МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИННОВАЦИОННОМ МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
В.Б. Мандриков, профессор, д.п.н., А.И. Краюшкин
профессор, д.м.н., А.И. Перепёлкин, профессор, д.м.н., Е.Ю. Ефимова, доцент,
к.м.н., С.В. Фёдоров, ст.
преподаватель
Волгоградский государственный медицинский университет,
Е-mail: krayushkin_ai@mail.ru
С процессом
развития информационного общества связаны интенсивные процессы становления
новой образовательной парадигмы, в основе которой лежит изменение фундаментальных
представлений о человеке и его развитии через образование, переход от
дисциплинарной к системной модели содержания образования.
К основным свойствам
современного образования можно отнести следующее:
- доступность образования для многих;
- глобальный характер образовательной среды;
- превращение образования в мощную отрасль
экономики;
- превращение образования в глобальное
культурное явление.
Жизнь людей в
современном обществе выдвигает новые требования к знаниям. Соответственно этому, современным студентам необходимо:
- уметь приспосабливаться к жизни в постоянно
меняющемся мире в условиях глобализации;
- обладать способностью к независимости и
самостоятельности;
- уметь самостоятельно приобретать знания и
знать, как необходимо применять полученные знания для блага общества,
организаций и предприятий.
Одно из основных направлений развития методического
обеспечения ВУЗа – это разработка
учебно-методических комплексов дисциплин, которые представляют
собой совокупность учебно-методических документов,
необходимых и достаточных для качественного преподавания и изучения
соответствующей учебной дисциплины. В состав разработанных учебно-методических
комплексов дисциплин входят:
- рабочая программа дисциплины с модульной структурой содержания,
компетентностным подходом к содержанию модулей, графиком самостоятельной работы
студентов, предусматривающим проведение текущего и итогового контроля освоения
обучаемыми учебного материала модулей и дисциплины в целом;
- методическое обеспечение аудиторных занятий;
- методическое обеспечение контроля знаний студентов;
- методическое обеспечение внеаудиторной
самостоятельной работы студентов;
- методическое обеспечение практики;
- методическое обеспечение курсовых и выпускных
квалифицикационных работ.
В Волгоградском государственном медицинском
университете (ВолгГМУ) накоплен значительный опыт по созданию электронных
средств учебного назначения, по разработке информационных и образовательных
сайтов, по внедрению информационных технологий в учебный процесс.
Все электронные ресурсы классифицируются по
функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:
1) программно-методические электронные ресурсы
(учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы
учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);
2) учебно-методические электронные ресурсы
(методические указания, методические пособия и т.д.);
3) обучающие электронные ресурсы (электронные
текстовые учебники, электронные учебные пособия);
4) вспомогательные электронные ресурсы (сборники
документов и материалов, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели
научной и учебной литературы, материалы конференций);
5) контролирующие электронные ресурсы
(тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным
дисциплинам).
Для понимания сути происходящих процессов обучающемуся
требуется наглядная демонстрация причинно-следственных связей, отражающая все
основные зависимости между воздействующими факторами и откликом исследуемой
системы на внешние воздействия. Именно при непосредственном взаимодействии с
окружающим миром будущий специалист окончательно усваивает полученные ранее
теоретические знания. В связи с этим, классические формы и методы образования
строятся на «трех китах»: теоретический
материал, практическая работа,
лабораторные исследования. При
изложении теоретических основ и последующего закрепления полученных знаний
посредством выполнения практических заданий, как правило, используются
упрощенные теоретические модели, отражающие основные свойства исследуемых
систем и процессов, но, при этом, не учитывающие ряд второстепенных факторов. Поэтому немаловажную
роль в методическом обеспечении учебного процесса играют технические средства
обучения. Это модели, горельефы, барельефы, стенды, муляжи, тренажеры, музейные
экспонаты, фантомы, симуляционные снаряжения и др. Результатом огромного труда
сотрудников ВолгГМУ явилось создание межкафедрального фантомного центра.
Существуют разнообразные подходы к созданию
продуктов методического обеспечения, а также пути их внедрения. Многочисленные
проблемы, возникающие при этом, требуют к себе пристального внимания и
постановки новых конкретных задач для их решения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Демкин
В.П., Можаева Г.В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на
основе информационных технологий//Открытое и дистанционное образование. – 2003.
- №2 (10). – С. 5 – 8.
2.Мандриков
В.Б., Краюшкин А.И., Перепелкин А.И. и др. Основные направления оптимизации
образовательной деятельности в Волгоградском государственном медицинском
университете // Актуальные проблемы и перспективы развития Российского и
международного медицинского образования. Вузовская педагогика. – Красноярск, 2012.
– С. 84-86.
3.Мандриков
В.Б., Петров В.А., Краюшкин А.И. Дмитриенко С.В. Современные технологии
преподавания в медицинском вузе // Вестник Волгоградского государственного
медицинского университета. – 2005. №3. – С. 15-18.
|