ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
СЕРТИФИКАЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
О.В. Болотская, преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны
Современный период социально-
экономического развития России определяет необходимость значительного повышения
качества подготовки специалистов. Система подготовки инженерных кадров
функционирует в условиях
рассогласованности рынка труда и рынка образовательных услуг. Об этом свидетельствует
несоответствие требований предъявляемых работодателями к уровню и качеству
подготовки специалистов в системе
высшего профессионального образования инженерно- технического профиля. Для
высшей технической школы при любых условиях характерна тенденция к
модернизации, связанная с необходимостью соответствия качества подготовки
инженеров уровню достижений научно- технического прогресса. Социальный заказ на
подготовку инженерных кадров системой высшего профессионального образования
диктует особые требования к уровню и качеству подготовки.
Проблема подготовки современных кадров,
ориентированных на машиностроительный сектор производства, в условиях рыночных
отношений и модернизации экономики становится все более актуальной.
Требуется разработать комплекс
теоретических, методологических, методических и практических вопросов, связанных
со становлением, развитием и управлением процессом сертификации инженерных
кадров, ориентированных на машиностроительную отрасль. Кроме того, необходима
разработка подходов, обеспечивающих получение актуальной достоверной информации
об индивидуальных образовательных достижениях выпускников с позиции и в интересах
представителей, работодателей, а также самих выпускников, государства и других
заинтересованных сторон.
Важнейшей задачей при создании системы
сертификации является глубокая интеграция потенциала и кооперация профильных
учебных заведений системы высшего профессионального образования и предприятий
машиностроения, задействованных в работах по созданию и реализации концепции
сертификации выпускников и специалистов.
Именно тесное взаимодействие
государственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования и промышленных предприятий позволит достичь высоких результатов в
создании всех элементов сертификационного комплекса, начиная от разработки
компетентностных модулей выпускников на основе требований работодателя и
заканчивая созданием системы сертификационных измерений и оценочных средств.
Для успешного достижения цели создание
системы отраслевой сертификации требуется решить следующие задачи:
- провести анализ существующих исследований
связанных с ситуацией на рынке труда в машиностроительной отрасли, оценить
потребности в кадрах и их уровне профессиональной подготовки;
- рассмотреть вопросы организации
построения системы сертификации за рубежом в машиностроительной и других отраслях;
- изучить основные тенденции,
механизмы и принципы взаимодействия учебных заведений, работодателей и органов
управления образованием;
- структурировать состав основных
базовых элементов системы сертификации, построить алгоритмы функционирования и механизмы
взаимодействия;
- разработать комплекс оценочных
средств и измерительных материалов для определения уровня подготовки
современных выпускников технических вузов, сформировать методику апробации на
примере наиболее востребованных направлений и специальностей.
В результате решения данных задач
станет возможным использовать актуальную и достоверную информацию об
индивидуальных результатах сертификации выпускников и специалистов, что
приведет к повышению качества профессионального образования и результативности
трудоустройства кадров по специальности, улучшит качественно- количественные
показатели эффективности подбора кадровых ресурсов на предприятиях
машиностроительной отрасли. Сертификация выпускников и специалистов может стать
ведущим фактором совершенствования
высшего профессионального образования и смежных с ним социальных
институтов.
Процесс взаимодействия потенциальных
участников сертификации, системы образования сертификационных центров и рынка
труда наделен чертами периодичности, цикличности и ориентирован на
долговременную перспективу. Данные особенности связаны с рядом факторов, в
частности временем действия нормативных и законодательных документов,
периодичностью выпуска студентов, временем их подготовки, продолжительностью
проведения сертификационных мероприятий и обработки данных сертификации, этапом
передачи информации органам управления образования, работодателям и т.д.
Сотрудничество рассматриваемых сторон
регламентировано индивидуальным образом на основании заключаемых договоров и
соглашений, другими юридическими документами.
Сложность построения этих связей и
взаимодействий требует создания стратегического организационно -
управленческого механизма (СОУМ), в процессе подготовки кадров и их
сертификации на соответствие требованиям работодателя. При этом данный механизм
должен обеспечивать не только формирование базы требований, предъявляемых к
сертифицируемым лицам, но и обеспечивать совершенствование содержания
образования, отстежка изменения рыночных потребностей, тенденции развития
отрасли и т.д.
Необходимым является создание процедур
модернизации учебных планов, развитие личностных и профессиональных качеств,
введение новых дисциплин и специальностей в систему подготовки специалистов.
Разработка и реализация СОУМ
предполагает разработку инструментария для решения следующих задач:
- построение системы оценки уровня
подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателя;
- построение модели независимого
контроля уровня качества подготовки специалистов;
- разработку методики
корректировки компетентности и
личностных характеристик с учетом требований рынка труда;
- разработку методики модернизации
содержания образования: учебных планов, рабочих программ в соответствии с
требованиями рынка труда.
При разработке СОУМ для решения
основных задач принято учитывать:
- качество подготовки специалистов в
вузе;
- структуру и содержание инженерного
образования;
- уровень квалификации профессорско-
преподавательского состава;
- дополнительную подготовку;
- реальное (текущее) состояние
обучаемого по результатам сертификации.
Реализация разработанного варианта
СОУМ позволит работодателям иметь возможность независимой оценки качества
подготовки студентов и влияние на образовательный процесс посредством
модернизации и наполнения учебных программ.
Важным преимуществом сертификации
станут данные о реальном содержании модели специалиста - его своеобразный образ
- портфолио, который позволит отделам кадров предприятий принимать взвешенные
решения в трудоустройстве специалиста на конкретную вакантную позицию с учетом
его профессиональных ориентиров и пожеланий, например, на технологическую, проектную
или конструкторскую должность.
История сертификации в России
насчитывает около двадцати лет. Согласно существующим нормам добровольная
сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между
заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация осуществляется
для установления соответствия требованиям работодателя и является признаком
рыночных отношений и развивающегося гражданского общества в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галиновский А.Л. Взаимодействие с работодателями,
стратегическими партнерами, учебными заведениями технического профиля (ТЕКСТ)-
Изд-во Томского университета.- Томск, 2009.-63-67с.
2. Винокурова Е.В. Перспективы реализации концепции
сертификации инженерных кадров. (ТЕКСТ)- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова-
2011.-60-69с.
3. Галиновский А.Л., Винокурова Е.В, Пудалова Е.И Перспектива развития
системы оценки качества подготовки выпускников технических вузов
(ТЕКСТ)-Липецк: Изд-во «Де- фактор» 102-103с.
4. Галиновский А.Л.. Перспективы формирования системы сертификации кадров для
авиастроительной отрасли (Текст)- Томск: Изд- во 2011, 158-161с.
|