УДК 37.013.31
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ
СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бондарева С.Р., зав.
кафедрой «Менеджмент»,
ТИ Госуниверситет-УНПК,
ФСПО, г. Орел
Высокие темпы изменений, происходящих в России и
мире, неизбежно усиливающиеся включенность российского общества в общемировые
процессы, стремительный технологический прогресс влекут собой растущую
потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах.
Развитие системы профессионального образования намечается
осуществлять по нескольким взаимосвязанным направлениям:
- во-первых, расширение участия работодателей на
всех этапах образовательного процесса, механизмов участия потребителей и
общественных институтов в осуществлении контроля и проведения оценки качества
образовании;
- во-вторых, формирование системы непрерывного
образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы
сертификации квалификаций, модульных программ;
- в-третьих, реализация компетентностного
подхода. Модульно-компетентностный подход выступает концептуальной основой
ФГОС-3.
Ведущая идея компетентностного подхода –
интерпретация содержания образования, формируемого от результата.
Компетентностный подход не отрицает «знаниевый» подход,
а расширяет и дополняет его. К основным понятиям компетентностного подхода
относятся:
- компетенция;
- ключевые (общие) компетенции;
- профессиональные компетенции;
- компетентность.
Понятие компетенция определяется как знание,
опыт, осведомлённость в какой либо области [2].
Компетенция – круг вопросов, в которых данное
лицо обладает научными познаниями, опытом[2].
Таким образом, данное понятие в современной
научной и методической литературе в области образования используется как
качественный показатель уровня знаний и умений специалистов.
Рассматривая содержание понятия «компетенция»
необходимо рассмотреть понятие «профессиональная компетентность».
Вопросы профессиональной компетенции
рассматриваются в работах зарубежных и отечественных исследованиях, но при всём
многообразии определений трактуются по-разному.
В педагогической науке понятие «профессиональная
компетентность» рассматривается как:
- совокупность знаний и умений, определяющая
результативность труда;
- объём навыков выполнения задачи;
- комбинация личностных качеств и свойств;
- комплекс знаний и профессионально значимых
личностных качеств;
- вектор профессионализма;
- единство теоретической и практической
готовности к труду;
- способность осуществлять сложные виды действий.
Исходя из этого определения, можно сказать, что
профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта,
теоретических знаний, практических умений и важных для специалиста личностных
качеств.
Содержание профессиональной компетенции не статично,
а динамично и зависит от многих факторов, таких как исторические и
социально-экономические условия, специфика профессиональной деятельности,
определяемой типом учебного заведения, возрастом обучающихся и другими
ситуациями[3].
Профессиональная компетенция охватывает не
только способности, требуемые для осуществления профессиональной деятельности,
но и также умения анализировать факты, принимать решения, передавать информацию
и другие умения , необходимые для профессиональной деятельности.
Задача развития профессиональных компетенций –
это реализация знаний и умений, и навыков в практической деятельности. Поэтому
развитие профессиональной компетенции является одной из основных задач учебного
заведения.
Формирование профессиональной компетенции осуществляется
через содержание образования, которое включает в себя не только перечень
учебных дисциплин, но профессиональные навыки и умения, которые формируются в
процессе изучения профессиональных модулей.
Всё это в комплексе формирует и развивает личность таким образом, чтобы она обладала способами
самореализации и самосовершенствования.
Все условия развития профессиональной
компетенции у студентов можно объединить в следующие группы факторов:
организационно-педагогические, содержательные, технологические,
акмеологические.
Реализация предложенных условий помогает в
повышении профессиональной компетентности студентов, востребованных на рынке
труда.
Формирование профессиональных компетенций во
многом зависит от применения в образовательной деятельности современных
инновационных технологий. Принимая во внимание отличительные особенности ФГОС-3,
необходима разработка новых технологий образовательной деятельности
(преподаватель/учение), способов (методов и форм) контроля её осуществления.
Для формирования компетенций традиционный предметный подход пригоден не во
всём. Соответственно и строгое предметное структурирование оценочных средств
противоречит компетентностной модели построения современных образовательных
программ. В итоге взаимосвязь между используемой преподавателем педагогической
технологии и средствами оценки
результатов обучения, их профессиональная направленность становятся гораздо
более явной и значимой [2].
Таким образом, чтобы разрешить это противоречие
между деятельностным подходом к профессиональному образованию и предметным
структурированным подходом его
содержания, необходимо структурировать и сам процесс обучения, и оценочные
средства контроля его качества, одновременно по предметному и деятельностному
принципам.
Для решения этой проблемы с одной стороны,
необходимо осваивать или вырабатывать инновационные образовательные технологии,
а с другой стороны – научиться формировать адекватные им оценочные средства,
которые будут:
- формировать у студентов требуемые основной
профессиональной образовательной программой общие и профессиональные
компетенции;
- обеспечат объективную комплексную оценку
сформированных компетенций.
При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь
двух сторон учебного процесса - образовательных технологий (путей и способов
выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности
(соответствующие оценочные средства).
ЛИТЕРАТУРА
1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные
технологии обучения, М.,1995
2. Корякина А.М. Проблемы взаимосвязи
инновационных технологий и средств оценивания результатов профессиональной
деятельности - Среднее профессиональное образование №11, 2011,с.19-21.
3. Курманов А.В. Модель профессиональной
компетентности специалиста.- Среднее
профессиональное образование №12, 2011,с.22-28
4. Шмонов М.В. Воспитание личности студента СПО
средствами практикоориентированого обучения.- Среднее профессиональное
образование № 3, 2011,с.151-155. |