ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Ю.Н. Королева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, Ливны
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот
факт, что XXI век – век информатизации и компьютеризации, что является
одним из условий успешного развития экономки, науки и культуры. Это означает,
что одной из важнейших задач стоящих перед современным образованием, считается
подготовка конкурентноспособного специалиста, способного применять новые
информационные и компьютерные технологии.
Интернет технологии делают образовательный
процесс более открытым для новых идей и источников знаний. При использовании
информационно-коммуникативных технологий на занятиях удаётся включить в активную
познавательную деятельность слабых студентов, повысить их интерес к предмету,
осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний обучающихся, приучать к
самооценке результатов своего труда, нацелить участников образовательного
процесса на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений,
навыков учебной и мыслительной деятельности.
Таким образом, мультимедийные и компьютерные
технологии являются именно таким коммуникативным средством, которое дает
возможность универсального применения на занятиях иностранного языка и
предлагает широкие возможности комплексного использования в отличие от
традиционных технических средств.
В переводе с английского multimedia -
многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и
мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения
компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление,
помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется
возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые
задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять
собой целый видеосюжет.
На уроках иностранного языка с помощью
компьютера можно решать целый ряд задач:
- формировать навыки и умения
чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать
умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
- отрабатывать
грамматику и совершенствовать умения письменной речи;
- пополнять свой
словарный запас лексикой современного иностранного языка;
- тренировать
произношение;
- знакомить с культурой
и традициями страны изучаемого языка.
В настоящее время очень активно в учебную
деятельность вошли мультимедийные презентации. Очень часто на занятиях иностранного
языка я использую мультимедийные презентации, выполненные в программе Power Point.
Преимущества
Power Point можно отметить в:
- сочетании
разнообразной текстовой, аудио – видео наглядности;
- семантизации нового
лексического и грамматического материала, осуществлении опорной поддержки при
обучении всем видам речевой деятельности;
- возможности управления
вниманием обучающихся за счёт эффектов анимации и гиперссылок;
- возможности
использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры,
таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
- активизации внимания
всего класса;
- осуществлении контроля
за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
- сочетании аудиторной и
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- экономии учебного
времени;
- поддержании
познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, эффективности
восприятия и запоминания нового учебного материала;
- формировании
компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающихся,
развитии их креативных способностей в организации учебной работы.
Отличие
презентации Power Point от традиционных средств наглядности заключается в том,
что она:
- интерактивна (способна
изменяться и реагировать на действия пользователя)
- мультимедийна
(используется комплекс эффектов: текст, звук, графика)
- информация
представлена комплексно (возможность управления показом презентации в различном
режиме).
Если рассматривать на практике применение
мультимедийных презентации, то хотелось бы отметить, что при введении нового
материала в виде презентации, особенно грамматики, позволяет не только существенно
экономить время, но и привлекает внимание учащихся, представляя вводимый
материал в виде красочной таблицы. Здесь же можно организовать первичное
закрепление, выведя на экран задания на подстановку и работая в режиме преподаватель-группа.
Можно также организовать самостоятельную работу студентов с последующей
самопроверкой, показав ответы на экране.
Мультимедийные презентации также очень удобны при
предъявлении страноведческих реалий, при знакомстве с культурой англоговорящих и
немецкоговорящих стран. В своей работе я использую собственные презентации,
созданные при помощи фотографий взятых с сайтов в Интернете.
При отработке лексики прекрасно зарекомендовало
себя использование презентаций. Задания могут быть составлены дифференцировано,
с учетом уровня обученности студентов:
- сопоставь картинку и
слово;
- составь слово из букв;
- заполни кроссворд;
- вставь слово в
предложение и т.д.
Такие задания обеспечивают моментальную обратную
связь, помогают организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с
группой.
Стоит отметить, что применение мультимедийных
презентаций на занятиях позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми
знаниями на занятии, преодолеть языковые трудности, позволяет достичь цели и
решить задачи обучения иностранному языку.
Наглядность предложенного материала не только привлекает внимание обучающихся,
но и воздействует на зрительную память, что позволяет лучше усваивать материал,
стимулирует их активность на занятии и вовлекает в изучении темы, а также дает
возможность погружения в культуру изучаемого языка и лучшего ее понимания.
Применяя мультимедийные презентации, я заметила, что у студентов повысился
интерес и мотивация к изучению иностранного языка, стимулируется познавательный
интерес и возросла эффективность самостоятельной работы. Еще большую
заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым студентам под
руководством преподавателя подготовить презентацию к уроку.
В заключение, хочется отметить, что применение
современных технологий в образовательном процессе создаёт
благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам
современного общества. Современные педагоги должны активно включать
мультимедийные презентации в структуру урока. Тем не менее, необходимо
подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс программы Microsoft Power Point
вовсе не исключает из него традиционные методы обучения, а гармонично
сочетается с ними на всех этапах обучения. И все же, как бы ни было заманчиво
применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может
заменить слово самого педагога.
|