Пятница, 17.05.2024, 18:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса

Содержание системы управления качеством педагогического образования социального педагога

СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

 

Е.Н. Афанасьева,

 Мценский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Мценск

Е-mail: Afanasyeva.Katya@yandex.ru

 

Повышение качества образования является одной из главных задач российской образовательной политики. Качественное образование дает возможность выпускникам по специальности среднего профессионального образования 050711 «Социальная педагогика» быстро и эффективно включиться в трудовую деятельность в интересах общества, работодателя и для своей пользы. К основным факторам, оказывающим влияние на качество образования социального педагога, могут быть отнесены:

·        уровень подготовки абитуриентов и организация их отбора;

·        квалификация и мотивация деятельности профессорско-преподавательского состава;

·        содержание образовательных программ;

·        организация учебного процесса;

·        материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

·        учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах;

·       организация контроля  образовательного процесса и его результатов.

Рассмотрим влияние выделенных факторов на содержание системы управления качеством педагогического образования социального педагога среднего профессионального образования и возможные подходы к их решению.

Нестабильное состояние общества, продолжающиеся рыночные изменения в экономике страны, «капитализация» производства предъявляют более высокие требования к специалистам всех областей деятельности. Профессиональные специалисты, от которых зависит принятие важных решений в социальной сфере (социальные педагоги, социальные работники, экономисты, юристы, менеджеры) не имеют права на ошибки. Однако бывает, что уровень профессиональной подготовки специалистов по ведущим направлениям реального сектора экономики подчас не отвечает требованиям работодателя. Большое отрицательное влияние оказывают на молодых людей ориентиры и ценностные установки, прививаемые многими СМИ. Внедрение в сознание молодежи установки на быстрое, легкое, не требующее усилий достижение успеха (богатство, известность, карьера) после окончания образовательного учебного заведения приводит к тому, что выпускник оказывается психологически неподготовленным к рыночной борьбе за свое «место под солнцем». Уровень знаний абитуриентов, их личностные характеристики и мотивация к получению образования по избранной специальности играют решающую роль в их последующем обучении. Положительным направлением в профессиональной ориентации учащихся школ в ранее образованном на муниципальном уровне профессиональных учебных заведениях  была организация учебно-производственных комплексов (УПК), где школьники имели возможность попробовать себя  на элективных курсах в той или иной профессии, сделать правильный выбор. Чем шире спектр ознакомления с профессиями, представляемых в УПК, тем более правильным и осознанным будет выбор школьниками будущей профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями. Личная заинтересованность абитуриента будет способствовать более успешному протеканию учебной деятельности, стимулировать обучение, позволит ему лучше ориентироваться в потоке учебной информации. Целесообразно включать собеседование с абитуриентами в процедуру зачисления для выяснения мотивов получения образования.

Роль преподавателя в образовании всегда была определяющей. Использование в профессиональной деятельности научно-практического и жизненного опыта преподавателя является существенной составной частью образовательного процесса. Преподавателю в любых условиях необходимо, чтобы студенты относились к нему хорошо, хотели бы продолжать с ним работать, чтобы качество учебного процесса под его руководством расценивалось и студентами, и руководством как достаточно высокое.

Организовывать деятельность по добыванию и применению знаний, развитию необходимых умений и навыков преподавателю труднее, чем предоставлять информацию. На современном этапе новые информационные технологии, стимулирующие познавательную активность студентов в педагогическом учебном заведении среднего профессионального образования реализуются не в полной мере. Преподаватели по-прежнему предпочитают воздействовать на образовательный процесс и учебную деятельность через текст, а не активное действие. На практических занятиях  они реализуют тот же информационный подход, увлекаются монологом, тем самым превращая занятия в лекцию. Для улучшения качества образования следует пересмотреть распределение времени между самостоятельной и аудиторной работой в пользу первой и увеличить время индивидуального общения студента с преподавателем.

Общепризнанной является необходимость улучшения материально-технического обеспечения учебного процесса в педагогическом учебном заведении. Оно  включает укомплектование библиотек научной и периодической литературой, предоставление доступа в Интернет, оборудование учебных аудиторий ПЭВМ, позволяющими использовать на занятиях мультимедийные технологии. Открытым остается лишь вопрос о материальных средствах и сроках их выделения.

Потребность рынка труда в социальных педагогах, в конечном счете, определяет и содержание обучения, и судьбу студентов, и будущее профессионального учебного заведения. Мониторинг и прогнозирование изменений рынка труда в регионе по всем специальностям, по которым ведется обучение в педагогическом профессиональном учебном заведении, становятся просто необходимыми видами деятельности образовательного учебного заведения для обеспечения его выживания. В связи с этим важное значение будет иметь установление постоянных связей с соответствующими институтами, школами, дошкольными учебными заведениями, предприятиями, организациями социальной защиты региона и выпускниками профессионального учебного заведения среднего профессионального образования.

Контроль в системе качества образования в ходе подготовки социального педагога среднего профессионального образования является важнейшим средством установления обратной связи. Контроль и оценка знаний в виде традиционных экзаменов и зачетов в настоящее время показали свою неэффективность. По мнению специалистов, необходимо научить студента в каждый момент учебного процесса контролировать уровень своих достижений, чтобы корректировать стиль учения и преодолевать собственные трудности. На смену пассивным студентам педагогического учебного заведения среднего профессионального образования, которых обучали  с помощью стандартных педагогических средств, должны придти активные участники учебного процесса, основанного на равноправном партнерстве преподавателя и обучающихся, установлении постоянной обратной связи.

Учебный процесс в целом удовлетворяет «нормам качества», если:

1.Программа дисциплины и комплекс учебно-методических материалов, разработанные преподавателями, соответствует современным требованиям, принятым внешним и внутренним нормам.

2.Учебный процесс строится с использованием новых информационных технологий.

3.Характер учебного процесса соответствует целям, заявленным в профессиональной образовательной программе.

4.Учебный процесс адаптирован к начальной подготовке студентов.

5.Преподаватель является носителем идей педагогики сотрудничества, гуманизации отношений со студентами, студенты чувствуют доверие и уважение преподавателя к ним.

6.На занятиях используются современные методы активного обучения.

7.Студенты учатся с интересом, понимают, зачем изучают педагогические дисциплины.

8.Обучающиеся на занятиях активны, задают вопросы преподавателю, отвечают на заданные вопросы по собственной инициативе, не занимаются посторонними делами.

9.Общий эмоциональный настрой на занятиях положительный.

10.Информация приобретается в деятельности, моделирующей будущую профессиональную деятельность, для решения конкретных проблемных ситуаций.

11.Студенты стремятся к активному самоконтролю и контролю (не прячут свое незнание).

12.Студенты осознают собственные продуктивные алгоритмы учебной деятельности.

13.Студенты активно взаимодействуют между собой в ходе учебного процесса.

14.Студенты в своем большинстве понимают и принимают преподавателя, имеют желание продолжать работать с ним.

Если учебный процесс организуется с ориентацией на эти нормы качества, то планируемый положительный конечный результат будет достигнут с большей вероятностью.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Афанасьева Е.Н. Медведев В. Е Некоторые аспекты процесса повышения качества профессионального образования [Текст] / Е.Н. Афанасьева В.Е. Медведев / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Совершенствование системы многоуровневого профессионального образования. Сборник научных трудов. – Орёл: ОрёлГТУ, 2006. – 251 с.]

2.Батышев, С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике [Текст] / С.Я. Батышев. - М.: Ассоц. Проф. образование, 1993. – 91 с.

3.Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. - М., 1995. - 27 с.

4.Костин, А.К. Регионализация образования – стратегическое направление образовательной политики [Текст] / А.К. Костин // Педагогика. 2005. №8. С.26-32.

5.Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. [Текст] / B.C. Леднев -2-е изд. перераб. - М.: Высш. шк., 1991. - 223с.

Категория: 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 1185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика