Вторник, 21.05.2024, 01:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов

Перспективы и особенности использования бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов

Перспективы и особенности использования бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов

 

Л.А. Коссова, преподаватель,

Мценский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Мценск,

E-mail: la_kossova@mail.ru

 

В настоящее время во многих вузах страны активно внедряется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Это во многом связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов.

Стало очевидным, что классическая форма экзамена зачастую нерезультативна, т.к. объем информации с каждым годом увеличивается, преподавателям проверить студента на знание всего пройденного курса за один экзаменационный ответ невозможно, происходит усреднение студентов, занимающихся регулярно и тех, кто готовится от случая к случаю, только в период сессии.

Требования к качеству подготовки специалистов формируются вне системы образования. Так, складывающиеся рыночные отношения с их жесткой конкурентной природой, современные социально-экономические преобразования в стране требуют прихода на предприятия специалистов, способных системно, творчески мыслить и принимать эффективные нестандартные решения в непредвиденных обстоятельствах. Внедрение рыночных механизмов экономики дополнительно выдвигает необходимость таких качеств у работника, как деловая инициатива, предприимчивость.

Выпускник может быть успешным только в том случае, если он обладает определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития.

Это может быть достигнуто благодаря использованию такой системы оценивания знаний студентов, как балльно-рейтинговая в различных ее вариантах и альтернативах.

Рейтинговая система – это совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

На практике переход к рейтинговой системе предполагает увеличение доли письменных заданий, а итоговая оценка чаще всего выставляется на основе тестов, являющимися идеальным инструментом для количественного учета.

Целью использования рейтинговой системы в процессе обучения, должно быть создание условий для мотивации самостоятельности студентов средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В большинстве российских вузов используют так называемый «относительный рейтинг», когда за предельный размер рейтинга по определенному предмету принимается максимально количество баллов, набранное лучшим студентом группы, либо потоком. Однако, «развитие конкурентности среди студентов» чаще всего остается лишь теоретической иллюзией.

На практике чаще преобладает «чувство солидарности». Студент, набравший максимальное количество баллов по итогам текущей успеваемости, будет сознательно хуже выполнять итоговые работы, чтобы облегчить получение хорошего балла своим сокурсникам.

В основе рейтинговой системы как и в пяти бальной системе, лежит, система поощрения хорошо успевающих студентов. Например, влияние рейтинговой оценки на назначение и размер стипендии в первом семестре обучения (если студент набрал 85-89 баллов, то ему назначается обыкновенная стипендия, а если 90 баллов – повышенная).

Таким образом, уже перед своей первой экзаменационной сессией студент имеет возможность привыкнуть к оценкам по 100- бальной шкале, к распределению студентов по рейтингу.

Российское образование только встало на путь реформ в соответствие с европейским стандартом образования. Переход от пяти бальной системы на рейтинговую не так прост, поэтому отношение студентов и преподавателей к данной системе совсем неоднозначен.

Преподаватели, ранее не использующие рейтинговую систему, вынуждены тратить время на разработку балльной системы применительно к читаемым курсам и подсчеты баллов студентов, хотя с точки зрения должностных инструкций не являются надсмотрщиками и учетчиками, это, нецелесообразно. Ведь на западе данные функции выполняет специально обученный человек – тьютер, который следит за выставлением и подсчетом баллов.

Еще одной проблемой является субъективность данного процесса, так как конечная успеваемость многих студентов оказывается в тесной зависимости не от уровня их знаний, а «мастерства» балльно - рейтингового распределения.

Сама оценка, в какой- то степени, стала необъективной еще по одной причине: учета большинством преподавателей посещений занятий через выставление баллов за присутствие студента на занятии или вычета этих баллов - за отсутствие.

Однако, фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информацион­ная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников и «подтянуться» по предмету, поэтому введение рейтинговой системы рассматривается как одно из определяющих направлений совершенствования образовательной деятельности.

Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов по некоторой дисциплине в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, коллоквиумов, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий.

В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование баллов студента по данной дисциплине в течение некоторого периода времени.

Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из баллов всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научно-практических конференциях.

Целью введения балльно-рейтинговой технологии оценки успеваемости являются:

- комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими учебной программы;

- стимулирование познавательной деятельности студентов и повышение качества образовательных результатов в целом;

- повышение уровня организации образовательного процесса.

Также рейтинговая система позволяет администрации ВУЗа осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, осуществлять дифференциацию и другие возможности организации и управления.

Основные принципы рейтинговой системы сформулируем так:

1) оценка не зависит от характера межличностных отношений студента и преподавателя;

2) критерии оценивания обговариваются заранее;

3) студент сам волен выбирать стратегию деятельности;

4) незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания.

В зависимости от педагогической цели различают виды рейтинга:

- рейтинг по дисциплине или по ряду дисциплин;

- рейтинг по дисциплине общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам;

- рейтинг временной – за некоторый промежуток времени или тематический – по отдельным разделам (темам).

Одним из обязательных свойств рейтинговой системы является открытость – студенты должны знать "правила игры": знать "стоимость" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять.

Для выполнения этого свойства "таблица стоимости", или рейтинговый регламент должны быть доступны студентам.

Центральным принципом рейтинга выступает стимулирование. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все указанные дополнительные баллы примерные и могут изменяться в зависимости от активности студентов.

При поуровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются различным числом баллов. Гибкость рейтинговой системы означает, что и преподаватель, и студент могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении.

Важной проблемой, требующей внимания преподавателя, является проблема методически грамотного составления рейтинга.

Основные этапы составления рейтинга, представленные в учебно-методическом пособии для преподавателей Даутовой О.Б. и Крыловой О.Н.:

1) разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:

- отдельная тема или раздел;

- самостоятельный цикл лабораторных работ;

- индивидуальные домашние задания;

- индивидуальная самостоятельная работа по выбору студента;

- разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

2) определить нормативные баллы на все задания и задачи дисциплины (или правила начисления баллов);

3) установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать студент в ходе обучения;

4) составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;

5) на основе программных средств организовать учет успеваемости студентов и расчет их рейтингов;

6) перед началом экзаменационной сессии выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.

Рейтинговая шкала значительно более чувствительна, чем балльная (например, пятибалльная), она представляет собой частный случай ранговой шкалы (рисунок 1). Это позволяет использовать ее для организационных и управленческих решений.


Рисунок 1 - Виды оценочных шкал

 

Таким образом, реформирование традиционной системы оценивания необходимо, и как один из ее альтернативных вариантов может быть предложена балльно-рейтинговая технология оценки учебных и внеучебных достижений студента, которая действительно является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для преподавателей и студентов и может развиваться с течением времени.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2009. – 176 с.

2.Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему?/ Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. – М.: Чистые пруды, 2008. – 244 с.

3.Калужская М.В., Уколова О.С. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования/ М.В. Калужская, О.С. Уколова // Педагогический вестник. – 2009. – №23-24. – С. 36-40.

4.Болонская декларация//iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html

5.Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов//www.rsvpu.ru

 

Категория: 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 4939 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика