А.А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном обучении [Текст] /
А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. – М.: Педагогика, 2006. – 287 с.
|