Вторник, 21.05.2024, 07:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов

Самостоятельная работа студентов в условиях балльно-рейтинговой системы обучения

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Н.Д.Гревцева, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны

 

Одной из задач введения балльно-рейтинговой системы является планомерная организация самостоятельной работы студентов с целью формирования необходимой системы компетенций, предусмотренных государственными образовательными стандартами третьего поколения. Основная задача педагогического и психолого – педагогического образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию,самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Самостоятельная работа в университете может быть организована как  аудиторная, внеаудиторная и инициативная.

Аудиторная самостоятельная работа (или СРСП) организуется во время проведения учебных занятий: на лекции, на практическом и лабораторном занятии, на консультации, при выполнении инициативных, учебно-исследовательских, научно-методических, научно-практических и научно-исследовательских работ и т.д. Целью данной работы является развитие знаний, умений и владений опытом практического применения знаний и умений студента по темам, выносимым на самостоятельную работу, под руководством преподавателя, контроль основных видов самостоятельной работы.

Внеаудиторная самостоятельная работа предполагает выполнение конкретных видов заданий, подготовку ко всем видам занятий, самостоятельное изучение определённых тем и разделов учебных дисциплин, выполнение курсовых проектов и работ, выполнение выпускных  квалификационных работ, выполнение научно-исследовательской работы и т.д. Эта работа не предполагает непосредственного и непрерывного руководства со стороны преподавателя, который должен контролировать, направлять и оценивать ход и результаты самостоятельной работы.

Инициативная самостоятельная работа, не предусмотренная основной образовательной программой, осуществляется студентами по собственной инициативе с целью реализации своих учебных и научных интересов: участие в научных исследованиях, в выполнении проектно-конструкторских работ и т.д.

На младших курсах (1-2 курсы) самостоятельная работа студентов направлена на расширение и закрепление знаний и умений, приобретенных в рамках обычных форм учебной работы (конспектирование учебной и научной литературы, решение типовых ситуационных задач, реферирование, поиск информации в интернете).

Применение всех видов самостоятельной работы позволяем активизировать познавательную деятельность студентов на всех этапах процесса обучения.

С самого начала обучения в высшем учебном заведении студентам необходимо отказаться от умственного иждивенчества и настроиться на серьезную инициативную самостоятельную работу. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». С этими словами великого классика Л.Н. Толстого нельзя не согласиться. Будучи студентом и в процессе педагогической деятельности каждый из нас ежедневно убеждается в том, что самые ценные знания те, которые добыты самостоятельным трудом.

Конечно, эта работа, особенно на младших курса должна вестись под постоянным контролем преподавателя. Т.к. каждый из нас из года в год сталкивается со студентами, которые  в большинстве своем не могут работать самостоятельно. Преподаватель поможет в борьбе темы и заданий самостоятельной работы, подборе литературы, проконтролирует, как она выполнена проанализирует успехи и недоработки. Умение и навыки, полученные в ходе самостоятельной работы в университете, стремление заниматься ее становится хорошей основой для последующего профессионального образования. А это наиглавнейшая задача любого высшего учебного заведения, выпуск конкурентоспособных специалистов. Поэтому полученная студентами информация не должна оставаться на уровне воспроизведения, а должна перейти на более высокий уровень усвоения – уровень применения, знаний, который требует осуществление практических действий, направленных на использование полученной информации.

При проведении своих практических занятий в зависимости от целей которые ставятся перед самостоятельной работой я провожу различные их виды:обучающие, закрепляющие, повторительные, контрольные.

Обучающие самостоятельные работы, это самостоятельное составление алгоритмов, решение задач по алгоритму. Такие работы я провожу со студентами I курса при изучении темы «Дифференцирование». Получив на лекции определение и теоремы, на практическом знании я предлагаю не просто воспроизвести их, а рассказать алгоритм исследования на монотонность; экстремум функции; направление выпуклости, вогнутости и нахождение точек перегиба, нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. На II курсе при изучении темы «Линейное программирование» студенты составляют алгоритм решения задач линейного программирования гражданским способом. Такие работы даю сразу после объяснения любого материала, т.к. их немедленная проверка дает четкую картину того, какова степень понимания, студентами нового материала на самом раннем этапе его изучения. Цель таких работ не контроль, а обучение, поэтому им ответу на знании много времени.

К тренировочным относятся задание на распознавание различных объектов и их свойств. Например, при изучении тема «Поверхности второго порядка» предлагаю лист в котором  нужно найти соответствие между рисунком, каноническим уравнением и названием поверхности.

Тренировочные самостоятельные работы  составлено из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения правила. Эти работы провожу при работе с основными формулами дифференцировании и интегрирования при изучении темы «Платежная матрица» предлагают тесты с выбором ответом. Эти работы мало способствуют умственному развитию, но они необходимы, т.к. позволяют выработать основные умения и навыки, что создает базу для дальнейшего изучения математики. Не вызывает сомнений, что однообразие любой работы снимает интерес к ней. Но в курсе математики довольно часть встречаются темы изучение которых требует решение большого качества однотипных задач, без этого невозможно выработать устойчивые знания и умение. В этом сходство моей дисциплины с экономическими специальностями, нашим выпускникам приходится составлять однотипные бухгалтерские отчеты.

При выполнении тренировочных самостоятельных работ студентам еще требуется моя помощь, поэтому разрешаю пользоваться конспектами, учебниками, таблицами. Все это создает благоприятный климат для слабых студентов. В таких условиях они включаются в работу и выполняют ее.

Самостоятельные работы развивающего характера – это домашние задания по составлению докладов на темы: «Применение аналитической геометрии и математического анализа в экономике» после изучения каждого раздела, подготовка к участию в неделях науки.

Интерес у студентов вызывают творческие самостоятельные работы, который предлагают высокий уровень самостоятельности. В этих работах студенты открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применить эти знания в различных ситуациях, близких к выбранной специальности. Такие работы провожу второкурсниками при изучении теории вероятностей, математической статистики и линейного программирования.

Например, обследовать 20 семей рабочих и служащих для получения данных о количественном составе семей.

Сгруппировать данные о месячной заработной платы группы работников промышлен6ной отрасли; данные о дневной выручке магазинов бытовой техники.

Начертить гистограммы абсолютных и относительных частот, определить среднее выборочное, отклонение, моду.

Дано распределение рабочих предприятие по заработной плате по цехам. Вычислите средние заработные платы рабочих в каждом цехе и по предприятию (общая дисперсия) (частные дисперсии).

На основе полученных результатов вывести правило сложений дисперсий.

По теме «Линейное программирование» задачи такого типа.

Фирма производит и продает столы и шкафы из древесины хвойных и лиственных пород. Расход каждого вида в кубометрах на каждое изделие задан в таблице. Определите оптимальное количество столов и шкафов, которое следует поставить на продажу для максимального дохода фирмы. Составьте оптимальный план перевозки лекарств с минимальными затратами из аптечных складов в аптеки города. Запасы лекарств на складах, заявки потребителей  приведены в таблице. Предлагаю составить подобные задачи со своими данными.

И самый большой объем самостоятельной работы приходится на выполнение типовых расчетов. Задания выдаются на первых из занятий по изучаемой теме, сроки выполнения 3-4 недели, т.е. на тот период течении которого проходится материал. Через неделю (2 занятия) провожу процентовки, что дает четкую картину того, как выполняется работа, какие из заданий вызывают трудности. В процессе такой работы студенты могут решать задачи как после практических занятий по теме, наиболее подготовленные и перед занятиями, а потом проверить свой результат.

Балльно-рейтинговая система имеет целью поставить студентов перед необходимостью регулярной работы в течение всего семестра,так как расхождение между школьным и вузовским режимом учебной работы вводим первокурсников в заблуждение, когда они полагают, что можно не заниматься от сессии до сессии. Хорошо учиться тот, кто работает систематически в межсессионный период, кто аудиторные занятия дополняет регулярной самостоятельной  работой.Любой вид  самостоятельной работы позволяет изучить более структурно особенности своего интеллекта. Каждый студент имеет склонность либо к теоретическому, либо к образному, либо к практическому мышлению. В ходе учебы нужно усиленно развивать недостающие способности.

Самостоятельная работа  учит соблюдать ритм в работе и отдыхе, не допускать «штурма» в экзаменационной сессии; студенты нередко заботится только о том, чтобы сдать экзамен, не подозревая того, что при такой установке сознания освобождает от знаний, как от информационного мусора.  Ведь основная цель организации самостоятельной работы  заключается в овладении студентом навыками творческой деятельности в решении профессиональных задач, в приобретении необходимых профессиональных и иных компетенций, которые он должен совершенствовать  в течение всей жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели//Высшее образование в России.2011.№6.С.98-103.

2.ФризенИ.Г.Модульно-рейтинговоеобучение //Специалист.2008.№2.с.23-25.

3.Шехонин А.А.,Тарлыков В.А. Бально-рейтинговая  результатов обучения //Высшее образование в России.2011.№6.С.22-29.

4. Куликова, Л.П. Организация самостоятельной работы студентов и модульно- рейтинговая система оценки знаний студентов/ Л.Т Куликова //Вестник высшей школы – 2010.-№1, с.43-46.

Категория: 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов | Добавил: Zvyagina (12.04.2013)
Просмотров: 1665 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика