УДК
372.881.161.1
РУССКИЙ ЯЗЫК И
КУЛЬТУРА РЕЧИ
КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Т.В. Ильичева, преподаватель,
Ливенский филиал
Госуниверситета - УНПК, г.Ливны
Несмотря на то,
что современный русский язык является не только национальным языком русского
народа, государственным языком РФ, но и одним из шести международных мировых
языков, среди которых, помимо русского языка, английский, французский,
испанский, китайский, арабский языки, на которых работает ряд очень
авторитетных международных организаций
(ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ и др.), современная российская действительность характеризуется
снижением речевой культуры отдельной личности и общества в целом, утратой вкуса
к русскому слову, отсутствием должного уважения к русскому литературному языку.
Языковой вкус молодежи формируется во многом под влиянием средств массовой информации,
общения в сети Интернет, со столь
популярным в них фамильярно-разговорным стилем речи, со ставшим обычным обилием
сниженной лексики и фразеологии, включая и нецензурные выражения.
Речь публичных людей: политиков, многих функционеров,
общественных деятелей — также содержит чаще всего не образцы русской
словесности, риторические достоинства,
а косноязычие, обилие словесных штампов.
Мы лишаемся возможности услышать хорошую русскую речь даже в театре,
научном, учебном заведении.
Очевидно, что одной из неотложных задач современного
российского общества, государства является
повышение уровня
коммуникативно-речевой культуры отдельной личности и общества в целом,
что предполагает:
- объективную оценку роли языка в обществе как одного из
государствообразующих элементов;
- понимание того, что русский язык — это важнейший
фактор формирования национального, гражданского самосознания россиян;
- осознание того, что национальной идеей, объединяющей
общество, может и должен стать, в первую очередь, русский язык;
- осознание необходимости формирования личной коммуникативно-речевой культуры – умения и навыки свободного и эффективного
речевого поведения с помощью различных средств литературного русского языка в
самых разнообразных коммуникативных ситуациях, что включает в себя:
-
помимо определенной когнитивной базы, энциклопедических знаний, осведомлённости в философских,
логических, культурологических, историко-этнографических,
психолого-педагогических и других вопросах;
-
осознание русского языка как феномена российской культуры;
-
сформированное чувство гордости за русский язык.
Собственно речевую компетентность:
-
хорошие знания об устройстве современного русского
языка, системе его единиц;
-
владение
литературной нормой на разных уровнях языка в устной и письменной речи:
овладение лексическими, фразеологическими, фонетико-интонационными,
графическими и грамматическими ресурсами
русского литературного языка;
-
устойчивые
навыки использования различных языковых средств и лингвистических знаний о них
в свободном общении в разнообразных коммуникативных ситуациях;
-
знание
основ эффективного речевого общения – основ риторики, прагматики;
-
знание
этических и этикетных норм, их национальных особенностей;
-
формирование
навыков ориентировки в различных коммуникативных ситуациях, умения
корректировать форму и тактику речевого поведения в соответствии с
интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата, способности
находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия;
-
формирование
потребности в самосовершенствовании – развитии собственных языковых
способностей,
совершенствовании умений, приобретенных навыков в области
использования средств русского литературного языка: «Выучить несколько
языков, — говорил Вольтер, —
дело одного
или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо
полжизни».
В
рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» формируется ряд важных
общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке студентов различных
специальностей.
Для направления Технология машиностроения видами
профессиональной деятельности являются: производственно-технологическая, научно-исследовательская,
организационно-управленческая, проектно-конструкторская, маркетинговая.
Общекультурные компетенции, задачи подготовки:
Знание основ современного русского языка и культуры
речи, основных принципов построения монологических и диалогических текстов, характерных
свойств русского языка как средства общения и передачи информации, способность
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Профессиональные компетенции: умение составлять
техническую документацию (графики работ, инструкции сметы, планы, заявки на
материалы и оборудование); готовить техническую документацию по менеджменту
качества машин, приводов систем, различных комплексов и технологических
процессов на производственных участках, умение составлять инструкции по
эксплуатации оборудования и программ испытаний; умение составлять заявки на
оборудование и запасные части, готовить техническую документацию на ремонт;
умение готовить отчетность по установленным формам; участие в работах по составлению
научных отчетов по выполненному заданию и по внедрению результатов исследований
и разработок в области машиностроения; владение практическими навыками
разработки нормативной и технологической документации, разрабатывать
документацию по обеспечению качества и безопасности продукции производства на
предприятии; составлять описания экспериментов, наблюдений, измерений и
формировать выводы; разрабатывать техническое задание на проектирование.
