Вторник, 21.05.2024, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса в инновационном медицинском вузе

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИННОВАЦИОННОМ МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

 

В.Б. Мандриков, профессор, д.п.н., А.И. Краюшкин профессор, д.м.н., А.И. Перепёлкин, профессор, д.м.н.,
Е.Ю. Ефимова, доцент, к.м.н., С.В. Фёдоров, ст. преподаватель

Волгоградский государственный медицинский университет,

Е-mail: krayushkin_ai@mail.ru

 

С процессом развития информационного общества связаны интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, в основе которой лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование, переход от дисциплинарной к системной модели содержания образования.

К основным свойствам современного образования можно отнести следующее:

- доступность образования для многих;

- глобальный характер образовательной среды;

- превращение образования в мощную отрасль экономики;

- превращение образования в глобальное культурное явление.

Жизнь людей в современном обществе выдвигает новые требования к знаниям. Соответственно этому, современным студентам необходимо:

- уметь приспосабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире в условиях глобализации;

- обладать способностью к независимости и самостоятельности;

- уметь самостоятельно приобретать знания и знать, как необходимо применять полученные знания для блага общества, организаций и предприятий.

Одно из основных направлений развития методического обеспечения ВУЗа – это разработка учебно-методических  комплексов дисциплин, которые представляют собой совокупность учебно-методических  документов, необходимых и достаточных для качественного преподавания и изучения соответствующей учебной дисциплины. В состав разработанных учебно-методических комплексов дисциплин входят:

- рабочая программа дисциплины с модульной структурой содержания, компетентностным подходом к содержанию модулей, графиком самостоятельной работы студентов, предусматривающим проведение текущего и итогового контроля освоения обучаемыми учебного материала модулей и дисциплины в целом;

- методическое обеспечение аудиторных занятий;

- методическое обеспечение контроля знаний студентов;

- методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

- методическое обеспечение практики;

- методическое обеспечение курсовых и выпускных квалифицикационных работ.

В  Волгоградском государственном медицинском университете (ВолгГМУ) накоплен значительный опыт по созданию электронных средств учебного назначения, по разработке информационных и образовательных сайтов, по внедрению информационных технологий в учебный процесс.

Все электронные ресурсы классифицируются по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

1) программно-ме­тодические электронные ресурсы (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);

2) учебно-методические электронные ресурсы (методические указания, методические пособия и т.д.);

3) обучающие электронные ресурсы (электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);

4) вспомогательные электронные ресурсы (сборники документов и материалов, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, материалы конференций);

5) контролирующие электронные ресурсы (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам).

Для понимания сути происходящих процессов обучающемуся требуется наглядная демонстрация причинно-следственных связей, отражающая все основные зависимости между воздействующими факторами и откликом исследуемой системы на внешние воздействия. Именно при непосредственном взаимодействии с окружающим миром будущий специалист окончательно усваивает полученные ранее теоретические знания. В связи с этим, классические формы и методы образования строятся на «трех китах»: теоретический материал, практическая работа, лабораторные исследования. При изложении теоретических основ и последующего закрепления полученных знаний посредством выполнения практических заданий, как правило, используются упрощенные теоретические модели, отражающие основные свойства исследуемых систем и процессов, но, при этом, не учитывающие ряд второстепенных факторов. Поэтому немаловажную роль в методическом обеспечении учебного процесса играют технические средства обучения. Это модели, горельефы, барельефы, стенды, муляжи, тренажеры, музейные экспонаты, фантомы, симуляционные снаряжения и др. Результатом огромного труда сотрудников ВолгГМУ явилось создание межкафедрального фантомного центра.

Существуют разнообразные подходы к созданию продуктов методического обеспечения, а также пути их внедрения. Многочисленные проблемы, возникающие при этом, требуют к себе пристального внимания и постановки новых конкретных задач для их решения.

 

 ЛИТЕРАТУРА

1.Демкин В.П., Можаева Г.В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий//Открытое и дистанционное образование. – 2003. - №2 (10). – С. 5 – 8.

2.Мандриков В.Б., Краюшкин А.И., Перепелкин А.И. и др. Основные направления оптимизации образовательной деятельности в Волгоградском государственном медицинском университете // Актуальные проблемы и перспективы развития Российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика. – Красноярск, 2012. – С. 84-86.

3.Мандриков В.Б., Петров В.А., Краюшкин А.И. Дмитриенко С.В. Современные технологии преподавания в медицинском вузе // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2005. №3. – С. 15-18.

 

Категория: 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 3096 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика