Пятница, 17.05.2024, 20:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов

Применение балльно – рейтинговой оценки знаний для реализации компетентного подхода в системе профессионального образования

ПРИМЕНЕНИЕ БАЛЛЬНО – РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

О.А. Степаненкова, ст. преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета–УНПК, г.Ливны

 

Как и любая инновация, система балльно–рейтинговой оценки знаний неоднозначно воспринимается студентами и преподавателями, вызывает вопросы и дискуссии, вот и мы с вами не раз собираемся по этому вопросу. Внедрение БРС обусловлено необходимостью не только интенсификации учебной деятельности и активизации познавательной активности (такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого), студента через возможность наработки баллов. БРС оценки успеваемости как указано ранее cтроится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, были указаны даты прохождения контрольных точек. Знаем: время – тоже один из критериев оценки!

Cтуденты должны знать основы автоматизации решения экономических задач при работе с широко распространенными пакетами текстового и табличного процессора, программи Power Poіnt и Front Page, работать с СУБД MS Access, составлять программы на языке Pascal, а также осуществлять электронный документооборот и применять средства интеграции с внешними информационными системами. Рассмотрим форму контроля защиты лабораторных работ.

Лабораторные занятия (от лат. «labor» - труд, работа, трудность) – один из видов самостоятельной практической работы в вузе. Имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно – исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке специалистов, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. 

Выполнение студентами лабораторных работ направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов, например аналитических и др.;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Выполнение лабораторных работ широко используется в информатике. Лабораторная работа служит для формирования умений и навыков на базе изученного теоретического материала. Курс лабораторных работ состоит из 12 работ. Итогом прохождения курса является получение зачета по лабораторным работам. Баллы, отводимые для оценки работы студента по каждой лабораторной работе, делятся в указанном соотношении между выполнением задания, оформлением отчета и защитой. Преподаватель имеет право снять по 1 баллу  за несвоевременную сдачу лабораторной работы или за  неаккуратно оформленный отчет.

За каждую лабораторную работу студент зарабатывает от 0,5 баллов до 3,5 баллов по следующей системе:

0,5 балла – за посещение

1 балл – за выполнение работы в «свой»(1) день

1,5 балла – за срок защиты (2) отчета по работе и за содержательную (3) часть отчета

0,5 балла – за устный ответ (4)

ИТОГО=3,5 б

Итого в сумме за курс студент может набрать до 43 баллов по защите лабораторных работ.

Остальные до 100 баллов набирает за тесты и посещение лекций.

1.                Дата выполнения работы определяется в соответствии с расписанием. За выполнение работы в срок вместе со своей подгруппой – 1 балл, в срок вместе со второй подгруппой – 0,5 балла, в более поздние сроки или дополнительное время – 0 баллов. В случае пропуска занятия в «свой» день по уважительной причине за выполнение работы в следующий срок дается – 1 балл.

2.                Отчет по лабораторной работе должен быть защищен до выполнения следующей работы. За защиту отчета в день выполнения работы дается 1 балл, на следующем занятии – 0,5 балла, позднее – 0,3 балла.

3.                Как правило, отчет состоит из трех частей: теоретической, практической выполненной работы на ПК и заключительной (или вывода). За каждую из них начисляются баллы: 0-0,25б, 0-1б и 0-0,25б, соответственно. Оценивается точность полученных результатов и характер сделанных выводов.

4.                При устном ответе студент должен изложить: название работы, цель работы, описать ход работы, должен уметь ответить на контрольные вопросы и вопросы, возникшие у преподавателя при проверке отчета. Оценивается полнота и логика ответов, соответствие сделанных выводов теоретическим выкладкам по теме выполнения лабораторной работы.

Какова достоверность данной формы контроля?

Как и любая инновация, система балльно–рейтинговой оценки знаний неоднозначно воспринимается студентами и преподавателями, вызывает вопросы и дискуссии, на кафедре не раз собирались по этому вопросу. Внедрение БРС обусловлено необходимостью не только интенсификации учебной деятельности и активизации познавательной активности (такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого), студента через возможность наработки баллов. БРС оценки успеваемости как указано ранее строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, были указаны даты прохождения контрольных точек. Знаем: время – тоже один из критериев оценки!

При работе с данной дисциплиной, которая изучается всего на 1 курсе 1 семестр в объеме 82 часов (17 пар лекций и 12 лабораторных работ) столкнулась впервые за двадцатилетний стаж своей работы с неактивной, это мягко сказано работой студентов. Кроме пяти студентов, в течение всего семестра очень немногие приходили дорабатывать баллы по лабораторным работам. Отработки и доработки, которые составляли для многих 30-40 % лабораторной работы, начались только перед экзаменом. Но заинтересованность нескольких студентов в группе при наборе баллов и постоянном интересе узнать, сколько баллов он имеет, иногда подтягивала других студентов к отработке и защите лабораторных работ. При расчете баллов используется ЭТ Excel, шапка которой представлена в таблице1.

 

ЛИТЕРАТУРА

Положение об организации и проведении  лабораторных и практических занятий в Ливенском филиале Гоcуниверситета–УНПК.



Категория: 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 1608 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика