Вторник, 21.05.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса

Перспективы формирования системы сертификации машиностроительного профиля

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

 

О.В. Болотская, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

Современный период социально- экономического развития России определяет необходимость значительного повышения качества подготовки специалистов. Система подготовки инженерных кадров функционирует в условиях  рассогласованности рынка труда и рынка образовательных услуг. Об этом свидетельствует несоответствие требований предъявляемых работодателями к уровню и качеству подготовки специалистов  в системе высшего профессионального образования инженерно- технического профиля. Для высшей технической школы при любых условиях характерна тенденция к модернизации, связанная с необходимостью соответствия качества подготовки инженеров уровню достижений научно- технического прогресса. Социальный заказ на подготовку инженерных кадров системой высшего профессионального образования диктует особые требования к уровню и качеству подготовки.

Проблема подготовки современных кадров, ориентированных на машиностроительный сектор производства, в условиях рыночных отношений и модернизации экономики становится все более актуальной.

Требуется разработать комплекс теоретических, методологических, методических и практических вопросов, связанных со становлением, развитием и управлением процессом сертификации инженерных кадров, ориентированных на машиностроительную отрасль. Кроме того, необходима разработка подходов, обеспечивающих получение актуальной достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях выпускников с позиции и в интересах представителей, работодателей, а также самих выпускников, государства и других заинтересованных сторон.

Важнейшей задачей при создании системы сертификации является глубокая интеграция потенциала и кооперация профильных учебных заведений системы высшего профессионального образования и предприятий машиностроения, задействованных в работах по созданию и реализации концепции сертификации выпускников и специалистов.

Именно тесное взаимодействие государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и промышленных предприятий позволит достичь высоких результатов в создании всех элементов сертификационного комплекса, начиная от разработки компетентностных модулей выпускников на основе требований работодателя и заканчивая созданием системы сертификационных измерений и оценочных средств.

Для успешного достижения цели создание системы отраслевой сертификации требуется решить следующие задачи:

- провести анализ существующих исследований связанных с ситуацией на рынке труда в машиностроительной отрасли, оценить потребности в кадрах и их уровне профессиональной подготовки;

- рассмотреть вопросы организации построения системы сертификации за рубежом в машиностроительной и других отраслях;

- изучить основные тенденции, механизмы и принципы взаимодействия учебных заведений, работодателей и органов управления образованием;

- структурировать состав основных базовых элементов системы сертификации, построить алгоритмы функционирования и механизмы взаимодействия;

- разработать комплекс оценочных средств и измерительных материалов для определения уровня подготовки современных выпускников технических вузов, сформировать методику апробации на примере наиболее востребованных направлений и специальностей.

В результате решения данных задач станет возможным использовать актуальную и достоверную информацию об индивидуальных результатах сертификации выпускников и специалистов, что приведет к повышению качества профессионального образования и результативности трудоустройства кадров по специальности, улучшит качественно- количественные показатели эффективности подбора кадровых ресурсов на предприятиях машиностроительной отрасли. Сертификация выпускников и специалистов может стать ведущим фактором совершенствования  высшего профессионального образования и смежных с ним социальных институтов.

Процесс взаимодействия потенциальных участников сертификации, системы образования сертификационных центров и рынка труда наделен чертами периодичности, цикличности и ориентирован на долговременную перспективу. Данные особенности связаны с рядом факторов, в частности временем действия нормативных и законодательных документов, периодичностью выпуска студентов, временем их подготовки, продолжительностью проведения сертификационных мероприятий и обработки данных сертификации, этапом передачи информации органам управления образования, работодателям и т.д.

Сотрудничество рассматриваемых сторон регламентировано индивидуальным образом на основании заключаемых договоров и соглашений, другими юридическими документами.

Сложность построения этих связей и взаимодействий требует создания стратегического организационно - управленческого механизма (СОУМ), в процессе подготовки кадров и их сертификации на соответствие требованиям работодателя. При этом данный механизм должен обеспечивать не только формирование базы требований, предъявляемых к сертифицируемым лицам, но и обеспечивать совершенствование содержания образования, отстежка изменения рыночных потребностей, тенденции развития отрасли и т.д.

Необходимым является создание процедур модернизации учебных планов, развитие личностных и профессиональных качеств, введение новых дисциплин и специальностей в систему подготовки специалистов.

Разработка и реализация СОУМ предполагает разработку инструментария для решения следующих задач:

- построение системы оценки уровня подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателя;

- построение модели независимого контроля уровня качества подготовки специалистов;

- разработку методики корректировки  компетентности и личностных характеристик с учетом требований рынка труда;

- разработку методики модернизации содержания образования: учебных планов, рабочих программ в соответствии с требованиями рынка труда.

При разработке СОУМ для решения основных задач принято учитывать:

- качество подготовки специалистов в вузе;

- структуру и содержание инженерного образования;

- уровень квалификации профессорско- преподавательского состава;

- дополнительную подготовку;

- реальное (текущее) состояние обучаемого по результатам сертификации.

Реализация разработанного варианта СОУМ позволит работодателям иметь возможность независимой оценки качества подготовки студентов и влияние на образовательный процесс посредством модернизации и наполнения учебных программ.

Важным преимуществом сертификации станут данные о реальном содержании модели специалиста - его своеобразный образ - портфолио, который позволит отделам кадров предприятий принимать взвешенные решения в трудоустройстве специалиста на конкретную вакантную позицию с учетом его профессиональных ориентиров и пожеланий, например, на технологическую, проектную или конструкторскую должность.

История сертификации в России насчитывает около двадцати лет. Согласно существующим нормам добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация осуществляется для установления соответствия требованиям работодателя и является признаком рыночных отношений и развивающегося гражданского общества в нашей стране.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Галиновский А.Л. Взаимодействие с работодателями, стратегическими партнерами, учебными заведениями технического профиля (ТЕКСТ)- Изд-во Томского университета.- Томск, 2009.-63-67с.

2. Винокурова Е.В. Перспективы реализации концепции сертификации инженерных кадров. (ТЕКСТ)- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова- 2011.-60-69с.

3. Галиновский А.Л.,  Винокурова Е.В, Пудалова Е.И Перспектива развития системы оценки качества подготовки выпускников технических вузов (ТЕКСТ)-Липецк: Изд-во «Де- фактор» 102-103с.

4. Галиновский А.Л.. Перспективы  формирования системы сертификации кадров для авиастроительной отрасли (Текст)- Томск: Изд- во 2011, 158-161с.

Категория: 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 936 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика