СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Т.М. Сидоренко, ст. преподаватель,
Л.П. Лысенко, преподаватель,
Ливенский
филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,
Е-mail: kafEiM@yandex.ru
Реформирование сферы образования, в том числе высшего экономического
образования, обусловлено существенной трансформацией социально-экономической
сферы и инновационными процессами, происходящими в европейском и мировом
образовательном пространстве. Современное общество ставит перед вузами задачу
подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся
условиях экономической действительности и гибко реагировать на проблемы,
требующие срочного решения. Процесс обучения должен обеспечивать каждому
будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и
широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи
особое значение приобретает проблема подготовки экономистов нового поколения,
от компетентности которых во многом зависит развитие экономической ситуации в
нашей стране.
Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специалистов
экономического профиля на основе компетентностного подхода и широкого внедрения
современных педагогических технологий [1].
Задачами компетентностного подхода в области
профессиональной подготовки являются: улучшение взаимодействия с рынком труда,
повышение конкурентоспособности специалистов, обновление программного
содержания, методологий и соответствующей среды обучения.
Компетенции, как результат образования, выступают
главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО, интегрирующим началом
модели выпускника. Компетентностная модель выпускника, с одной стороны,
охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и
объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к
результату образовательного процесса [4].
Особое значение для
профессионального становления специалиста имеет формирование блока
профессиональных компетенций. Формирование этого блока выступает в качестве
приоритетной миссии в становлении многоуровневого образования [3].
Профессиональные знания
– это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их
связей, свойств и отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью
к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач
профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний
студента должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям.
Успех профессиональной
деятельности зависит от навыков. Навык – это совершенное владение действием,
автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем
успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками,
имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей
деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными
показателями.
Студенту нужны навыки,
связанные с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности.
Навыки студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности
операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы.
Навыки коллективной деятельности – результат освоения норм, правил и условий
успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Они
способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего
эмоционального и делового тона общения.
В отличие от навыка
умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение
обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует
сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой
обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки
студентов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему,
охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности [2].
Согласно компетентностного подхода уровень профессиональной подготовки
выпускников вузов определяется степенью овладения ими современными знаниями по
экономике, умениями критически мыслить и повышать эффективность
производственного процесса в условиях ресурсных ограничений [1]. К
основным критериям и показателям сформированности профессиональной
компетентности экономиста можно отнести:
- концептуальный критерий – специальные знания будущих экономистов
(знания по экономике, учету и аудиту, анализу хозяйственной и финансовой
деятельности предприятия, контроля и ревизии, информационных систем);
- инструментальный критерий – способность овладеть основными
профессиональными умениями и навыками (умение проводить экономические расчеты,
вести финансовый учет на предприятии, анализировать хозяйственную и финансовую
деятельности, проводить ревизию деятельности предприятия, умение использовать
информационные технологии в работе экономиста);
- личностно-профессиональный критерий – наличие профессионально важных
качеств экономиста (ответственность, объективность, профессионализм,
внимательность, осторожность) [1].
Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо
воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность,
чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее
значение имеет организация учебной деятельности студентов. Они могут быть
усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т.е. в
результате выполнения определенной системы действий [2].
Для эффективного формирования профессиональной компетентности специалиста
нужно, прежде всего, создать условия для раскрытия его активной позиции [1], что
обеспечивается в ходе прохождения экономической практики.
Экономическая практика
после 3 курса обучения нацелена на приобретение студентами практических навыков
в сфере организации производства, управления трудовыми ресурсами,
организационного поведения, внутрифирменных коммуникаций и делового общения, а
также блока статистико-учетных дисциплин и охраны труда. На основании
теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, происходит
формирование профессионального мастерства в плане обретения организаторских
способностей. Экономическая практика должна создавать условия для получения
каждым студентом навыков работы по направлению «Экономика», формирования умений
принимать самостоятельные решения на конкретных участках работы,
коммуницировать в деловой среде в реальных производственных условиях. По сути, экономическая
практика – это зеркальное отражение будущей работы, реальное, живое дело в
полноценном коллективе.
Развитие
профессиональных компетенций в ходе прохождения экономической практики можно
проследить на рисунке 1. Однако следует сразу оговориться: это не полный
перечень возможных взаимосвязей. При этом наличие большого количества связей
свидетельствует о важности экономической практики в образовательном процессе.
Роль руководителя
практики от университета заключается не только в выдаче задания на практику, принятии
защиты отчета, но и в консультировании студентов по теоретическим вопросам,
работе с литературой, оценивании работы практиканта. Важным при организации
практики становится обеспечение высокого качества прохождения практики
студентами и строгого соответствия ее учебному плану и программам, составление
календарного плана прохождения практики каждому студенту и согласование его с
руководителем практики на предприятии, контроль выполнения практикантами правил
внутреннего распорядка, обеспечение выполнения мероприятий практики. Одним из
направлений совершенствования организации экономической практики должно стать
усиление текущего контроля прохождения практики в соответствии с календарным
графиком, что будет способствовать своевременному и более эффективному развитию
профессиональных компетенций, так как во время практики студент выполняет под
руководством работника предприятия задания, которые относятся к кругу
должностных обязанностей последнего.