Пятница, 03.05.2024, 22:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО

УДК 37.013.31

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Бондарева С.Р., зав. кафедрой «Менеджмент»,

ТИ Госуниверситет-УНПК, ФСПО, г. Орел

 

Высокие темпы изменений, происходящих в России и мире, неизбежно усиливающиеся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс влекут собой растущую потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах.

Развитие системы профессионального образования намечается осуществлять по нескольким взаимосвязанным направлениям:

- во-первых, расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведения оценки качества образовании;

- во-вторых, формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ;

- в-третьих, реализация компетентностного подхода. Модульно-компетентностный подход выступает концептуальной основой ФГОС-3.

Ведущая идея компетентностного подхода – интерпретация содержания образования, формируемого от результата.

Компетентностный подход не отрицает «знаниевый» подход, а расширяет и дополняет его. К основным понятиям компетентностного подхода относятся:

- компетенция;

- ключевые (общие) компетенции;

- профессиональные компетенции;

- компетентность.

Понятие компетенция определяется как знание, опыт, осведомлённость в какой либо области [2].

Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает научными познаниями, опытом[2].

Таким образом, данное понятие в современной научной и методической литературе в области образования используется как качественный показатель уровня знаний и умений специалистов.

Рассматривая содержание понятия «компетенция» необходимо рассмотреть понятие «профессиональная компетентность».

Вопросы профессиональной компетенции рассматриваются в работах зарубежных и отечественных исследованиях, но при всём многообразии определений трактуются по-разному.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как:

- совокупность знаний и умений, определяющая результативность труда;

- объём навыков выполнения задачи;

- комбинация личностных качеств и свойств;

- комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

- вектор профессионализма;

- единство теоретической и практической готовности к труду;

- способность осуществлять сложные виды действий.

Исходя из этого определения, можно сказать, что профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и важных для специалиста личностных качеств.

Содержание профессиональной компетенции не статично, а динамично и зависит от многих факторов, таких как исторические и социально-экономические условия, специфика профессиональной деятельности, определяемой типом учебного заведения, возрастом обучающихся и другими ситуациями[3].

Профессиональная компетенция охватывает не только способности, требуемые для осуществления профессиональной деятельности, но и также умения анализировать факты, принимать решения, передавать информацию и другие умения , необходимые для профессиональной деятельности.

Задача развития профессиональных компетенций – это реализация знаний и умений, и навыков в практической деятельности. Поэтому развитие профессиональной компетенции является одной из основных задач учебного заведения.

Формирование профессиональной компетенции осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных дисциплин, но профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе изучения профессиональных модулей.

Всё это в комплексе формирует и развивает личность  таким образом, чтобы она обладала способами самореализации и самосовершенствования.

Все условия развития профессиональной компетенции у студентов можно объединить в следующие группы факторов: организационно-педагогические, содержательные, технологические, акмеологические.

Реализация предложенных условий помогает в повышении профессиональной компетентности студентов, востребованных на рынке труда.

Формирование профессиональных компетенций во многом зависит от применения в образовательной деятельности современных инновационных технологий. Принимая во внимание отличительные особенности ФГОС-3, необходима разработка новых технологий образовательной деятельности (преподаватель/учение), способов (методов и форм) контроля её осуществления. Для формирования компетенций традиционный предметный подход пригоден не во всём. Соответственно и строгое предметное структурирование оценочных средств противоречит компетентностной модели построения современных образовательных программ. В итоге взаимосвязь между используемой преподавателем педагогической технологии и  средствами оценки результатов обучения, их профессиональная направленность становятся гораздо более явной и значимой [2].

Таким образом, чтобы разрешить это противоречие между деятельностным подходом к профессиональному образованию и предметным структурированным подходом  его содержания, необходимо структурировать и сам процесс обучения, и оценочные средства контроля его качества, одновременно по предметному и деятельностному принципам.

Для решения этой проблемы с одной стороны, необходимо осваивать или вырабатывать инновационные образовательные технологии, а с другой стороны – научиться формировать адекватные им оценочные средства, которые будут:

- формировать у студентов требуемые основной профессиональной образовательной программой общие и профессиональные компетенции;

- обеспечат объективную комплексную оценку сформированных компетенций.

При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса - образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности (соответствующие оценочные средства).

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения, М.,1995

2. Корякина А.М. Проблемы взаимосвязи инновационных технологий и средств оценивания результатов профессиональной деятельности - Среднее профессиональное образование №11, 2011,с.19-21.

3. Курманов А.В. Модель профессиональной компетентности специалиста.-  Среднее профессиональное образование №12, 2011,с.22-28

4. Шмонов М.В. Воспитание личности студента СПО средствами практикоориентированого обучения.- Среднее профессиональное образование № 3, 2011,с.151-155.

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 8409 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика