БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Ж.Д. Ефремова, к.с.н.,
Д.С. Анисимова, Е.А.
Толмачёва,
Ливенский филиал
Госуниверситета – УНПК, Ливны,
E-mail:
jdefremova@yandex.ru
Оценка студентов является одним из наиболее
важных элементов в высшем образовании. Ее результаты оказывают большое влияние
на мотивацию студентов к обучению. Кроме того, оценка дает возможность получить
существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. В
объективной оценке качества знаний специалистов должны быть заинтересованы все
субъекты педагогической деятельности, поскольку количественная и качественная
стороны оценки уточняют сведения об уровне подготовки специалистов.
Очевидно, что без систематического, объективного
и достаточного по объему и оптимального по времени осуществления принципа
обратной связи не может, всерьез, идти речь о качестве образования. Стремление
к более гибкому и эффективному, стимулирующему студентов «количественному
измерению» качества знаний студентов привело к введению в вузах
балльно-рейтинговой системы (БРС) контроля и оценки результатов учебной
деятельности студентов.
В Ливенском филиале Госуниверситета – УНПК БРС
используется в течение трёх лет. Сегодня очевидно, что балльно-рейтинговая система
показала себя эффективным средством повышения уровня организации учебного
процесса. В то же время у неё, как у любой методики обучения, есть свои плюсы и
минусы. С целью изучения отношения студентов к БРС, выявления недостатков в её
организации в Ливенском филиале Госуниверситета – УНПК было проведено
анкетирование студентов 1-3 курсов высшего профессионального образования. В
опросе прияли участие 101 респондент.
Как показали результаты опроса, абсолютное
большинство студентов (68%) выразили
положительное отношение к БРС. Весьма примечательным является тот факт, что полную
поддержку БРС получила именно у студентов 3 курса. В тоже время треть студентов
(37%) выразили негативное отношение к применению БРС, в том числе 11% - резко
отрицательное отношение.
Балльно-рейтинговая система нацелена в первую
очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ
путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы.
Как показывает анализ многих исследований и опыт
применения БРС в Ливенском филиале, рейтинговая система имеет целый ряд
преимуществ. Главными из них являются следующие:
- стимулируется познавательная активность
студентов, повышается ритмичность их работы;
- формируется ответственное отношение и
своевременность выполнения заданий;
- возникает мотивация к выполнению заданий более
высокого уровня;
- возникает заинтересованность во внеаудиторной
работе;
- снижается количество немотивированных
пропусков аудиторных занятий;
- появляется возможность выбора индивидуальной
образовательной тактики для студентов с различными способностями, возможностями
и потребностями;
- сводится до минимума субъективизм и
непредсказуемость в оценке знаний студентов;
- устраняются экзаменационные стрессовые
ситуации. [1, с. 271]
Преимущества балльно-рейтинговой системы хорошо
осознаются и самими студентами. Применение БРС, по мнению опрошенных студентов,
стимулирует работу в семестре (48%), позволяет более объективно оценивать
знания (11%), создаёт заинтересованность в самостоятельной работе, участии во внеаудиторной
работе (12%). Но, безусловно, при балльно-рейтинговой системе основным
стимулом становится возможность быть освобожденными от семестрового экзамена или зачёта (67%).
Однако некоторые преподаватели высказывают
опасение, не приведут ли «автоматы» к тому, что знания студентов останутся
фрагментарными, несистематизированными, поскольку именно подготовка к зачёту
или экзамену позволяет студенту повторить весь изученный ранее материал. Мы не
разделяем подобных опасений. Ведь балльно-рейтинговая система ориентирована на
постоянный контроль и оценку результатов учебной деятельности и предполагает
регулярный текущий контроль на занятиях, а также рубежный контроль освоения
учебных модулей. Мы согласны с тем, что БРС «способствует организации планомерной
самостоятельной работы студентов за счёт формирования положительной мотивации
достижения гарантированного успеха». [2, с. 24]
У балльно-рейтинговой системы плюсы несомненные
с точки зрения качества выпускаемой продукции. Именно качества. Находятся студенты,
которые традиционно голосуют против нее, но это неудивительно, так как эта
система заставляет их «напрягаться» в семестре. Об этом говорят и ответы на
вопрос, о причинах, не позволяющих студентам набрать необходимое количество
баллов в семестре: 34% опрошенных отметили, что им трудно отрабатывать каждое
занятие, 23% признались, что не успевают готовиться к занятиям, 11% ссылаются
на пропуски. Необходимость набора определенной суммы баллов должна исключать
бытующую среди части студентов надежду приложить максимум усилий для получения
зачета или экзамена непосредственно перед их сдачей. Таким образом,
балльно-рейтинговая система ориентирует на постоянное обучение, делая акцент на
самостоятельную работу, и, позволяя оценивать регулярность выполнения учебных
заданий, характеризовать личностные качества студентов, выявлять студентов,
проявляющих безответственность, недисциплинированность и необязательность.
Одно из обязательных условий рейтинговой системы
– это её открытость. Студенты должны знать, когда какой суммой баллов будет
оцениваться тот или иной вид их труда, какие критерии оценки использует
преподаватель, когда и по каким темам будет проводиться тестирование и контроль
выполнения самостоятельной работы. Необходимо уже на первом занятии познакомить
студентов с «правилами игры»: реальным рейтинговым баллом, соответствующим
каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого
оценка их деятельности становится неудовлетворительной. Технология получения
рейтинговых баллов по каждой дисциплине должна быть четкой и определенной.
Необходима выработка единого подхода к оцениванию работы и знаний студентов. Это
подтверждают и результаты опроса студентов. Так, 44% респондентов отметили в
качестве основного недостатка БРС отсутствие единой системы начисления баллов,
24% сослались на то, что им непонятен порядок начисления баллов, 12% указали на
отсутствие информации о критериях оценивания дисциплин.
Открытость БРС предполагает постоянную
информированность студентов об их учебных достижениях. 65% опрошенных студентов
высказались за возможность узнавать свой рейтинг на сайте учебного заведения
через индивидуальные логин и пароль. Это позволит также и родителям получать
информацию об учебных достижениях своего ребёнка.
Безусловно, разработка и внедрение БРС встречает
определённые проблемы и трудности, как методического, так и личностного
характера. Прежде всего это:
- трудоёмкость разработки оценочных средств;
- затраты на проведение контроля результатов
обучения;
- анализ результатов и сопровождение БРС в
информационной среде;
- нормирование знаний, умений, навыков и
личностных качеств обучающихся в баллах;
- несовершенство обработки полученных
результатов обучения [2, с. 29] и др.
Выявляя «узкие места» БРС и совершенствуя
педагогическую метрологию, необходимо повышать эффективность
балльно-рейтинговой системы, которая, безусловно, должна стать не только
средством контроля за знаниями, но и средством управления
профессионально-личностным развитием студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефремова, Ж.Д. Рейтинговая технология
управления обучением / Ж.Д. Ефремова. – Труды 6-й международной
научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI
веке». Сборник 6. – Часть I. – Ростов н/Д.: Рост. гос.
ун-т путей сообщения, 2008. – С. 270-275.
2. Шехонин, А.А. Балльно-рейтинговая система
оценивания знаний / А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков // Высшее образование в России.
– 2011. – № 6. – С. 22-30.
|