Вторник, 14.05.2024, 00:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

Вопросы подготовки бакалавров строительного профиля

УДК 378.14

 

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

 

О.А. Савушкина, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета - УНПК, г.Ливны

 

Структурная и институциональная перестройка профессионального образования находит отражение в различных моделях интеграции начального, среднего, высшего профессионального образования. Наиболее острой проблемой в области высшего строительного образования в РФ сейчас является необходимость перехода с подготовки специалистов на систему «бакалавр – магистр».  

ФГОС по направлению «Строительство» определяет квалификацию (степень) выпускника - «бакалавр » и срок подготовки при очном обучении - 4 года.

Общепризнано, что высшее профессиональное образование должно ориентироваться на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности, которая обобщенно рассматривается как характеристика качества теоретической подготовки выпускника вуза, его знаний, а также актуальных и потенциальных способностей.

В квалификационной характеристике выпускника вуза государственные стандарты всегда определяют область, объекты и виды его профессиональной деятельности. Согласно ФГОС, область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Строительство» включает в себя инженерные изыскания, проектирование, возведение, эксплуатацию, оценку и реконструкцию зданий и сооружений; инженерное обеспечение и оборудование строительных объектов и городских территорий; применение машин, оборудования и технологий для строительства и производства, строительных материалов, изделий и конструкций.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки «Строительство» являются: промышленные, гражданские здания; строительные материалы, изделия и конструкции; системы теплоснабжения, вентиляции, водоснабжения и водоотведения; машины, оборудование, технологические комплексы; объекты недвижимости, земельные участки, городские территории.

В ФГОС для бакалавров выделяются виды профессиональной деятельности: изыскательская и проектно-конструкторская; производственно-технологическая и производственно-управленческая; монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная. При этом кафедре необходимо сбалансировать индивидуальные предпочтения студентов, профессиональные возможности преподавателей и ресурсы учебной базы, а также потребности работодателей региона.

В соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения четко формулируются требования к результатам освоения дисциплин, дополнительных профессиональных модулей вариативной части: навыкам, умениям, знаниям, приобретенному практическому опыту, компетенциям.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности бакалавр должен быть подготовлен к решению целого комплекса профессиональных задач. В то же время обнаруживается преобладание в ФГОС у бакалавров общекультурных компетенций (ОК) – 13 наименований и общепрофессиональных (ПК) – 23. Примерно 40% учебного времени (что соответствует и трудоемкости изучения) отдано общим дисциплинам двух циклов: 1) «Гуманитарного и социально-экономического »; 2) «Математического и естественнонаучного ». В процессе обучения явно не остается достаточного времени для дисциплин профессионализации.

Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала студентов. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса.

В новых условиях преподавательскому составу кафедры предстоит колоссальная методическая работа по формированию собственной основной образовательной программы и рабочих программ учебных дисциплин профессионального цикла. ООП и программы модулей профессионального цикла предстоит разрабатывать на базе внедряемого компетентностного подхода, где основным результатом являются профессиональные и ключевые компетенции выпускника. Предполагается, что именно такой подход к подготовке современных специалистов будет способствовать повышению уровня их социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности.

Сущность компетентностного подхода к подготовке инженеров заключается в том, что выявляются и отбираются элементы традиционного подхода, допускающие встраивание в компетентностную результативно-целевую модель. Для определения параметров компетентностной модели организуется стабильная обратная связь между рынком труда и вузом. Такая взаимосвязь с учетом существующих исторических, теоретико-методологических и психолого-педагогических предпосылок позволяет построить концепцию обеспечения качества подготовки инженеров на основе компетентностного подхода.

Процесс появления новых компетенций на рынке труда – объективный факт. Ориентация на этот процесс приводит к необходимости перестройки учебно-педагогического процесса в целях включения новых компетенций в образовательную программу. Вариативная часть позволяет перестраивать образовательный процесс в соответствии с теми потребностями, которые формулируют работодатели и студенты.  

В процессе профессионального образования студенты должны обрести необходимые компетенции. Но, в силу индивидуальных особенностей будущих выпускников, уровень овладения ими компетенциями (как и профессионализмом в целом) может варьироваться в довольно широких пределах: от низкого, обеспечивающего решение элементарных задач деятельности, до достаточно высокого, позволяющего справляться с самыми сложными задачами профессиональной деятельности.

Предложенная концепция заключается в том, что компетентностный подход при технологичной организации педагогического процесса, основанного на модульном представлении знаний, обеспечивает качество подготовки инженеров путем взаимоувязки требований образовательной и рыночной сфер, определяемых через результативно-целевые модели.

Концепция обеспечения качества подготовки инженеров на основе компетентностного подхода направлена на развитие конкурентоспособной личности инженера, повышение эффективности деятельности вуза, расширение деятельностных связей на основе социального партнерства.

Элементами системы обеспечения качества подготовки инженеров выступают новое поколение Государственных образовательных стандартов и разработанных на их основе образовательных стандартов вузовского уровня; система общественно-государственной аттестации образовательных учреждений строительного профиля; система сертификации специалистов строительного профиля; система социальных и экономических стимулов для профессионального роста и повышения статуса инженера-строителя в обществе; активизацию социокультурных факторов модернизации высшего технического образования; система постоянного повышения квалификации и послевузовского инженерного образования.

Направленность педагогической системы на обеспечение качества подготовки инженеров путем формирования личности инженера предполагает особую мотивационную и целевую ориентацию педагогов и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

Реформирование системы высшего образования коренным образом меняет место и студента, и преподавателя в структуре учебного процесса. Преподаватель все чаще выступает в роли консультанта, тогда как студенты вынуждены прибавлять в академической активности, с тем чтобы управиться с большим объемом самостоятельной работы в рамках основной образовательной программы. Для студентов бакалавриата это 50 %.

Фокусом применения новых образовательных технологий становится активизация каждого студента, повышение уровня его мотивации и ответственности за качество освоения образовательной программы. Теперь задача лекционных занятий трансформируется в концептуально-ориентирующую, главной же целью преподавателя оказывается систематизация большого объема разнородного учебного материала, относящегося к той или иной образовательной программе, и обучение студентов умению ориентироваться в этом материале.

Постоянно меняющиеся требования рынка труда к выпускнику вуза ставят перед профилирующими кафедрами еще одну проблему: следует модернизировать подходы к концепции практик, включенных в учебные планы подготовки бакалавров. А для этого предстоит по-новому выстраивать  отноше­ния кафедры с предприятиями региона и потенциальными работодателями.

Переход к подготовке бакалавров - это проблема не только вузов. Дело в том, что сегодня программы планирования и развития карьеры, принятых на работу выпускников вузов (традиционно называемых «молодыми специалистами»), ориентированы на выпускников «специалитета», имеющих квалификацию «инженер»,  новая система образования еще до конца не принята профессиональным сообществом. Лишь объединяя усилия профилирующих кафедр вуза и работодателей, можно обеспечить промышленные предприятия регионов, а значит, и страны в целом выпускниками вуза, которые в дальнейшем смогут стать профессионалами своего дела.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     И. Б. Федоров Вопросы инженерного образования // Alma-mater №5 2011 с 6-11

2.     В. И. Теличенко Пути развития инженерного потенциала на примере строительной отрасли // Alma-mater №8 2011 с 7-11

3.     Г. А. Резник, Ю. С. Пономаренко Компетентностный подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда // Alma-mater №8 2011 с52-54

4.     В. А. Петрук Компетентностно-ориентированная система преподавания фундаментальных дисциплин в технических вузах // Инженерное образование №5 2009, с 60-64

5.     С. А. Дружилов О подготовке бакалавров электротехнического профиля // высшее образование в России № 3 2011 с 143-147

6.     Е. Л. Поднебесных Прикладной бакалавриат в системе структурной и институтциональной интеграции профессионального образования // СПО №7 2010 с 9-11

7.     Данилюк, А.Я.  Научно-теоретический журнал Российской Академии Образования: методическое обеспечение реализации образовательного стандарта нового поколения / А.Я. Данилюк // Педагогика.   – 2011. - №4. – С. 29-35

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 1858 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика