Суббота, 04.05.2024, 17:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов

Влияние использования балльно-рейтинговой системы на формирование профессиональной деятельности специалиста

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

 

А.М. Анохин, к.т.н., доцент кафедры технологии машиностроения

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны,

 

В настоящее время балльно-рейтиноговая система оценивания знаний используется в более чем в 200 наших вузах, причем в некоторых из них более 20 лет. Наиболее емкое рабочее описание этого понятия сформулировала в своей статье профессор Нижегородского государственного педагогического университета Е.Н. Перевощикова. «Рейтинговая система оценивания качества подготовки студентов это совокупность нормативно-методических документов (правил, методических указаний, рекомендаций), обеспечивающих управление систематической, ритмичной и продуктивной учебной деятельности студентов по формированию у них опыта самостоятельной работы и самообразования. Рейтинговая система предназначена для эффективного контроля и продвижения студентов в образовательном пространстве с помощью соответствующего математического аппарата для обработки информации по различным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов».

Под качеством подготовки студентов понимается совокупность характеристик, с одной стороны, знаний, умений и навыков (полнота и глубина, обобщенность и конкретность, осознанность, логичность и рациональность, системность прочность и действенность) с другой – личностных качеств (самостоятельность и ответственность, инициативность и коммуникабельность, дисциплинированность и трудолюбие, активность, способность к творчеству), позволяющих дифференцировать обучаемых с одинаковым уровнем подготовки.

Одной из важнейших задач внедрения балльно-рейтинговой системы является обеспечение регулярной работы студентов в течение семестра. Вторая цель состоит в выработке справедливых механизмов формирования объективной оценки студентов по совокупности накопленных им в течение семестра баллов. Третья – сформировать значение рейтинга, позволяющего ранжировать студентов по успеваемости. Этой задаче до сих пор отводится главенствующая роль [1].

Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки образовательных компетенций студентов имеет своих сторонников и противников. Многие студенты оказываются не готовыми к переходу на балльно-рейтинговую систему оценки знаний, но основной причиной является неготовность преподавателя строить отношения со студентами как с равноправными партнерами, заинтересованными в повышении качества образования. Свою неготовность переходить на балльно-рейтинговую систему преподаватели обосновывают:

- невозможностью обеспечивать высокую степень объективности такой оценки;

- увеличением нагрузки, связанной с разработкой критериев оценки;

- отсутствием программ, обеспечивающих обработку данных и системы регулярного информирования студентов о результатах их деятельности;

- невозможностью обеспечить единый подход к оценке деятельности студента в том случае, когда лекции читает один преподаватель, а практические ведет другой [2].

Студент, работая с преподавателем в течение семестра, оценивая свои успехи, уже с первой недели знает, как повышается составляющая его оценки по дисциплине, и в конце семестра может определить ее возможное итоговое значение. Студент, редко посещавший занятия, но поднявшийся в верхние строчки рейтинга за счет выступления на конференциях, подготовивший лучшую творческую работу не будет подозреваться в том, что шел к отличной оценке не прямым путем.

Оценочные средства в балльно-рейтинговой системе оценки знаний - это разработанная система (совокупность, набор) заданий (вопросов), предлагаемых студентам в устной или письменной форме в специально отведенное время на определенных этапах изучения учебного материала. Задания должны быть построены так, чтобы по результатам их выполнения можно было судить о сформированности компетенций (знаний, умений и навыков и личностных качеств) каждое задание должно содержать критерии оценки и соответствующие баллы за его выполнение [3].

Рейинговая система должна строиться, как средство управления учебной деятельностью студентов в образовательном процессе. Вместе с тем главное ее назначение должно состоять в том, чтобы включать механизмы самоуправления, лежащие в основе самообразования студента.  Поскольку эффективность управления зависит от степени полноты обратной связи, то в структуре учебного процесса нужно выделить контрольные точки (этапы контроля).  С этой целью выделяют следующие формы контроля: входной, текущий, рубежный и итоговый.

Итоговый контроль знаний студентов, проводимый посредством независимого от преподавателя тестирования или в форме экзамена, который сдается комиссии, в состав которой не входит преподаватель студента, может считаться объективной формой контроля [1].

Внедрение рейтинговой системы контроля:

- дает возможность организовать и поддерживать ритмичную и систематичную работу студентов в течение всего семестра;

- создает условия, позволяющие студенту «зарабатывать» баллы и нести ответственность за свою работу;

- способствуют снижению числа пропусков занятий без уважительной причины, так как студенты заинтересованы в посещении занятий;

- делают предсказуемой итоговую оценку студента за семестр, обеспечивая сознательное отношение студента к ее достижению;

- стимулирует познавательную активность и творческое отношение к работе не только студентов, но и преподавателей [3].

Анализ зарубежной практики использования балльно-рейтинговой модели оценки подтверждает ее эффективность как средства активизации учебной работы студентов, повышения их мотивации к постоянному самоконтролю и планированию своей успеваемости, укреплению дисциплины и личной ответственности за результаты учебной работы. Использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний обеспечивает большую объективность в оценке учебной работы студента и ее результатов, а также снижает возможность возникновения суждений о субъективности, предвзятости преподавателей.

В качестве единицы измерения для определения индивидуального рейтинга студента за все годы его обучения в вузе принимают семестр. В этом случае все баллы, набранные студентом в каждом семестре, суммируются и нормируются. Общий средний показатель успеваемости, высчитанный на основе рейтинга по предметам, во многих американских университетах не без основания заносится не в приложение к диплому, а в диплом выпускника университета на его титульный лист и является для работодателя одним из основных показателей перспективности молодого специалиста [2].

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сазонов, Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечения качества учебного процесса // Высшее образование в России.-2012.-№6.-С.28-40.

2. Горюнова, Е.В. Рейтинг: друг, враг или так? // Вестник высшей школы Alma mater/-2010.-№1.-С.46-51.

3. Перевощикова, Е.Н. Рейтинговая система оценки подготовки бакалавров // Высшее образование в России.-2012.-№6.-С.40-47.

 

Категория: 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов | Добавил: Zvyagina (16.04.2013)
Просмотров: 1615 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика