Вторник, 21.05.2024, 09:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса

Методические основы применения активных методов обучения в процессе изучения экономики

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Н.В. Билько,

Мценский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Мценск,

Е-mail: nbilko@yandex.ru

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения предопределяет получение студентами определенного объема знаний по циклу экономических дисциплин. Экономика должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов студентов и повысить уровень их образованности. Полноценное освоение предлагаемого студентам учебного материала возможно лишь при формировании у них познавательного интереса к экономическим наукам. Процесс совершенствования образования может успешно реализовываться лишь в том случае, если он будет основываться на мотивационно-потребностном подходе и необходимых для этого психолого-педагогических условиях. И хотя существует большое разнообразие различного рода экспериментальных способов изучения мотивации, основными в рассматриваемой проблеме являются вопросы целенаправленного формирования познавательного интереса к теоретическим занятиям. В этой связи стоит актуальная задача развития познавательных интересов у студентов на основе использования активных методов обучения.

Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у студентов потребность в саморазвитии, самосовершенствовании. Следует отметить, что и сами студенты проявляют заинтересованность в овладении знаниями, умениями и навыками, которые бы повысили их конкурентоспособность на рынке труда.

Одним из наиболее важных критериев отбора, предъявляемых компаниями к претендентам на вакантную должность (наряду с компьютерной грамотностью, владением несколькими иностранными языками), является знание основ психологии, умение общаться, быть экономически грамотным. Все это во многом определяет основные контуры педагогики высшей школы в настоящее время. Для нее характерно формирование новой шкалы ценностей, среди которых: индивидуализация образования, гуманитаризация и формирование технологий, рассчитанных на активизацию познавательной деятельности.

Так, для системы образования стран Европы характерен переход от централизованной модели передачи знаний, в центре которой находится преподаватель, сообщающий знания студенту, к модели самостоятельного получения информации, в центре которой стоит студент. В этом случае преподаватель вынужден отказаться от лекции, в принципиальном ее рассмотрении, и сместить акцент в пользу совместных обсуждений и групповых проектов.

Несомненно, в основе методов, используемых преподавателем в учебно-воспитательном процессе, должно лежать развитие познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно конструировать собственные знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Обеспечить получение данных результатов могут активные методы обучения.

Активные методы обучения это методы, которые стимулируют студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

В процессе обучения студентов экономическим дисциплинам наиболее эффективными активными методами обучения считаю такие, как проблемная лекция,  групповая дискуссия, «case study».

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1.усвоение студентами теоретических знаний;

2.развитие теоретического мышления;

3.формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

При этом, успешность лекции во многом зависит от эффективности взаимодействия преподавателя и студентов.

Проблемная лекция имеет место при возникновении проблемной ситуация после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. А таких ситуаций в современной экономике предостаточно.  Для проблемного изложения  я отбираю некоторые темы  курса экономики, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Метод «case study» различными специалистами трактуется по разному.

Мне близка трактовка американских педагогов: это так называемый «метод ситуационного анализа» («case study method» - в переводе «метод обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций»), применяемый для получения навыков принятия решений и основывающийся на реальных ситуациях. Этот метод состоит в том, что студент, ознакомившись с описанием экономической проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и представляет свои находки и решения в дискуссии с другими членами своей учебной группы. Преподаватель играет роль критика, катализатора учебного процесса, а также выступает полезным источником информации по изучаемому вопросу. Применение данного активного метода  в учебном процессе (особенно при проведении семинарских занятий) дает возможность студентам получить реальный опыт по выявлению и анализу сложных экономических проблем, а также позволяет развить у них аналитические способности, оценить уровень полученных  знаний.

Дискуссия - это одна из самых давних форм организации учебы. В экономической подготовке важно развивать у будущих специалистов навыки критического анализа альтернативных вариантов решения и толерантности к восприятию точки зрения другого человека.

Групповая дискуссия позволяет достигать таких эффектов:

             дает полное представление о проблеме, освещает ее с разных сторон, потому что дает возможность выразить разнообразные мысли, в том числе альтернативные;

             уменьшает противодействие восприятию и пониманию новой информации и обеспечивает коррекцию собственных позиций;

             смягчает скрытые конфликты, потому что открытость суждений снимает эмоции в оценке чужих идей;

             предоставляет групповому решению статус групповой нормы;

             коллективное принятие решений повышает сплоченность группы и является предпосылкой для активизации участников в процессе реализации принятых решений как собственных;

             в дискуссии появляются дополнительные возможности подтверждения или повышения собственного статуса.

Обязательным условиям ее проведения является то, что все участники дискуссии должны быть готовыми к ней, поэтому заранее каждый студент готовит четкие сжатые тезисы своего выступления. Перед проведением групповой дискуссии я практикую «разминку» для ее активизации. Несомненно, что дискуссия должна быть направлена на выяснение истины, а не на словесное соревнование ее участников. Дискуссию по экономическим проблемам проводить достаточно просто, так как среди студентов часто формируются группы с полярными взглядами на какой-то предмет и только обоснованное обсуждение этих взглядов может привести к оптимальному решению.

Концепцией модернизации российского образования определила необходимость опережающего развития профессионального образования, поскольку на современном этапе развития экономики страны возрастает потребность в высококвалифицированных практико-ориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций.

Проведение учебных занятий экономических дисциплин с использованием активных методов повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и находит эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение, наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления, общение происходит на деловой основе, развиваются творческие и коммуникативные способности. Таким образом, активные методы обучения экономике направлены на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса, создают условия для формирования и закрепления у студентов новых знаний, умений и навыков.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии/Высшее образование в России. №4. 2009. С. 138 – 144.

2.Гуревич А. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах – СПб.: «Речь», 2010.

3.Дагаева Е.А. Уровень культуры делового общения как критерий качества подготовки специалиста/«Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании»: сборник научных трудов по итогам IV Международной научно-практической конференции, Таганрог, изд-во ТИУиЭ, 2009.

4.Дагаева Е.А. Тренинг делового общения как способ формирования конкурентоспособности специалиста. «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы»: сборник научных трудов по итогам VI-й международной научно-практической конференции/Отв. ред. А.Д. Карнышев, Иркутск: изд-во БГУЭП, 2009.

5.ЗарукинаЕ. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н.А.Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с

6.Ермухамедова А. Применение активных методов обучения при изучении экономических дисциплин // «Основы экономики» // 2010 г, №1, 13-14 стр.

7.Курьянов, М.А. Активные методы обучения: метод. пособие/ М.А.Курьянов, В.С.Половцев. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 80 с.

8.Леоненко Е.И., Заяц Т.И. Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин // www.sibupk.nsk.su/confer/doklad2.doc //

9.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011.

 

 

Категория: 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 3836 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика