ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА
А.М. Анохин, к.т.н., доцент кафедры технологии машиностроения
Ливенский филиал
Госуниверситета-УНПК, Ливны,
В настоящее время балльно-рейтиноговая система
оценивания знаний используется в более чем в 200 наших вузах, причем в
некоторых из них более 20 лет. Наиболее емкое рабочее описание этого понятия
сформулировала в своей статье профессор Нижегородского государственного
педагогического университета Е.Н. Перевощикова. «Рейтинговая система оценивания
качества подготовки студентов это совокупность нормативно-методических
документов (правил, методических указаний, рекомендаций), обеспечивающих
управление систематической, ритмичной и продуктивной учебной деятельности
студентов по формированию у них опыта самостоятельной работы и самообразования.
Рейтинговая система предназначена для эффективного контроля и продвижения
студентов в образовательном пространстве с помощью соответствующего
математического аппарата для обработки информации по различным показателям
индивидуальной учебной деятельности студентов».
Под качеством подготовки студентов понимается
совокупность характеристик, с одной стороны, знаний, умений и навыков (полнота
и глубина, обобщенность и конкретность, осознанность, логичность и
рациональность, системность прочность и действенность) с другой – личностных
качеств (самостоятельность и ответственность, инициативность и
коммуникабельность, дисциплинированность и трудолюбие, активность, способность
к творчеству), позволяющих дифференцировать обучаемых с одинаковым уровнем
подготовки.
Одной из важнейших задач внедрения балльно-рейтинговой
системы является обеспечение регулярной работы студентов в течение семестра. Вторая
цель состоит в выработке справедливых механизмов формирования объективной
оценки студентов по совокупности накопленных им в течение семестра баллов.
Третья – сформировать значение рейтинга, позволяющего ранжировать студентов по
успеваемости. Этой задаче до сих пор отводится главенствующая роль [1].
Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки
образовательных компетенций студентов имеет своих сторонников и противников. Многие
студенты оказываются не готовыми к переходу на балльно-рейтинговую систему
оценки знаний, но основной причиной является неготовность преподавателя строить
отношения со студентами как с равноправными партнерами, заинтересованными в повышении
качества образования. Свою неготовность переходить на балльно-рейтинговую
систему преподаватели обосновывают:
- невозможностью обеспечивать высокую степень
объективности такой оценки;
- увеличением нагрузки, связанной с разработкой
критериев оценки;
- отсутствием программ, обеспечивающих обработку
данных и системы регулярного информирования студентов о результатах их
деятельности;
- невозможностью обеспечить единый подход к оценке
деятельности студента в том случае, когда лекции читает один преподаватель, а
практические ведет другой [2].
Студент, работая с преподавателем в течение семестра,
оценивая свои успехи, уже с первой недели знает, как повышается составляющая
его оценки по дисциплине, и в конце семестра может определить ее возможное
итоговое значение. Студент, редко посещавший занятия, но поднявшийся в верхние
строчки рейтинга за счет выступления на конференциях, подготовивший лучшую
творческую работу не будет подозреваться в том, что шел к отличной оценке не
прямым путем.
Оценочные средства в балльно-рейтинговой системе
оценки знаний - это разработанная система (совокупность, набор) заданий
(вопросов), предлагаемых студентам в устной или письменной форме в специально
отведенное время на определенных этапах изучения учебного материала. Задания
должны быть построены так, чтобы по результатам их выполнения можно было судить
о сформированности компетенций (знаний, умений и навыков и личностных качеств)
каждое задание должно содержать критерии оценки и соответствующие баллы за его
выполнение [3].
Рейинговая система должна строиться, как средство
управления учебной деятельностью студентов в образовательном процессе. Вместе с
тем главное ее назначение должно состоять в том, чтобы включать механизмы
самоуправления, лежащие в основе самообразования студента. Поскольку эффективность управления зависит от
степени полноты обратной связи, то в структуре учебного процесса нужно выделить
контрольные точки (этапы контроля). С
этой целью выделяют следующие формы контроля: входной, текущий, рубежный и
итоговый.
Итоговый контроль знаний студентов, проводимый
посредством независимого от преподавателя тестирования или в форме экзамена,
который сдается комиссии, в состав которой не входит преподаватель студента,
может считаться объективной формой контроля [1].
Внедрение рейтинговой системы контроля:
- дает возможность организовать и поддерживать
ритмичную и систематичную работу студентов в течение всего семестра;
- создает условия, позволяющие студенту «зарабатывать»
баллы и нести ответственность за свою работу;
- способствуют снижению числа пропусков занятий без
уважительной причины, так как студенты заинтересованы в посещении занятий;
- делают предсказуемой итоговую оценку студента за
семестр, обеспечивая сознательное отношение студента к ее достижению;
- стимулирует познавательную активность и творческое
отношение к работе не только студентов, но и преподавателей [3].
Анализ зарубежной практики использования
балльно-рейтинговой модели оценки подтверждает ее эффективность как средства
активизации учебной работы студентов, повышения их мотивации к постоянному
самоконтролю и планированию своей успеваемости, укреплению дисциплины и личной
ответственности за результаты учебной работы. Использование балльно-рейтинговой
системы оценки знаний обеспечивает большую объективность в оценке учебной
работы студента и ее результатов, а также снижает возможность возникновения
суждений о субъективности, предвзятости преподавателей.
В качестве единицы измерения для определения
индивидуального рейтинга студента за все годы его обучения в вузе принимают
семестр. В этом случае все баллы, набранные студентом в каждом семестре,
суммируются и нормируются. Общий средний показатель успеваемости, высчитанный
на основе рейтинга по предметам, во многих американских университетах не без
основания заносится не в приложение к диплому, а в диплом выпускника
университета на его титульный лист и является для работодателя одним из
основных показателей перспективности молодого специалиста [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Сазонов, Б.А. Балльно-рейтинговые системы
оценивания знаний и обеспечения качества учебного процесса // Высшее
образование в России.-2012.-№6.-С.28-40.
2. Горюнова, Е.В. Рейтинг: друг, враг или так? //
Вестник высшей школы Alma mater/-2010.-№1.-С.46-51.
3. Перевощикова, Е.Н. Рейтинговая система оценки
подготовки бакалавров // Высшее образование в России.-2012.-№6.-С.40-47.
|