Проблемы мониторинга входящего контроля уровней обученности
студентов первого курса СПО
О.А. Бородина, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин,
Ливенский филиал
Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,
Е-mail:
oldi17@yandex.ru
Проблема измерения обученности наиболее
актуализировалась в связи с введением государственных стандартов и примерного
содержания образования. Традиционные понятия – знания, умения и навыки
нуждаются в конкретизации.
Например, С.М. Вишнякова определяет обученность
как подготовленность к какому – либо
виду профессиональной деятельности, обладание пониманием сути дела, знаниями,
умениями и навыками необходимыми для успешного выполнения задач определенного
содержания и уровня сложности.
Г.М. Коджаспирова определяет обученность как результат обучения
(организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему
дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения
учиться).
Н.А. Менчинская трактует понятие обученности как
способность достигать за более короткий срок более высокого уровня усвоения
знаний.
В образовательном процессе под термином обученность мы
понимаем обученность учащихся той или иной учебной дисциплине. В понятие обученности
мы вкладываем смысл как обученность определенному объему знаний, умений и
навыков каждым учеником на момент контроля, которые заложены в современном
стандарте образования при обучении определенной дисциплине.
Уровень обученности учащихся выявляется при помощи
различных видов контроля (тестирование, самостоятельные работы, проверочные работы,
контрольные работы, диктанты, устные ответы и т. д.)
В педагогической
литературе выделяют несколько уровней обученности.
Б. Блум, В.А. Кальней и С.Е. Шишов выделяют шесть
ступеней:
1
узнавание –
запоминание и воспроизведение информации;
2
понимание –
знание, которое позволяет пользоваться полученной информацией;
3
применение –
умение применять информацию;
4
анализ –
позволяет делить информацию на части и устанавливать взаимосвязь между ними;
5
синтез –
позволяет реорганизовать информацию из разных источников и на этой основе
создать новый образец;
6
наивысшая ступень
позволяет судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала.
Мы, при определении
уровня обученности учащихся, придерживаемся методики
В.П. Симонова, выделяя первый (высший, которому соответствует процент
обученности выше 64 до 100%), второй (средний, соответственно имеет процент
обученности выше 36 до 64% ) и третий (низкий, имеет процент обученности до 36%
) уровни обученности.
Перечисленные ступени представляют уровень обученности
студентов.
В основу контроля эффективности процесса обученности
мы взяли пять последовательных показателей: различие (распознавание) – I; запоминание – II; понимание – III; умение и навыки (простейшие) – IV; перенос – V.
Показатель I –
различие. Характеризует низшую степень обученности. Школьник лишь отличает
данное явление (объект) от их аналогов, показывая при этом формальное
знакомство с ним, с его поверхностными характеристиками. Узнавание - это
процесс восстановления в памяти мысленного образа явления (объекта) в
результате повторного воздействия этого явления (объекта) на человека.
Показатель II –
запоминание. При этом уровне обученности учащийся способен рассказать
содержание текста, правила, дать определение закона. Этот показатель нельзя
принимать за высокий уровень обученности.
Запоминание - это количественный, а не качественный показатель. Смысловая сторона информации при
этом не всегда адекватно отражается. Запоминание может быть просто
зазубриванием. Учащийся на этом уровне обученности отвечает на вопросы только
репродуктивного плана и только при определенной последовательности, отражающей
текст учебника.
Показатель III –
понимание. На этом уровне учащийся
находит существенные признаки и связи
изучаемых явлений, предметов на основе анализа, синтеза, логического
умозаключения, определяет сходство, сопоставляет полученную информацию с
имеющимися знаниями. Понимание характеризуется у учащегося способностью иметь
свое суждение, собственное мнение о процессе, явлении, предмете благодаря
анализу и синтезу, установлению сходства и различия, выявлению
причинно-следственных связей.
Показатель IV –
простейшие умения и навыки. На этом
уровне обученности учащийся умеет применять в практической деятельности свои
теоретические знания, может решать задачи с применением усвоенных ранее знаний,
выявляет причинно-следственные связи при изучении теоретического материала,
умеет находить в окружающей действительности изучаемые законы, явления и т.д.
Это соответствует довольно высокому уровню обученности.
Показатель V –
перенос. Целью всякого обучения является широкий перенос усвоенных учащимся действий в новые условия. Учащийся
на этом уровне умеет обобщать и творчески использовать полученные в ходе обучения
знания в новой нестандартной ситуации, находит оригинальные решения поставленной
перед ним задачи.
Формально придерживаясь одних и тех же критериев
оценки учителя, отмечает в своих исследованиях В. П. Симонов, работают
фактически на трех различных уровнях требований. Если выполняются требования на первом (высшем) уровне, то учитель
оценку «отлично» выставляет за 100% степень обученности. Оценка «хорошо»
выставляется за 64% степени обученности, «удовлетворительно» ставится за 36%
степени обученности.
(среднем) уровне требований учитель
берет за верхний предел «отлично» простейшие умения и навыки (IV), а за
«удовлетворительно» принимает запоминание (II). Значит, оценка «отлично»
ставится за 64% обученности, «хорошо» - за 36% обученности, а «удовлетворительно»
- за 16% обученности.
(низшем) уровне требований
учитель «отлично» ставит за понимание (III) - 36% обученности, «хорошо» за
запоминание (II) - 16% обученности, а «удовлетворительно» за различие (I) – 4%
обученности.
Уровень обученности учащихся можно определить и постоянно отслеживать с помощью
системы контроля и проведения мониторинга.
Программа мониторинга
1. Диагностика усвоения и качества знаний студентов в
течение учебного года.
2. Обработка и анализ полученных результатов.
По результатам диагностики составляются таблицы
усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм.
Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа,
отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых
показателей каждого этапа с результатами проверочных контрольных работ.
Определяется тип изменений успешности
студентов: восходящий; ровный; нисходящий; неопределенный.
Оценивается динамика усвоения знаний на каждом этапе:
по восходящему типу или по нисходящему типу.
Выясняются причины неуспеваемости студентов при помощи
анкетирования студентов, неуспевающих по отдельным дисциплинам, и
преподавателей, ведущих эти дисциплины. Намечается стратегия дальнейшей работы.
3. Коррекция.
Меры по коррекции включают в себя: письма родителям с
указанием не только результатов обучения студента на каждом этапе и его текущих
оценок, но и рейтинга по отделению и тенденции успеваемости; обсуждение проблем
студентов на собраниях групп студенческого самоуправления групп; обсуждение на расширенных заседаниях кафедр с
приглашением родителей; формирование
учебной мотивации; развитие
профессиональных интересов; разработка
индивидуальных планов работы студента; проведение дополнительных занятий по
дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала;
прогнозирование конечных уровней учебных достижений студентов.
Диагностирование качества знаний и умений студентов
нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного
решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом
материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием
содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной
деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности
преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию
дальнейших действий.
Педагогический мониторинг с целью оперативной
коррекции хода усвоения учебного материала включает в себя: входной контроль с
целью констатации исходного уровня знаний и умений по дисциплине; ежемесячная аттестация студентов; самостоятельные
работы; рубежный контроль – итоги I и II семестров; семестровые контрольные
работы; промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета или экзамена.
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная
функция оценки учения школьников / Ш.А Амонашвили. – М.: Педагогика, 1984.-297
с.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А Амонашвили. – М.: Знание, 1980. - 96 с.
3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование:
Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова.– М.: НМЦСПО, 1999. – 538с.
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для
студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.
– Изд 2-е. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
5. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного
развития школьников / Н.А. Менчинская. - М.; Педагогика, 1989.
6. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для
студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И.П. Подласый.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
7. Симонов, В.П. Директору школы об управлении
учебно-воспитательным процессом / В.П.
Симонов. – М.: Педагогика, 1987. – 160с.
|