МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
Н.В. Билько,
Мценский филиал
Госуниверситета-УНПК, г.Мценск,
Е-mail: nbilko@yandex.ru
Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования третьего поколения предопределяет получение
студентами определенного объема знаний по циклу экономических дисциплин.
Экономика должна обеспечить более полное удовлетворение духовных интересов
студентов и повысить уровень их образованности. Полноценное освоение
предлагаемого студентам учебного материала возможно лишь при формировании у них
познавательного интереса к экономическим наукам. Процесс совершенствования
образования может успешно реализовываться лишь в том случае, если он будет
основываться на мотивационно-потребностном подходе и необходимых для этого
психолого-педагогических условиях. И хотя существует большое разнообразие
различного рода экспериментальных способов изучения мотивации, основными в
рассматриваемой проблеме являются вопросы целенаправленного формирования
познавательного интереса к теоретическим занятиям. В этой связи стоит
актуальная задача развития познавательных интересов у студентов на основе
использования активных методов обучения.
Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить
конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у студентов
потребность в саморазвитии, самосовершенствовании. Следует отметить, что и сами
студенты проявляют заинтересованность в овладении знаниями, умениями и
навыками, которые бы повысили их конкурентоспособность на рынке труда.
Одним из наиболее важных критериев отбора,
предъявляемых компаниями к претендентам на вакантную должность (наряду с
компьютерной грамотностью, владением несколькими иностранными языками),
является знание основ психологии, умение общаться, быть экономически грамотным.
Все это во многом определяет основные контуры педагогики высшей школы в
настоящее время. Для нее характерно формирование новой шкалы ценностей, среди
которых: индивидуализация образования, гуманитаризация и формирование
технологий, рассчитанных на активизацию познавательной деятельности.
Так, для системы образования стран Европы характерен
переход от централизованной модели передачи знаний, в центре которой находится
преподаватель, сообщающий знания студенту, к модели самостоятельного получения
информации, в центре которой стоит студент. В этом случае преподаватель
вынужден отказаться от лекции, в принципиальном ее рассмотрении, и сместить
акцент в пользу совместных обсуждений и групповых проектов.
Несомненно, в основе методов, используемых
преподавателем в учебно-воспитательном процессе, должно лежать развитие
познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно
конструировать собственные знания, умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления. Обеспечить получение данных
результатов могут активные методы обучения.
это методы, которые стимулируют студентов к активной
мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным
материалом, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и
способностей, формированию умений и навыков самообразования.
Методы активного обучения могут использоваться на
различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть
проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть
использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность,
тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков
на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование
моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
В процессе обучения студентов экономическим
дисциплинам наиболее эффективными активными методами обучения считаю такие, как
проблемная лекция, групповая дискуссия,
«case study».
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение
трех основных дидактических целей:
1.усвоение студентами теоретических знаний;
2.развитие теоретического мышления;
3.формирование познавательного интереса к содержанию
учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
При этом, успешность лекции во многом зависит от
эффективности взаимодействия преподавателя и студентов.
Проблемная лекция имеет место при возникновении
проблемной ситуация после обнаружения противоречий в исходных данных учебной
проблемы. А таких ситуаций в современной экономике предостаточно. Для проблемного изложения я отбираю некоторые темы курса экономики, которые составляют основное
концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для
будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения
студентами.
Метод «case study» различными специалистами трактуется
по разному.
Мне близка трактовка американских педагогов: это так
называемый «метод ситуационного анализа» («case study method» - в переводе
«метод обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций»), применяемый для
получения навыков принятия решений и основывающийся на реальных ситуациях. Этот
метод состоит в том, что студент, ознакомившись с описанием экономической
проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему и
представляет свои находки и решения в дискуссии с другими членами своей учебной
группы. Преподаватель играет роль критика, катализатора учебного процесса, а
также выступает полезным источником информации по изучаемому вопросу. Применение
данного активного метода в учебном процессе
(особенно при проведении семинарских занятий) дает возможность студентам получить
реальный опыт по выявлению и анализу сложных экономических проблем, а также
позволяет развить у них аналитические способности, оценить уровень
полученных знаний.
Дискуссия - это одна из самых давних форм организации
учебы. В экономической подготовке важно развивать у будущих специалистов навыки
критического анализа альтернативных вариантов решения и толерантности к
восприятию точки зрения другого человека.
Групповая дискуссия позволяет достигать таких
эффектов:
−
дает полное
представление о проблеме, освещает ее с разных сторон, потому что дает
возможность выразить разнообразные мысли, в том числе альтернативные;
−
уменьшает
противодействие восприятию и пониманию новой информации и обеспечивает
коррекцию собственных позиций;
−
смягчает скрытые
конфликты, потому что открытость суждений снимает эмоции в оценке чужих идей;
−
предоставляет
групповому решению статус групповой нормы;
−
коллективное
принятие решений повышает сплоченность группы и является предпосылкой для
активизации участников в процессе реализации принятых решений как собственных;
−
в дискуссии
появляются дополнительные возможности подтверждения или повышения собственного
статуса.
Обязательным условиям ее проведения является то, что
все участники дискуссии должны быть готовыми к ней, поэтому заранее каждый
студент готовит четкие сжатые тезисы своего выступления. Перед проведением
групповой дискуссии я практикую «разминку» для ее активизации. Несомненно, что
дискуссия должна быть направлена на выяснение истины, а не на словесное
соревнование ее участников. Дискуссию по экономическим проблемам проводить
достаточно просто, так как среди студентов часто формируются группы с полярными
взглядами на какой-то предмет и только обоснованное обсуждение этих взглядов
может привести к оптимальному решению.
Концепцией модернизации российского образования
определила необходимость опережающего развития профессионального образования,
поскольку на современном этапе развития экономики страны возрастает потребность
в высококвалифицированных практико-ориентированных работниках, способных
реализовывать широкий спектр производственных функций.
Проведение учебных занятий экономических дисциплин с
использованием активных методов повышает интерес к занятию, что сопряжено с
положительными эмоциями и находит эмоционально-интеллектуальный отклик на
обучение, наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления, общение
происходит на деловой основе, развиваются творческие и коммуникативные
способности. Таким образом, активные методы обучения экономике направлены на
перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса, создают
условия для формирования и закрепления у студентов новых знаний, умений и
навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1.Ахметова Д.,
Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии/Высшее образование в
России. №4. 2009. С. 138 – 144.
2.Гуревич А.
Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах – СПб.: «Речь», 2010.
3.Дагаева Е.А.
Уровень культуры делового общения как критерий качества подготовки специалиста/«Проблемы
регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в
образовании»: сборник научных трудов по итогам IV Международной
научно-практической конференции, Таганрог, изд-во ТИУиЭ, 2009.
4.Дагаева Е.А.
Тренинг делового общения как способ формирования конкурентоспособности
специалиста. «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные
проблемы»: сборник научных трудов по итогам VI-й международной
научно-практической конференции/Отв. ред. А.Д. Карнышев, Иркутск: изд-во БГУЭП,
2009.
5.ЗарукинаЕ. В.
Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод.
пособие/ Е. В. Зарукина, Н.А.Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с
6.Ермухамедова А.
Применение активных методов обучения при изучении экономических дисциплин //
«Основы экономики» // 2010 г, №1, 13-14 стр.
7.Курьянов, М.А.
Активные методы обучения: метод. пособие/ М.А.Курьянов, В.С.Половцев. – Тамбов:
Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 80 с.
8.Леоненко Е.И.,
Заяц Т.И. Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин //
www.sibupk.nsk.su/confer/doklad2.doc //
9.Митина Л.М.
Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011.
|