Для направления Строительство зданий и сооружений виды
профессиональной деятельности следующие: образовательно-проектировочная,
организационно-управленческая, научно-исследовательская, обучение по рабочей
профессии.
Общекультурные компетенции, задачи подготовки:
владение навыками разговорной речи, методами создания понятных текстов,
способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, способностью
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
Профессиональные компетенции: способность оформлять
документацию на законченные конструкторские разработки, составлять отчеты о
результатах выполненных работ.
Для направления Экономика виды профессиональной
деятельности следующие: учебно-аналитическая; аудиторская и
контрольно-ревизионная, финансово-экономическая; организационно-управленческая.
Общекультурные компетенции, задачи подготовки: умение логически
верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; навыки
литературной и деловой письменной и устной речи; навыки научной и публичной
речи, аргументации, ведения дискуссии.
Профессиональны компетенции: способность преподавать дисциплины
экономики в образовательных учреждениях общего и профессионального образования.
В объяснительной записке к программам по русскому
указано, что целью обучения русскому языку является формирование у студентов
следующих компетенций: языковой
(правописной), лингвистической
(предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её
законов, правил, структуры; обеспечивает развитие логического мышления, памяти,
самоанализа) и коммуникативной,
которая формируется на базе первых двух.
Обратимся к приёмам формирования коммуникативной
компетенции, т.к. она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство
общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Наша работа как
преподавателей идут в двух направлениях: аудиторная и внеаудиторная.
Обучение на основе общения является сущностью
инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.
Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при
котором отношения между студентами и преподавателем основаны на сотрудничестве.
Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной
компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой
деятельности.
Для этого надо знать основные понятия лингвистической
речи: стили, типы речи, их композицию, способы связи предложений в тексте,
владеть умениями и навыками анализа текста.
Формировать коммуникативную компетенцию можно,
используя все образовательные технологии, в том числе и объяснительно-иллюстративные.
Но оптимальными будут, конечно, личностно-ориентированные и технологии
развивающего обучения (разноуровневого обучения, коллективного обучения,
модульного обучения).
Проектный метод, все виды работ по развитию речи
учащихся, в том числе обучение сочинению на литературную тему, дискуссии, все
виды чтения и пересказа, уроки – ролевые игры и другое призваны развивать
умения в области 4-х основных видов речевой деятельности: говорения, слушания и
понимания, чтения, письма.
Специфика компетентностного подхода состоит в том, что усваивается не
«готовое знание», предложенное к усвоению, а прослеживаются условия
происхождения данного знания.
Во внеурочной работе тоже возможна проектная
деятельность. С 2006 года в нашем учебном заведении успешно работает
студенческое бюро «За чистоту русского языка». Среди его основных направлений
работы можно назвать следующее:
1. Проект «Литературная газета». Основополагающий
вопрос: Молодёжь – какая она? Задача – создать портрет идеального студента.
Работа по группам:
2.Дискуссионный клуб. Почему современные подростки
отдают предпочтение музыке, нежели чтению художественной литературы?
Предусматривается анализ текстов популярных песен.
3. Исследования: «Где мои корни?», «Сленг студента», Опыт
словаря.
4. Интервью «Пушкин: устарело или современно?».
5. Проба пера.
6. Анализ речевых ошибок в творческих работах «Вот так
ляпнули!».
Такой проект формирует самостоятельность мышления,
навыки устного общения, письма, умение работать в команде.
- Участие в конкурсе «Урок письма».
Редактирование. Создание текста в определённом жанре.
- Знание студентами критериев самооценки устного
ответа:
1. Адекватность ответа. Соответствие ответа вопросу.
2. Аргументированность, обоснованность ответа.
3. Использование различных источников информации (статистические
данные, книги, беседы со специалистами и др.).
4. Выражение собственной позиции.
Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает
сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в
системе основных сфер самоопределения личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мороз, Т.Г. Социально-психолого-педагогический
аспект профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурного
сервиса и туризма / сост. В.Г. Велединский, Н.М. Мышьякова // Культура и
сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов 1
Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г.– СПб.: Изд-во
СПбГУСЭ, 2009. – С. 108-112.
2. Рябкова, Н.И. Коммуникативно-речевая
культура личности как основа эффективного общения / Н.И. Рябкова //
Актуальные проблемы профессионального образования: теория и практика: материалы
международной научно-практической конференции 23 марта 2010 г. - Шадринск: ШГПИ,
2010. - С. 275-279.
|