Вторник, 21.05.2024, 02:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса

Использование электронных умк в процессе профессиональной подготовки специалистов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УМК В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Ю.А. Бакурова, к.т.н.,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

Е-mail: bakurova2@yandex.ru

 

В настоящее время в системе высшего профессионального образования действуют  новые образовательные стандарты ГОС ВПО - стандарты «третьего поколения», в которых, помимо содержания образования, произошли изменения в организации учебной работы вуза: уменьшение часов аудиторных занятий и соответственно увеличение доли самостоятельной работы студентов. На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы студентов становится особенно актуальным [1,4]. В связи с этим для обеспечения и повышения качества образовательного процесса в ВУЗе наряду с традиционными средствами обучение необходимо разрабатывать и применять современные информационно - коммуникационные технологии.

Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности [2,4]. При этом изменяются функции преподавателя, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса.

Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме, следовательно, необходимо внедрение методик и подходов, развивающих такие формы обучения и усиливающих мотивацию учащихся. Еще одним последствием расширения сектора самостоятельной учебной работы является необходимость непрерывного мониторинга процесса обучения.

Под учебно-методическим комплексом дисциплины понимают совокупность нормативных документов и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию дисциплины в образовательном процессе и способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в программу дисциплины (блока дисциплин) ГОС ВПО по конкретной специальности (направлению) [2-4].

Учебно-методический комплекс по дисциплине включает: учебно-методический комплекс как самостоятельный документ в соответствии с утвержденной структурой; дополнительные элементы (электронные версии учебника, учебного пособия, учебно-методического пособия, практикума, практического пособия; методические рекомендации по изучению теоретического курса дисциплины, методические рекомендации по проведению практических и/или семинарских занятий, лабораторный практикум и методические рекомендации по выполнению лабораторных работ, задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по ее выполнению, методические указания по выполнению курсовых работ; тестовые материалы для контроля знаний обучающихся; методические рекомендации и тематика контрольных работ для обучающихся заочной формы обучения и т.д.); рекомендуемые элементы (конспект лекций, электронная библиотека курса, методическое обеспечение интерактивных методов обучения, глоссарий курса, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы и др.); дополнительные информационные ресурсы (словари, справочник, хрестоматии, периодические и отраслевые издания, ссылки на базы данных, сайтов, справочные системы, сетевые ресурсы и т.п.).

Основное назначение ЭУМК – самостоятельное накопление студентами знаний, навыков творческой и профессиональной деятельности как в условиях отсутствия непосредственного вербального общения с преподавателем, так и при использовании на аудиторных занятиях. Состав и структура комплекса зависят от содержания предметной области. Последовательность освоения учебного материала дисциплины, как правило, жестко задается преподавателем. Последовательность же изучения учебных единиц в модуле или отдельных модулей в учебном курсе не является жесткой, и студент имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию обучения.

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы [2,4].

Основу учебного материала в ЭУМК обычно составляет гипертекст, позволяющий быстро перейти к любой части учебного материала. Он может содержать ссылки на различные объекты. Объектами могут быть: текст, графическая иллюстрация, анимация, видеофрагмент, какая-либо программа. Кроме структурированного учебного гипертекста и различных мультимедийных иллюстраций, ЭУМК должен содержать упражнения для компьютерного тренинга и контроля знаний.

Важную роль в управлении учебно-познавательной деятельностью студентов играет интерактивность. Для этого электронные учебные материалы должны быть ориентированы на «диалог» со студентом по ходу изучения материала. При этом при представлении текстовой информации весьма важен стиль изложения. Учебный материал не должен напоминать статью, текст академического учебника или лекцию. Для электронных учебных материалов наиболее приемлем стиль, напоминающий разговор преподавателя на семинаре или групповых занятиях.

Предоставление материала в презентационной форме дает возможность стимулировать предметно-образную память у студентов, познавательную и творческую их активность, позволяя увеличить объем усваиваемого учебного материала, повышая интерес обучаемых к преподаваемому предмету. Преподавателю предоставляется возможность быстрого и объективного анализа знаний студентов, при оценке которых полностью исключается его субъективное отношение к студенту.

Достоинства ЭУМК:

1. Разнообразие форм представления информации (применение аудио-, видео-, графической информации, схем, чертежей и т.п.);

2. Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого;

3. Интенсификация самостоятельной работы учащихся, которая заключается в усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого;

4. Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации;

5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности студентов.

Подготовка ЭУМК позволяет не только восполнить дефицит учебно-методической литературы, но и повышает личную заинтересованность преподавателя в получении новых знаний в области методики проектирования учебных курсов.

Внедрение ЭУМК позволяет эффективно управлять образовательным процессом, создает объективные условия для полноценного самостоятельного освоения студентами учебного материала и способствует формированию современного набора учебно-методических материалов, доступных каждому студенту вне зависимости от формы обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Шалкина Т.Н., Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства. Монография [Текст] / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова, Оренбург, 2008 г., 158 с.

2.Васильева, И.Б. Влияние информационных технологий на процесс профессиональной подготовки специалистов по обслуживанию оборудования с ЧПУ [Текст] // Материалы конференции «САПР в учебном процессе» АИТ-2012.

3.http://www.emissia.org/offline/2011/1535.htm

4.Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Текст] / А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  - СПб.: Реноме, 2012.

Категория: 3. Пути совершенствования методическо-го обеспечения образовательного процесса | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 2278 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика