Вторник, 21.05.2024, 09:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов

Внедрение балльно-рейтинговой системы в учебный процесс на примере дисциплины «математика» в группах 1 курса ВПО

ВНЕДРЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА» В ГРУППАХ 1 КУРСА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

О.Н. Агаркова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,

Е-mail: pk_livny@mail.ru

 

Обучать - значит вдвойне обучаться.

Ж. Жубер

 

Российской высшей школе досталась в наследство  система оценки знаний и умений студентов, которая сформировалась еще в  советское время. В этой системе  проверка и оценивание знаний студента происходит два раза в год во время зачетно-экзаменационных сессий.  При этом формально пятибалльная, а фактически трехбалльная («отлично». «хорошо, «удовлетворительно» ) традиционная система  оценивания не в состоянии  объективно оценить  реальные  учебные достижения студента. Кроме того,  эта система никоим образом не  побуждает студента к активной работе в межсессионный период. Именно поэтому в рамках проводимой реформы  высшего образования  много внимания уделено  разработке такой системы  оценивания, которая, с одной стороны, была бы свободна от недостатков старой, пятибалльной системы и отвечала нынешним реалиям, а, с другой стороны, могла быть признана  европейским образовательным сообществом, в которое мы хотим  войти,  как система, удовлетворяющая  соответствующим европейским стандартам. К таким  системам относится  балльно-рейтинговая  система  оценивания знаний.  В настоящее время  балльно-рейтинговая  система  используется во многих вузах страны, причем  некоторые из них  действуют более  20 лет. Остановимся на  этих вопросах подробнее, опираясь на опыт внедрения  балльно-рейтинговой системы на инженерно-техническом факультете Ливенского филиала Госуниверситета - УНПК. При этом речь пойдет только о дисциплине математика.

 Введение  балльно-рейтинговой системы на факультете началось одновременно с переходом  на  образовательные программы, разработанные на основе  ФГОС. Прежде всего  следует  заметить, что сами студенты  к переходу на  балльно-рейтинговую систему   относятся достаточно спокойно. Возможно, это связано с тем, что  для первокурсников любая вузовская система оценивания знаний является  новой и воспринимается  как  вполне естественная. Конечно, два года – недостаточно большой срок для того, чтобы делать окончательные выводы, но поводов  для размышлений  есть немало.

Оценка успеваемости студентов 1 курса направления 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по математике в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется в ходе текущего, модульного рубежного контроля. Материал 1 семестра 1 курса по математике  разделен на 5 модулей «Элементы линейной алгебры», «Элементы векторной алгебры»,  «Элементы аналитической геометрии», «Введение в математический анализ», «Дифференциальное исчисление. Функции нескольких переменных».

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемое «отслеживание» за уровнем усвоения знаний и формированием умений и навыков в течение семестра. Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий, проводимых по расписанию. Формами текущего контроля по математике могут быть опросы на практических занятиях, письменные самостоятельные работы, решение заданий у доски, а также короткие (например, до 15 мин.) задания, выполняемые студентами в начале лекции с целью проверки наличия знаний, необходимых для усвоения нового материала, или в конце лекции для выяснения степени усвоения изложенного материала.

В ходе текущего контроля выполняются три типовых расчета.

Модульный контроль осуществляется по учебным модулям дисциплины и проводится по окончании изучения модуля в заранее установленное время. Модульный контроль проводится с целью определения качества усвоения материала учебного модуля. В течение семестра проводится четыре  таких контрольных мероприятия по графику. Каждое из этих мероприятий является своего рода отчетом по материалу учебного модуля.

В качестве формы рубежного контроля по математике, как итог 1 семестра 1 курса выбран экзамен.

Полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего, модульного и рубежного контроля и баллов, полученных при сдаче экзамена.

Формы текущего и рубежного контроля знаний, умений и навыков студентов устанавливаются кафедрой.

В  процессе внедрения балльно-рейтиноговой системы ставятся определенные задачи. 

         Первая и, пожалуй,  одна из важнейших задач разработки и внедрения  балльно-рейтинговой системы – обеспечение регулярной работы  студента в течение семестра. С  разной  степенью успешности эта цель достигается. Если в первом семестре 1 курса   студенты  «плохо» понимали как и из чего складывается рейтинговая оценка, то уже  во  втором семестре у них   появилась  заинтересованность в  накоплении  текущих оценок. К сожалению,  нельзя сказать, что  это касается всех студентов. По-прежнему сильна   инерция мышления, в силу чего значительная часть  студентов рассчитывает, что все  возникающие  учебные проблемы можно будет решить в конце семестра, сдав сразу все задания, переписав все контрольные работы и т.д.

На мой  взгляд, реализуемая в настоящий момент  балльно-рейтинговая система не может быть  полностью оценена до тех пор пока через нее не пройдет  хотя бы один набор студентов – от первого курса до выпускного, от первой контрольной работы   до защиты  выпускной квалификационной работы. Только тогда можно будет с уверенностью говорить о том, какие элементы балльно-рейтинговой  системы  сработали хорошо, а какие – не очень, какие стороны учебного процесса были учтены, а какие – нет.  Поэтому первоначально принятое в вузе  Положение о балльно-рейтинговой  системе не только может, но и должно  постоянно  пересматриваться с учетом предложений  кафедр и факультетов. Неизменными при этом  должны оставаться   следующие параметры:

- общее для вуза максимальное значение рейтингового балла  (как правило, 100 баллов);

- распределение баллов между текущей работой студента в семестре и  оценкой на экзамене (в Ливенском филиале  Госуниверситета – УНПК принято соотношение  60 и 40 баллов);

- единая  для вуза шкала пересчета суммарной оценки студента в баллах в ее числовой эквивалент по традиционной пятибалльной системе или в  оценку  «зачтено», « не зачтено».

Вторая задача разработки и внедрения – балльно-рейтинговой  системы – это определение общего среднего показателя успеваемости. Об этом говорится значительно меньше,  хотя  без решения  этой задачи  любая   балльно-рейтинговая система  становится лишь  «расширенным вариантом»  традиционной  пятибалльной системы. Общий средний показатель успеваемости, используемый как  рейтинговый показатель,  показывает место  данного студента среди его  сокурсников. Но в полной мере  роль общий средний показатель успеваемости проявляется на  заключительном этапе  обучения – Итоговой государственной аттестации. Общий средний показатель успеваемости показывает степень  успешности освоения  образовательной программы  и по определению не может  быть ниже определенного порогового  значения. Студент, имеющий  общий средний показатель успеваемости ниже порогового значения,  либо не допускается к  Итоговой государственной аттестации, либо он  может получить диплом, но  без присвоения степени бакалавра. Кроме того, для поступления в магистратуру  после бакалавриата   выпускник  должен иметь  общий средний показатель успеваемости не ниже некоторого значения. Поскольку студенты большинства вузов, участвующих в эксперименте по  введению балльно-рейтинговой  системы, еще не дошли до   выпуска, то  задача определения и использования  общий средний показатель успеваемости не  является для  них актуальной. А ведь  общий средний показатель успеваемости, на наш взгляд,  может заставить студента с самого начала обучения  почувствовать важность  каждой дисциплины учебного плана.

Здесь нужно отметить  несколько проблем, которые  непременно возникают при работе в рамках балльно-рейтинговой  системы. Прежде всего, это первая проблема уже упоминавшихся  пороговых значений – таких значений рейтингового балла,  ниже которого студент подвергается санкциям:  не допускается к экзамену или зачету,  или  отчисляется.  При  определении таких пороговых  значений необходимо использовать  статистические  данные предыдущих сессий. Что касается порогового значения для общего среднего показателя успеваемости, то он должен коррелировать с аналогичным показателем для базовых дисциплин  профессионального блока.

Вторая проблема – предоставление  студентам возможности  повторного прохождения  рейтинговых аттестаций. Здесь возможны  два подхода: когда студент может сдавать неудовлетворительно написанную контрольную работу или пропущенный коллоквиум  несколько раз, либо, когда пропущенное или не сданное вовремя аттестационное мероприятие   не пересдаются, и рейтинговые баллы за них не начисляются.

 И, наконец, третья,  очень важная проблема: заинтересованность  преподавателя, работающего по балльно-рейтинговой  системе. Ведь фактически  у него появляется  дополнительный объем работы, связанный с ведением  документации по  балльно-рейтинговой  системе, разработке оценочных материалов и т.п.

Анализ современных балльно - рейтинговых систем обучения, подтвердил высокую эффективность рейтинговой технологии. С ее помощью удается стимулировать учебную деятельность, максимально интенсифицировать и активизировать самостоятельную работу студентов по каждой дисциплине, создать основу для дифференциации обучения, повысить уровень состязательности и здоровой конкуренции. Балльно-рейтинговую систему характеризуют гласность, демократизм, диалоговые равнопартнерские отношения, сотрудничество преподавателя и студентов, придавая новое качество воспитательной работе. Ее отличает высокий уровень технологичности, четкость структуры, строгий порядок исполнения.

В то же время, известные в настоящее время балльно - рейтинговые системы обучения имеют ряд недостатков, основными из которых являются следующие: их конструирование и внедрение в учебный процесс предполагает серьезную предварительную техническую работу, требует больших затрат сил и времени разработчика; применяемые методики перевода суммарного рейтингового балла в оценку достаточно субъективны, поскольку основаны на произвольном присвоении результатам учебной деятельности тех или иных числовых показателей их измерения; не решена полностью проблема их психологиче­ской комфортности – в некоторых случаях возникают трудности в личных взаимоотношениях студентов в процессе их учебной деятельности, ряд из них испытывает определенный дискомфорт, будучи вынужденными, действовать в рамках постоянного контроля и ранжирования.

Дальнейшее совершенствование рейтинговых технологий, на мой взгляд, должны быть направлены, в первую очередь, на минимизацию указанных недостатков.

 

Категория: 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 2899 | Рейтинг: 3.6/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика