Вторник, 14.05.2024, 11:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

Внедрения в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий как необходимое условие повышения качества

УДК 378.1

 

ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС  СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ

УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

О.А. Чаплыгин, к.э.н.,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны

 

В настоящее время в связи с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе, меняется методика обучения в высшем учебном заведении. Достижение сбалансированности освоения Федерального государственного образовательного стандарта и учебных программ по предмету, методологической основой которых является системно-деятельностный (компетентностный) подход − одна из основных задач образования. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Современное информационное общество характеризуется процессом активного использования информации в качестве общественного продукта, в связи с чем происходит формирование высокоорганизованной информационной среды, определяющей процессы экономики и общественных отношений.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс меняет традиционный взгляд на образование, делая возможным:

- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации;

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

- математизацию и информатизацию предметных областей, что позволяет перейти к разработке научно обоснованных подходов к принятию оптимального решения в конкретной ситуации;

- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально - исследовательскую деятельность;

- создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем;

- реализацию возможностей электронных учебников в качестве средства обучения, объекта изучения, средства управления, средства коммуникации, средства обработки информации.

Смена доктрины «образование - преподавание» на «образование - созидание» является неотъемлемой частью современных глобальных изменений в образовании. Поэтому современное развитие образования характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме учения.

В современной педагогике существует масса подходов к понятиям «педагогическая и образовательная технология», «методика», «метод», «техника педагога». Существует множество определений понятия «технология». Среди них наиболее часто встречаются следующие определения:

- процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (т.е. технология - это процесс, в котором спланирована последовательность действий);

- педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов;

- проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике.

Таким образом, предметом современной педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и обучающихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения или воспитания и т. д.

В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении студентами знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения.

Процесс разработки технологии обучения начинается с определения цели обучения, затем осуществляется организация в соответствии с конечной целью учебного материала, установленного учебной программой и выбор организационных форм, методов и средств обучения. Такие определения выводят на схему: цель - средство - правило - результат.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю:

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований в области развития образовательных процессов в современной школе постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов образовательного процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Некоторые ученые в структуре педагогической технологии выделяет следующие элементы:

- концепция (философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование);

- цели обучения, планируемые результаты обучения;

- содержание обучения;

- средства диагностики текущего состояния обучающихся;

- критерии выбора оптимальных моделей обучения для данных условий;

- набор моделей обучения (методы и формы деятельности учителя и обучающихся).

Классификация технологий обучения осуществляется по разным признакам, но в настоящее время общепризнанной классификации нет. Например, Г.К. Селевко выделяет следующие группы современных образовательных технологий:

- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;

- по ориентации на личностные структуры, информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные технологии и др.

Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализацию этого проекта позволяет быть преподавателю высокопрофессиональным специалистом, значительно усиливает роль самого обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества.

Таким образом, технология обучения – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации образовательного процесса с учётом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности обучающихся. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной деятельности преподавателя и студента по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий.

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 12938 | Рейтинг: 3.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика