Вторник, 21.05.2024, 05:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса

Проблемы мониторинга входящего контроля уровней обученности студентов первого курса СПО

Проблемы мониторинга входящего контроля уровней обученности студентов первого курса СПО

 

О.А. Бородина, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

Е-mail: oldi17@yandex.ru

 

Проблема измерения обученности наиболее актуализировалась в связи с введением государственных стандартов и примерного содержания образования. Традиционные понятия – знания, умения и навыки нуждаются в конкретизации.

Например, С.М. Вишнякова определяет обученность как  подготовленность к какому – либо виду профессиональной деятельности, обладание пониманием сути дела, знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешного выполнения задач определенного содержания и уровня сложности.

Г.М. Коджаспирова определяет обученность как результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться).

Н.А. Менчинская трактует понятие обученности как способность достигать за более короткий срок более высокого уровня усвоения знаний.

В образовательном процессе под термином обученность мы понимаем обученность учащихся той или иной учебной дисциплине. В понятие обученности мы вкладываем смысл как обученность определенному объему знаний, умений и навыков каждым учеником на момент контроля, которые заложены в современном стандарте образования при обучении определенной дисциплине.

Уровень обученности учащихся выявляется при помощи различных видов контроля (тестирование, самостоятельные работы, проверочные работы, контрольные работы, диктанты, устные ответы и т. д.) 

В педагогической  литературе выделяют несколько уровней обученности.

Б. Блум, В.А. Кальней и С.Е. Шишов выделяют шесть ступеней:

1  узнавание – запоминание и воспроизведение информации;

2  понимание – знание, которое позволяет пользоваться полученной информацией;

3  применение – умение применять информацию;

4  анализ – позволяет делить информацию на части и устанавливать взаимосвязь между ними;

5  синтез – позволяет реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец;

6  наивысшая ступень позволяет судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала.

Мы, при определении  уровня  обученности  учащихся, придерживаемся  методики  В.П. Симонова, выделяя первый (высший, которому соответствует процент обученности выше 64 до 100%), второй (средний, соответственно имеет процент обученности выше 36 до 64% ) и третий (низкий, имеет процент обученности до 36% ) уровни обученности. 

Перечисленные ступени представляют уровень обученности студентов.

В основу контроля эффективности процесса обученности мы взяли пять последовательных показателей: различие (распознавание) – I; запоминание – II; понимание – III; умение и навыки (простейшие) – IV; перенос – V.

Показатель I – различие. Характеризует низшую степень обученности. Школьник лишь отличает данное явление (объект) от их аналогов, показывая при этом формальное знакомство с ним, с его поверхностными характеристиками. Узнавание - это процесс восстановления в памяти мысленного образа явления (объекта) в результате повторного воздействия этого явления (объекта) на человека.

Показатель II – запоминание. При этом уровне обученности учащийся способен рассказать содержание текста, правила, дать определение закона. Этот показатель нельзя принимать за высокий уровень обученности.  Запоминание - это количественный, а не качественный  показатель. Смысловая сторона информации при этом не всегда адекватно отражается. Запоминание может быть просто зазубриванием. Учащийся на этом уровне обученности отвечает на вопросы только репродуктивного плана и только при определенной последовательности, отражающей текст учебника.

Показатель III – понимание.  На этом уровне учащийся находит существенные признаки  и связи изучаемых явлений, предметов на основе анализа, синтеза, логического умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную информацию с имеющимися знаниями. Понимание характеризуется у учащегося способностью иметь свое суждение, собственное мнение о процессе, явлении, предмете благодаря анализу и синтезу, установлению сходства и различия, выявлению причинно-следственных связей.

Показатель IV – простейшие умения и навыки.  На этом уровне обученности учащийся умеет применять в практической деятельности свои теоретические знания, может решать задачи с применением усвоенных ранее знаний, выявляет причинно-следственные связи при изучении теоретического материала, умеет находить в окружающей действительности изучаемые законы, явления и т.д. Это соответствует довольно высокому уровню обученности.

Показатель V – перенос. Целью всякого обучения является широкий перенос усвоенных  учащимся действий в новые условия. Учащийся на этом уровне умеет обобщать и творчески использовать полученные в ходе обучения знания в новой нестандартной ситуации, находит оригинальные решения поставленной перед ним задачи.

Формально придерживаясь одних и тех же критериев оценки учителя, отмечает в своих исследованиях В. П. Симонов, работают фактически на трех различных уровнях требований. Если выполняются требования на первом (высшем) уровне, то учитель оценку «отлично» выставляет за 100% степень обученности. Оценка «хорошо» выставляется за 64% степени обученности, «удовлетворительно» ставится за 36% степени обученности.
На втором (среднем) уровне требований учитель берет за верхний предел «отлично» простейшие умения и навыки (IV), а за «удовлетворительно» принимает запоминание (II). Значит, оценка «отлично» ставится за 64% обученности, «хорошо» - за 36% обученности, а «удовлетворительно» - за 16% обученности.

На третьем (низшем) уровне требований учитель «отлично» ставит за понимание (III) - 36% обученности, «хорошо» за запоминание (II) - 16% обученности, а «удовлетворительно» за различие (I) – 4% обученности.
Уровень обученности учащихся можно определить и постоянно отслеживать с помощью системы контроля и проведения мониторинга.

Программа мониторинга

1. Диагностика усвоения и качества знаний студентов в течение учебного года.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

По результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами проверочных контрольных работ.

Определяется тип изменений успешности студентов: восходящий; ровный; нисходящий; неопределенный.

Оценивается динамика усвоения знаний на каждом этапе: по восходящему типу или по нисходящему типу.

Выясняются причины неуспеваемости студентов при помощи анкетирования студентов, неуспевающих по отдельным дисциплинам, и преподавателей, ведущих эти дисциплины. Намечается стратегия дальнейшей работы.

3. Коррекция.

Меры по коррекции включают в себя: письма родителям с указанием не только результатов обучения студента на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по отделению и тенденции успеваемости; обсуждение проблем студентов на собраниях групп студенческого самоуправления групп;  обсуждение на расширенных заседаниях кафедр с приглашением родителей;  формирование учебной мотивации;  развитие профессиональных интересов;  разработка индивидуальных планов работы студента; проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала; прогнозирование конечных уровней учебных достижений студентов.

Диагностирование качества знаний и умений студентов нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий.

Педагогический мониторинг с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя: входной контроль с целью констатации исходного уровня знаний и умений по дисциплине;  ежемесячная аттестация студентов; самостоятельные работы; рубежный контроль – итоги I и II семестров; семестровые контрольные работы; промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета или экзамена.

 

Литература

1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А Амонашвили. – М.: Педагогика, 1984.-297 с.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка  / Ш.А Амонашвили. – М.: Знание, 1980. - 96 с.

3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М.  Вишнякова.– М.: НМЦСПО, 1999. – 538с.

4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Изд 2-е. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.

5. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников  / Н.А.  Менчинская. - М.; Педагогика, 1989.

6. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И.П.  Подласый.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

7. Симонов, В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом /  В.П. Симонов. – М.: Педагогика, 1987. – 160с.

Категория: 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 8539 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика