УДК 378.1
ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК
НЕОБХОДИМОЕ
УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
О.А.
Чаплыгин, к.э.н.,
Ливенский
филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны
В настоящее
время в связи с изменением целей образования, разработкой Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на
компетентностном подходе, меняется методика обучения в высшем учебном заведении.
Достижение сбалансированности освоения Федерального государственного
образовательного стандарта и учебных программ по предмету, методологической
основой которых является системно-деятельностный (компетентностный) подход −
одна из основных задач образования. Все эти обстоятельства требуют новых
педагогических исследований в области методики преподавания, поиска
инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с
разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных
и информационных технологий.
Современное
информационное общество характеризуется процессом активного использования
информации в качестве общественного продукта, в связи с чем происходит формирование
высокоорганизованной информационной среды, определяющей процессы экономики и
общественных отношений.
Внедрение
новых информационных технологий в учебный процесс меняет традиционный взгляд на
образование, делая возможным:
- совершенствование
механизмов управления системой образования на основе использования
автоматизированных банков данных научно-педагогической информации;
- совершенствование
методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм
обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных
условиях информатизации общества;
- математизацию и
информатизацию предметных областей, что позволяет перейти к разработке научно
обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации;
- создание методических
систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала
обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания,
осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую
деятельность;
- создание и
использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих
систем;
- реализацию возможностей
электронных учебников в качестве средства обучения, объекта изучения, средства
управления, средства коммуникации, средства обработки информации.
Смена
доктрины «образование - преподавание» на «образование - созидание» является
неотъемлемой частью современных глобальных изменений в образовании. Поэтому современное
развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы
обучения к парадигме учения.
В современной
педагогике существует масса подходов к понятиям «педагогическая и
образовательная технология», «методика», «метод», «техника педагога».
Существует множество определений понятия «технология». Среди них наиболее часто
встречаются следующие определения:
- процедурное
воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (т.е.
технология - это процесс, в котором спланирована последовательность действий);
- педагогическая
система, представленная в виде наборов педагогических приёмов;
- проектирование
и реализация проекта обучения и воспитания на практике.
Таким
образом, предметом современной педагогической технологии являются конкретные
практические взаимодействия учителей и обучающихся в любой области
деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации,
программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения
или воспитания и т. д.
В результате
достигается устойчивый позитивный результат в усвоении студентами знаний,
умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения.
Процесс
разработки технологии обучения начинается с определения цели обучения, затем
осуществляется организация в соответствии с конечной целью учебного материала,
установленного учебной программой и выбор организационных форм, методов и
средств обучения. Такие определения выводят на схему: цель - средство - правило
- результат.
Внедрение в
образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий
в образовательный процесс позволит преподавателю:
- отработать
глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях
деятельности;
- развивать
технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную,
самообразовательную деятельность;
- воспитывать
привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в
организации учебных занятий.
Однако
внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает,
что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться
её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов,
методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на
теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Огромный опыт
педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов, результаты
психолого-педагогических исследований в области развития образовательных
процессов в современной школе постоянно требуют обобщения и систематизации.
Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход,
применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим
процессам.
Педагогическая
технология - это система функционирования всех компонентов образовательного
процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в
пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Некоторые
ученые в структуре педагогической технологии выделяет следующие элементы:
- концепция
(философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое
обоснование);
- цели
обучения, планируемые результаты обучения;
- содержание
обучения;
- средства
диагностики текущего состояния обучающихся;
- критерии
выбора оптимальных моделей обучения для данных условий;
- набор
моделей обучения (методы и формы деятельности учителя и обучающихся).
Классификация
технологий обучения осуществляется по разным признакам, но в настоящее время
общепризнанной классификации нет. Например, Г.К. Селевко выделяет следующие
группы современных образовательных технологий:
- по ведущему
фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и
идеалистические технологии;
- по
ориентации на личностные структуры, информационные технологии, операционные,
эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития,
эвристические и прикладные технологии и др.
Выход на
технологический уровень проектирования учебного процесса и реализацию этого
проекта позволяет быть преподавателю высокопрофессиональным специалистом,
значительно усиливает роль самого обучаемого и открывает новые горизонты
развития творчества.
Таким
образом, технология обучения – это системная категория, ориентированная на
дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и
организации образовательного процесса с учётом эмпирических инноваций
преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии
личности обучающихся. Педагогическая технология есть продуманная во всех
деталях модель совместной деятельности преподавателя и студента по
проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий. |