Пятница, 26.04.2024, 16:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Инновационные подходы и технологии » 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов

Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: плюсы и минусы

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

 

Ж.Д. Ефремова, к.с.н.,

Д.С. Анисимова, Е.А. Толмачёва,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, Ливны,

E-mail: jdefremova@yandex.ru

 

Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию студентов к обучению. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. В объективной оценке качества знаний специалистов должны быть заинтересованы все субъекты педагогической деятельности, поскольку количественная и качественная стороны оценки уточняют сведения об уровне подготовки специалистов.

Очевидно, что без систематического, объективного и достаточного по объему и оптимального по времени осуществления принципа обратной связи не может, всерьез, идти речь о качестве образования. Стремление к более гибкому и эффективному, стимулирующему студентов «количественному измерению» качества знаний студентов привело к введению в вузах балльно-рейтинговой системы (БРС) контроля и оценки результатов учебной деятельности студентов.

В Ливенском филиале Госуниверситета – УНПК БРС используется в течение трёх лет. Сегодня очевидно, что балльно-рейтинговая система показала себя эффективным средством повышения уровня организации учебного процесса. В то же время у неё, как у любой методики обучения, есть свои плюсы и минусы. С целью изучения отношения студентов к БРС, выявления недостатков в её организации в Ливенском филиале Госуниверситета – УНПК было проведено анкетирование студентов 1-3 курсов высшего профессионального образования. В опросе прияли участие 101 респондент.

Как показали результаты опроса, абсолютное большинство студентов  (68%) выразили положительное отношение к БРС. Весьма примечательным является тот факт, что полную поддержку БРС получила именно у студентов 3 курса. В тоже время треть студентов (37%) выразили негативное отношение к применению БРС, в том числе 11% - резко отрицательное отношение.

Балльно-рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы.

Как показывает анализ многих исследований и опыт применения БРС в Ливенском филиале, рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ. Главными из них являются следующие:

- стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы;

- формируется ответственное отношение и своевременность выполнения заданий;

- возникает мотивация к выполнению заданий более высокого уровня;

- возникает заинтересованность во внеаудиторной работе;

- снижается количество немотивированных пропусков аудиторных занятий;

- появляется возможность выбора индивидуальной образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями и потребностями;

- сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов;

- устраняются экзаменационные стрессовые ситуации. [1, с. 271]

Преимущества балльно-рейтинговой системы хорошо осознаются и самими студентами. Применение БРС, по мнению опрошенных студентов, стимулирует работу в семестре (48%), позволяет более объективно оценивать знания (11%), создаёт заинтересованность в самостоятельной работе, участии во внеаудиторной работе (12%). Но, безусловно, при балльно-рейтинговой системе основным стимулом становится возможность быть освобожденными от семестрового экзамена  или зачёта (67%).

Однако некоторые преподаватели высказывают опасение, не приведут ли «автоматы» к тому, что знания студентов останутся фрагментарными, несистематизированными, поскольку именно подготовка к зачёту или экзамену позволяет студенту повторить весь изученный ранее материал. Мы не разделяем подобных опасений. Ведь балльно-рейтинговая система ориентирована на постоянный контроль и оценку результатов учебной деятельности и предполагает регулярный текущий контроль на занятиях, а также рубежный контроль освоения учебных модулей. Мы согласны с тем, что БРС «способствует организации планомерной самостоятельной работы студентов за счёт формирования положительной мотивации достижения гарантированного успеха». [2, с. 24]

У балльно-рейтинговой системы плюсы несомненные с точки зрения качества выпускаемой продукции. Именно качества. Находятся студенты, которые традиционно голосуют против нее, но это неудивительно, так как эта система заставляет их «напрягаться» в семестре. Об этом говорят и ответы на вопрос, о причинах, не позволяющих студентам набрать необходимое количество баллов в семестре: 34% опрошенных отметили, что им трудно отрабатывать каждое занятие, 23% признались, что не успевают готовиться к занятиям, 11% ссылаются на пропуски. Необходимость набора определенной суммы баллов должна исключать бытующую среди части студентов надежду приложить максимум усилий для получения зачета или экзамена непосредственно перед их сдачей. Таким образом, балльно-рейтинговая система ориентирует на постоянное обучение, делая акцент на самостоятельную работу, и, позволяя оценивать регулярность выполнения учебных заданий, характеризовать личностные качества студентов, выявлять студентов, проявляющих безответственность, недисциплинированность и необязательность.

Одно из обязательных условий рейтинговой системы – это её открытость. Студенты должны знать, когда какой суммой баллов будет оцениваться тот или иной вид их труда, какие критерии оценки использует преподаватель, когда и по каким темам будет проводиться тестирование и контроль выполнения самостоятельной работы. Необходимо уже на первом занятии познакомить студентов с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Технология получения рейтинговых баллов по каждой дисциплине должна быть четкой и определенной. Необходима выработка единого подхода к оцениванию работы и знаний студентов. Это подтверждают и результаты опроса студентов. Так, 44% респондентов отметили в качестве основного недостатка БРС отсутствие единой системы начисления баллов, 24% сослались на то, что им непонятен порядок начисления баллов, 12% указали на отсутствие информации о критериях оценивания дисциплин.

Открытость БРС предполагает постоянную информированность студентов об их учебных достижениях. 65% опрошенных студентов высказались за возможность узнавать свой рейтинг на сайте учебного заведения через индивидуальные логин и пароль. Это позволит также и родителям получать информацию об учебных достижениях своего ребёнка.

Безусловно, разработка и внедрение БРС встречает определённые проблемы и трудности, как методического, так и личностного характера. Прежде всего это:

- трудоёмкость разработки оценочных средств;

- затраты на проведение контроля результатов обучения;

- анализ результатов и сопровождение БРС в информационной среде;

- нормирование знаний, умений, навыков и личностных качеств обучающихся в баллах;

- несовершенство обработки полученных результатов обучения [2, с. 29] и др.

Выявляя «узкие места» БРС и совершенствуя педагогическую метрологию, необходимо повышать эффективность балльно-рейтинговой системы, которая, безусловно, должна стать не только средством контроля за знаниями, но и средством управления профессионально-личностным развитием студентов. 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремова, Ж.Д. Рейтинговая технология управления обучением / Ж.Д. Ефремова. – Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 6. – Часть I. – Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. – С. 270-275.

2. Шехонин, А.А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний / А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков // Высшее образование в России. – 2011. – № 6. – С. 22-30.

Категория: 2. Перспективы и особенности использования балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов | Добавил: Zvyagina (11.04.2013)
Просмотров: 11135 | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика