Вторник, 21.05.2024, 01:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса

Технологии активного обучения и их применение в преподавании литературы

ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

И.П. Говорова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г. Ливны

 

 «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят безжизненную фигуру. А мудрый воспитатель – живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».

                                                                                     Иоанн Златоуст.

«…Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела».

                                                                                     Л.Н. Толстой.

«Школа, кроме целей утилитарных, преследует и этические задачи. Она должна стремиться к тому, чтобы в ней вырабатывались здоровые понятия о жизни, а также высокие идеалы».                                                                                                                                                                        А.А. Шахматов.

Профессия педагога, учителя, преподавателя – творческая. Справедливо считается, что она находится на стыке науки и искусства. От педагога требуется совершенное владение не только предметом, что является естественным, но и педагогической, современной дидактической, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета. Преподаватель должен в определенной степени обладать артистизмом, искусством актерского мастерства. Если у него плохая дикция, если он монотонен при изложении материала, скучен и сер, значит, он не профессионал в полном понимании учительской профессии.

Учитель – это личность. Он воздействует на своих учеников авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Это действительно так. Однако ни одна профессия не обходится без овладения техникой мастерства. Такой техникой у педагога являются различные технологии, и он должен уметь владеть ими, чтобы, как и у представителей любой другой профессии, они стали незаметными, органичными компонентами его творчества. Для этого необходима скрупулезная каждодневная работа. Разумеется, деятельность преподавателя не ограничивается рамками занятия, и все же именно оно является основным продуктом педагогической деятельности.

Логика познания, психология познавательной деятельности, принятая концепция обучения диктуют отбор не только и не столько содержания, но и методов, организационных форм, средств обучения. Они и являются компонентами, слагаемыми современных педагогических, образовательных технологий.

Термин «технология» нелегко пробивал себе дорогу и признание применительно к педагогическому процессу. Он отторгался педагогами-сторонниками точки зрения, что педагогическая профессия сродни искусству, и поэтому не может быть регламентирована и технологизирована. Однако помнится, когда-то разрабатывали УМК по предмету, частью которого была технологическая карта урока с жестко предписанными методами и средствами обучения. Такие карты остались в прошлом. Но термин «технология» все чаще стал использоваться в педагогической среде, причем, в словосочетаниях «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания», «образовательная технология».

В Толковом словаре В.И. Даля дано такое определение: «Технология – наука техники. Техника – искусство, знание, умение, приемы работы и приложение их к делу». Педагогическая же технология – это совокупность форм, методов и средств обучения. Но сегодня больше говорят об образовательных технологиях. Термин «технология образования» более емкий, он подразумевает еще и воспитание студентов, формирование и развитие их личностных качеств. Поэтому одной из главных, синтезирующих образовательных технологий считается личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию.

Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно школа и вуз готовят человека к деятельности в разных сферах культурной, политической и экономической жизни общества. Выпускник современной школы должен уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике; самостоятельно критически и творчески мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно трудиться над развитием собственного нравственного, интеллектуального и культурного уровня.

В современных условиях изменилась и роль преподавателя, который перестал быть просто единоличным хранителем истины и знаний. Теперь преподаватель – это скорее руководитель проекта, менеджер, режиссер обучения, а самое главное – коллега. На смену авторитарной педагогики пришла педагогика сотрудничества. Акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности учащихся и студентов. Их личностное ориентирование выступает одной из главных образовательных целей.

Придавая особое значение роли преподавателя в обучении, напомню, что достоинство учебного предмета зависит не только от личности преподавателя, но и от технических учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям, какими бы основательными и разумными они не казались.

Так как процесс обучения связан с выбором форм, методов и средств, остановимся на них. Методы обучения – это способы взаимосвязи преподавателя и студента, направленные на овладение учениками знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Существует огромный арсенал методов и приемов. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя как раз и заключается в том, чтобы применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогом целями.

Особую роль в обучении играют активные формы и методы обучения, или технологии активного обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение и общение. Для активизации познавательной деятельности студентов используются такие приемы, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач; обращение к наглядным и техническим средствам обучения; побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов и др.

Развитие познавательной активности учащихся требует интеллектуально-эмоционального отклика на процесс познания, стремления к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, проявления интереса к деятельности преподавателя и студентов. Активными методами обучения являются проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод, самостоятельная работа студентов, а также анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение индивидуальных заданий. В рамках того или иного метода используются такие приемы, как головоломка, разыгрывание ролей, инсценировка, словесное рассуждение, сочинение-рассуждение и др.Разумеется, наиболее эффективными являются активные методы обучения, побуждающие студентов к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Ведь новая парадигма образования и ориентирована на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а значит, на использование метода самостоятельной работы студента, самоконтроля и других форм обучения. К наиболее эффективным методам относятся: дидактическая игра, модульное обучение и рейтинговый контроль, тестирование, обучение в сотрудничестве, метод проектирования, проблемного обучения и многие другие.

Как было уже сказано, к числу активно внедряемых в современный образовательный процесс относится технология личностно ориентированного образования. Перспективность данного подхода к обучению связана с общей гуманистической направленностью современного образования, так как личностно ориентированный подход способствует раскрытию и развитию духовных и нравственных возможностей обучающихся.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности применяются методы активного обучения, основанного на игровых технологиях. В рамках этого направления используется метод анализа конкретных ситуаций, или кейс-метод. Метод ситуационного обучения активизирует заинтересованность учащихся в накоплении соответствующих знаний. Использование такого метода способствует выработке у студентов критического взгляда на собственные представления, на позицию других участников, формирует культуру взаимодействия, признание правоты, превосходства предлагаемых решений, одновременно развивает умение отстаивать свою точку зрения. Выступление в такой роли способствует социализации студентов, готовит их к реализации своих социальных функций, что особенно важно для специалистов, которые в своей будущей деятельности будут связаны со сферой общественных отношений.

Наиболее эффективен кейс-метод при изучении литературы. Целью литературного образования является воспитание читателя, а также соотношение нравственного и эстетического воспитания. Метод ситуационного анализа способствует достижению этих целей. С помощью кейс-метода возможна реализация сразу нескольких функций. Это коммуникативная и креативная функции, позволяющие студентам выработать собственные установки и ценностные реакции по отношению к анализируемой ситуации; а также стимулирующая функция, побуждающая их к совершенствованию, переживанию, а также способствующая развитию нравственной самооценки.

Использование метода анализа конкретных ситуаций на уроках литературы формирует у студентов взаимопонимание, ответственность, способность принимать решение, корректность, трудолюбие, терпимость, креативность и другие качества. Кроме того, использование такой технологии создает условие для проявления самовыражения, самоутверждения, самореализации.

При анализе конкретной ситуации полезно рассматривать разнообразные точки зрения на личность писателя, иногда и взаимоисключающие, на значимость его произведений, оценку их идейно-художественного своеобразия. Помимо художественных текстов и критических статей, следует использовать воспоминания современников, письма, автобиографии, дневники. На занятиях применяется и метод проектирования, когда студент выступает субъектом деятельности в реальных жизненных обстоятельствах, описанных в художественных произведениях, или связанных с жизнью их авторов.

При разработке проблемной ситуации важно использовать возможность воссоздания деятельности будущего специалиста через такую форму взаимодействия, как диалог в самых разнообразных его вариантах. Это и круглый стол, брифинг, пресс-конференция, интервью, дискуссия и диспут, мониторинг общественного мнения, аукцион идей, публичная речь и др.

Применение таких форм и методов обучения наиболее эффективно при условии установления равноправных отношений преподавателя и студентов, устойчивого психологического контакта между ними, настоящего сотрудничества и сотворчества. Личность преподавателя, ориентированного на диалогические отношения со студентами, играет огромную роль. Здесь очень важны его глубокие знания, эмоциональность, артистизм, умение вовлечь студентов в диалог, умелое управление аудиторией.

Метод анализа конкретных ситуаций используется при изучении творчества Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.И. Куприна, И.А Бунина, С.А. Есенина, А.А. Блока, А.М. Горького, М.А. Шолохова и других писателей и поэтов. Для этого применяются коллективные формы деятельности студентов, их работа в малых группах, а также индивидуальная работа. Практически каждый студент имеет возможность публичного выступления. Удачные выступления формируют у студентов вкус к хорошо подготовленной, эмоциональной, выразительной, убедительной, яркой речи. Они развивают чувство удовлетворения от публичного успеха. Если это выступление в группе, успех оценивается как общий, что влечет за собой формирование сотрудничества и взаимопонимания.

Применение современных, активных форм в значительной мере актуализирует изучение русской литературы. Разрешение конкретных ситуаций положительно отражается не только на накоплении знаний студентов, но и на формировании их коммуникативных умений и навыков, а также на развитии творческих, лидерских, аналитических, исследовательских способностей и, конечно же, на развитии компетенций, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.

Безусловно, успех и эффективность деятельности преподавателя во многом зависит от используемых педагогом современных форм и методов обучения и воспитания, которые и обозначены понятием «технология». Однако многое в работе преподавателя зависит и от его субъективной педагогической техники, если учитывать, что техника – это умение, мастерство, искусство. Педагогическая же техника – это владение психофизическим аппаратом, огромное количество умений, позволяющих педагогу использовать даже свое тело как инструмент воздействия, голосом, дикцией, пластикой, мимикой, лексикой и даже костюмом создавать свой профессиональный и личностный облик. В этом и заключается искусство и мастерство педагога, направленное на проектирование в человеке всего лучшего, а также формирование сильной, духовно богатой и гармонично развитой личности студента.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2002. – 368 с.

2. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544 с.

3. Семушина, Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей. – М.: Мастерство, 2004. – 272с.

4.Технологии обучения: Сущность, опыт и проблемы развития. Доклады и материалы научно-практической конференции. – М.: 1998. – 107 с.

5. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

 

 

 

 

 

Категория: 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 4095 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика