ВНЕДРЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА» В ГРУППАХ 1 КУРСА ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Н. Агаркова, преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,
Е-mail: pk_livny@mail.ru
Обучать - значит вдвойне обучаться.
Ж. Жубер
Российской высшей школе досталась в наследство система оценки знаний и умений студентов,
которая сформировалась еще в советское
время. В этой системе проверка и
оценивание знаний студента происходит два раза в год во время
зачетно-экзаменационных сессий. При этом
формально пятибалльная, а фактически трехбалльная («отлично». «хорошо,
«удовлетворительно» ) традиционная система
оценивания не в состоянии
объективно оценить реальные учебные достижения студента. Кроме того, эта система никоим образом не побуждает студента к активной работе в
межсессионный период. Именно поэтому в рамках проводимой реформы высшего образования много внимания уделено разработке такой системы оценивания, которая, с одной стороны, была бы
свободна от недостатков старой, пятибалльной системы и отвечала нынешним
реалиям, а, с другой стороны, могла быть признана европейским образовательным сообществом, в
которое мы хотим войти, как система, удовлетворяющая соответствующим европейским стандартам. К
таким системам относится балльно-рейтинговая система
оценивания знаний. В настоящее
время балльно-рейтинговая система
используется во многих вузах страны, причем некоторые из них действуют более 20 лет. Остановимся на этих вопросах подробнее, опираясь на опыт внедрения балльно-рейтинговой системы на
инженерно-техническом факультете Ливенского филиала Госуниверситета - УНПК. При
этом речь пойдет только о дисциплине математика.
Введение балльно-рейтинговой системы на факультете
началось одновременно с переходом
на образовательные программы,
разработанные на основе ФГОС. Прежде
всего следует заметить, что сами студенты к переходу на
балльно-рейтинговую систему относятся достаточно спокойно. Возможно, это
связано с тем, что для первокурсников
любая вузовская система оценивания знаний является новой и воспринимается как
вполне естественная. Конечно, два года – недостаточно большой срок для
того, чтобы делать окончательные выводы, но поводов для размышлений есть немало.
Оценка успеваемости студентов 1 курса направления
151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных
производств» по математике в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется
в ходе текущего, модульного рубежного контроля. Материал 1 семестра 1 курса по
математике разделен на 5 модулей
«Элементы линейной алгебры», «Элементы векторной алгебры», «Элементы аналитической геометрии», «Введение
в математический анализ», «Дифференциальное исчисление. Функции нескольких
переменных».
Текущий контроль – это непрерывно осуществляемое
«отслеживание» за уровнем усвоения знаний и формированием умений и навыков в
течение семестра. Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов
осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию.
Формами текущего контроля по математике могут быть опросы на практических
занятиях, письменные самостоятельные работы, решение заданий у доски, а также
короткие (например, до 15 мин.) задания, выполняемые студентами в начале лекции
с целью проверки наличия знаний, необходимых для усвоения нового материала, или
в конце лекции для выяснения степени усвоения изложенного материала.
В ходе текущего контроля выполняются три типовых
расчета.
Модульный контроль осуществляется по учебным модулям дисциплины
и проводится по окончании изучения модуля в заранее установленное время.
Модульный контроль проводится с целью определения качества усвоения материала
учебного модуля. В течение семестра проводится четыре таких контрольных мероприятия по графику.
Каждое из этих мероприятий является своего рода отчетом по материалу учебного
модуля.
В качестве формы рубежного контроля по математике, как
итог 1 семестра 1 курса выбран экзамен.
Полная оценка по дисциплине определяется по сумме
баллов, полученных студентом по различным формам текущего, модульного и
рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена.
Формы текущего и рубежного контроля знаний, умений и
навыков студентов устанавливаются кафедрой.
В процессе
внедрения балльно-рейтиноговой системы ставятся определенные задачи.
Первая и, пожалуй, одна из важнейших задач разработки и
внедрения балльно-рейтинговой системы –
обеспечение регулярной работы студента в
течение семестра. С разной степенью успешности эта цель достигается. Если
в первом семестре 1 курса студенты «плохо» понимали как и из чего складывается
рейтинговая оценка, то уже во втором семестре у них появилась
заинтересованность в
накоплении текущих оценок. К
сожалению, нельзя сказать, что это касается всех студентов. По-прежнему
сильна инерция мышления, в силу чего
значительная часть студентов
рассчитывает, что все возникающие учебные проблемы можно будет решить в конце
семестра, сдав сразу все задания, переписав все контрольные работы и т.д.
На мой взгляд, реализуемая
в настоящий момент балльно-рейтинговая
система не может быть полностью оценена
до тех пор пока через нее не пройдет
хотя бы один набор студентов – от первого курса до выпускного, от первой
контрольной работы до защиты выпускной квалификационной работы. Только
тогда можно будет с уверенностью говорить о том, какие элементы балльно-рейтинговой системы
сработали хорошо, а какие – не очень, какие стороны учебного процесса
были учтены, а какие – нет. Поэтому
первоначально принятое в вузе Положение
о балльно-рейтинговой системе не только
может, но и должно постоянно пересматриваться с учетом предложений кафедр и факультетов. Неизменными при
этом должны оставаться следующие параметры:
- общее для вуза максимальное значение рейтингового
балла (как правило, 100 баллов);
- распределение баллов между текущей работой студента
в семестре и оценкой на экзамене (в Ливенском
филиале Госуниверситета – УНПК принято
соотношение 60 и 40 баллов);
- единая для
вуза шкала пересчета суммарной оценки студента в баллах в ее числовой
эквивалент по традиционной пятибалльной системе или в оценку
«зачтено», « не зачтено».
Вторая задача разработки и внедрения –
балльно-рейтинговой системы – это
определение общего среднего показателя успеваемости. Об этом говорится
значительно меньше, хотя без решения
этой задачи любая балльно-рейтинговая система становится лишь «расширенным вариантом» традиционной пятибалльной системы. Общий средний показатель
успеваемости, используемый как
рейтинговый показатель,
показывает место данного студента
среди его сокурсников. Но в полной
мере роль общий средний показатель
успеваемости проявляется на
заключительном этапе обучения –
Итоговой государственной аттестации. Общий средний показатель успеваемости
показывает степень успешности
освоения образовательной программы и по определению не может быть ниже определенного порогового значения. Студент, имеющий общий средний показатель успеваемости ниже
порогового значения, либо не допускается
к Итоговой государственной аттестации,
либо он может получить диплом, но без присвоения степени бакалавра. Кроме того,
для поступления в магистратуру после
бакалавриата выпускник должен иметь
общий средний показатель успеваемости не ниже некоторого значения.
Поскольку студенты большинства вузов, участвующих в эксперименте по введению балльно-рейтинговой системы, еще не дошли до выпуска, то
задача определения и использования
общий средний показатель успеваемости не
является для них актуальной. А
ведь общий средний показатель
успеваемости, на наш взгляд, может
заставить студента с самого начала обучения
почувствовать важность каждой
дисциплины учебного плана.
Здесь нужно отметить
несколько проблем, которые
непременно возникают при работе в рамках балльно-рейтинговой системы. Прежде всего, это первая проблема
уже упоминавшихся пороговых значений –
таких значений рейтингового балла, ниже
которого студент подвергается санкциям:
не допускается к экзамену или зачету,
или отчисляется. При
определении таких пороговых
значений необходимо использовать
статистические данные предыдущих
сессий. Что касается порогового значения для общего среднего показателя
успеваемости, то он должен коррелировать с аналогичным показателем для базовых
дисциплин профессионального блока.
Вторая проблема – предоставление студентам возможности повторного прохождения рейтинговых аттестаций. Здесь возможны два подхода: когда студент может сдавать
неудовлетворительно написанную контрольную работу или пропущенный
коллоквиум несколько раз, либо, когда
пропущенное или не сданное вовремя аттестационное мероприятие не пересдаются, и рейтинговые баллы за них
не начисляются.
И, наконец, третья, очень важная проблема: заинтересованность преподавателя, работающего по балльно-рейтинговой системе. Ведь фактически у него появляется дополнительный объем работы, связанный с
ведением документации по балльно-рейтинговой системе, разработке оценочных материалов и
т.п.
Анализ современных балльно - рейтинговых систем
обучения, подтвердил высокую эффективность рейтинговой технологии. С ее помощью
удается стимулировать учебную деятельность, максимально интенсифицировать и
активизировать самостоятельную работу студентов по каждой дисциплине, создать
основу для дифференциации обучения, повысить уровень состязательности и
здоровой конкуренции. Балльно-рейтинговую систему характеризуют гласность,
демократизм, диалоговые равнопартнерские отношения, сотрудничество
преподавателя и студентов, придавая новое качество воспитательной работе. Ее
отличает высокий уровень технологичности, четкость структуры, строгий порядок
исполнения.
В то же время, известные в настоящее время балльно -
рейтинговые системы обучения имеют ряд недостатков, основными из которых
являются следующие: их конструирование и внедрение в учебный процесс
предполагает серьезную предварительную техническую работу, требует больших
затрат сил и времени разработчика; применяемые методики перевода суммарного
рейтингового балла в оценку достаточно субъективны, поскольку основаны на
произвольном присвоении результатам учебной деятельности тех или иных числовых
показателей их измерения; не решена полностью проблема их психологической
комфортности – в некоторых случаях возникают трудности в личных
взаимоотношениях студентов в процессе их учебной деятельности, ряд из них
испытывает определенный дискомфорт, будучи вынужденными, действовать в рамках
постоянного контроля и ранжирования.
Дальнейшее совершенствование рейтинговых технологий,
на мой взгляд, должны быть направлены, в первую очередь, на минимизацию
указанных недостатков.
|