Пятница, 17.05.2024, 20:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов

Критериально-ориентированное тестирование как основа организации балльно-рейтинговой системы оценки

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

 

Т.Н. Сафонова, к.т.н., доцент,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, Ливны,

e-mail: safonova-modul@yandex.ru


Требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане, так как методы измерения компетенций в системе образования на сегодня до конца не определены. Тем не менее, задача оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения ставится вполне определенно, ее необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств вузов.

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям ФГОС ВПО по завершению освоения основной образовательной программы по определенному направлению или специальности. При этом применение современных оценочных средств рекомендуется обеспечивать через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие количественные и качественные оценки, их достоверность и сопоставимость.

Особого внимания заслуживает контроль результатов обучения с использованием информационных технологий и систем. Применение таких систем обеспечивает:

- быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;

- возможность детально и персонифицировано получить эту информацию для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;

- формирование и накопление интегральных оценок по всем дисциплинам и модулям ООП;

- овладение обучаемыми технологиями диагностики знаний;

- стимулирование мотивации к обучению на основе информированности о результатах учебной деятельности.

Компьютерное тестирование рассматривается как одна из наиболее технологичных форм проведения контроля с управляемыми параметрами качества. Важной особенностью компьютерного тестирования является возможность организации массовых процедур оценивания результатов обучения, что становится актуальным в условиях дифференциации и диверсификации образования.

Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения знаний, умений и навыков, приобретенных в результате систематического обучения [1]. Принципы организации тестирования содержат определенные требования, возникшие в процессе развития методологии тестового контроля: соответствие теста содержанию и объему полученной студентами информации (содержательная валидность); соответствие теста контролируемому уровню усвоения (функциональная валидность); определенность, которая необходима для понимания того, что должен студент выполнять; однозначность, которая определяется как одинаковость оценки качества теста разными экспертами (то есть понимания того, что тест относится к соответствующему уровню); надежность теста, которая заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же испытуемого. Надежность теста или набора тестов растет с увеличением количества заданий, входящих в тот или иной уровень.

Первооснова в разработке тестовых материалов – содержательное структурирование учебной дисциплины, выражающееся в создании кодификатора. Единицы учебного содержания, подлежащие усвоению студентами, следует увязать с составом разрабатываемых контрольных заданий и их основными показателями – назначением, конструктивными формами, уровнем трудности и др. Учебный элемент рассматривается как содержательная единица предметного изучения, и, следовательно, как единица понимания и усвоения элементных составляющих обучения. Это логически не зависимая часть содержания, по объему и логике соответствующая такому достаточно крупному компоненту содержания как: понятие, теория, закон, закономерность, явление, факт, объект, метод и т.д. Учебные элементы и составляющие их смысловые единицы используют в модульном обучении как дидактические единицы, которые рассматриваются как доза информации, непосредственно формирующая в ходе подготовки студентов их способность (готовность) отвечать тем или иным требованиям, предъявляемым к ним из массива, составленного на предварительном этапе. Перед каждым учебным элементом ставится одна или несколько определенных деятельностных целей, а объем информации должен обеспечивать ее достижение.

Точность определения целей, отсутствие расплывчатых формулировок необходимы для разработки содержания, методов, средств и форм обучения, а также для контроля результатов, которые должны удовлетворять требованиям компетентностного подхода. Деятельностный (компетентностный) подход определяет цели обучения только через умения (практические и исследовательские). Умения включают в себя знания плюс определенную степень тренированности в оперировании знаниями. Знания служат умениям (как средства служат целям) и являются основой умений. В процессе обучения сначала даются знания, а затем на их основе формируются умения. Один из способов конкретизации целей обучения – планирование результатов обучения в виде систем конкретных умений, выраженных через задачи.

Контроль, проводимый путем тестирования, может быть:

- предварительным – контроль минимума базовых знаний, необходимых в дальнейшем обучении;

- формирующим – контроль за прогрессом обучения (используется ограниченный сегмент обучения, акцент делается на оценке степени овладения материалом изучаемых задач и обеспечения обратной связи со студентом);

- диагностирующим – определение трудностей обучения, фокусировка на распространенных ошибках;

- суммирующим – оценка широкого диапазона результатов обучения, ожидаемых в конце учебного процесса.

Существует два подхода к тестированию – нормативно-ориентированное и критериально-ориентированное тестирование, которые отличаются интерпретацией результатов. Нормативно-ориентированное тестирование служит для определения места испытуемого в общей группе, т.е. рейтинга студента. Он позволяет сравнивать учебные достижения испытуемых друг с другом. Под критериально-ориентированным педагогическим тестом понимают систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены студентами. При этом указанный объем называется областью содержания этого теста. С ней и соотносятся учебные достижения отдельных студентов, чтобы определить, какую долю учебного материала они усвоили, задачи какого уровня сложности могут решать.

Выделяют два вида критериально-ориентированных педагогических тестов. Первый вид предназначен для оценки доли от полного объема учебного материала, которую усвоили испытуемые, измеряемую обычно в процентах. Этот вид теста позволяет также оценить степень овладения тем или иным умением или навыком. Если испытуемый полностью овладел измеряемым умением и выработал соответствующий навык, то он в отведенное время выполнит 100 % заданий. Если умение еще не сформировано, то не будет выполнено ни одного задания. Если умение находится в стадии формирования или даже сформировано, а навыка еще нет, то будет выполнена соответственно меньшая или большая часть заданий. Процент их правильного выполнения и является оценкой степени овладения. Для теста, включающего в себя три уровня сложности, оценка «удовлетворительно» выставляется при условии получения студентом от 40% до 59% от общего количества баллов за тест. Оценка «хорошо» выставляется при условии получения студентом от 60% до 79% от общего количества баллов за тест. Оценка «отлично» выставляется при условии получения студентом от 80% до 100% от общего количества баллов за тест.

Определение значимости компоненты знаний осуществляется путем оценивания степени ее необходимости (важности):

- для изучения и усвоения данной дисциплины;

- для изучения и усвоения последующих дисциплин;

- для формирования личностных (например, профессионально необходимых) качеств обучающегося.

Ориентировочная классификация по уровням значимости:

- первый уровень – компоненты, составляющие минимальный уровень – базис данной учебной дисциплины (эти компоненты именуются как базовый уровень);

- второй уровень – компоненты, развивающие и дополняющие базис учебной дисциплины (именуются как средний уровень);

- третий уровень – компоненты повышенного – системного уровня (обозначены как системный уровень).

На основе этого строится второй вид критериально-ориентированных тестов, который используется для классификации испытуемых, разделения их на две или более группы на основании заранее выработанного критерия. Для того чтобы быть отнесенным к группе «зачет» или «аттестован», испытуемый должен достичь необходимого минимального для этой группы уровня овладения учебным материалом. Этот уровень устанавливается разработчиками теста и является критерием, на основании которого принимается конкретное решение относительно каждого обучающегося. В тесте критерий выражается определенным количеством баллов. Если испытуемый набирает данное количество баллов или превосходит его, его аттестуют, в противном случае – нет. Критерии позволяют выделить четыре группы студентов: не усвоивших, слабо усвоивших, хорошо усвоивших и полностью усвоивших содержание учебной дисциплины. Критерии могут быть, например, такими [2]: для теста из двенадцати заданий, включающего в себя три уровня сложности, оценка «удовлетворительно» выставляется при условии решения студентом не менее 7 заданий, из них не менее 3-х заданий первого уровня и не менее 4-х заданий двух других более высоких уровней; оценка «хорошо» выставляется при условии решения не менее 9 заданий: всех заданий первого уровня и не менее 3-х заданий второго уровня; оценка «отлично» выставляется при условии решения не менее 10 заданий, из них не менее 4-х заданий первого уровня, 3-х заданий второго уровня и 3-х заданий третьего уровня.

Ключевыми характеристиками оценочных средств, адекватных современным требованиям подготовки специалистов, должны быть возможность многомерных измерений в рамках компетентностного подхода, непрерывность отслеживания качества учебных достижений, ориентация на профессиональные задачи будущей деятельности, соблюдение требований теории педагогических измерений. Критериально-ориентированное тестирование относится именно к таким оценочным средствам, направленным на комплексную, интегративную проверку компетенций (как общекультурных, так и профессиональных). А применение компьютерных программ для тестирования позволяет существенно упростить процесс контроля и оценки качества знаний, заложить в каждую составную часть учебной программы весовой коэффициент и на этом строить системный подход к оценке знаний и умений [3]. Кроме того, использование тестов учебных достижений является одним из направлений гуманизации системы образования, поскольку дифференцированные тестовые шкалы и использование компьютера ставят обучающегося в более комфортные психологические условия. В тестах уровень требований сформулирован более мягко, в рамках достаточно широкого интервала. В этом смысле тесты оказываются более универсальным инструментом: они фиксируют тот уровень, который может показать студент в данный момент. Другая сторона тестового метода состоит в том, что он представляет иную модель контроля – соревновательную, что повышает мотивацию к обучению. Поэтому задача создания и развития фонда оценочных средств, и в частности, компьютерного критериально-ориентированного тестирования в тесной связи с балльно-рейтинговой системой оценки весьма актуальна в сегодняшнем направленном на приобретение компетенций образовательном пространстве.

 

Литература

1. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров – М: Интеллект-центр, 2001. – 296 с.

2. Сафонова, Т.Н. Развитие системы тестирования как формы контроля качества обучения в условиях перехода к кредитно-модульной системе / Т.Н.Сафонова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики». – Балашиха, Изд-во «Де-По», 2012. – С.84 – 89

3. Сафонова, Т.Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения / Т.Н.Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения - 2008. – Сб. 6 – Ч.1 – С.255 – 258

 

Категория: 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 3226 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика