Среда, 15.05.2024, 01:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

Русский язык и культура речи как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров

УДК 372.881.161.1

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Т.В. Ильичева, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета - УНПК, г.Ливны

 

Несмотря на то, что современный русский язык является не только национальным языком русского народа, государственным языком РФ, но и одним из шести международных мировых языков, среди которых, помимо русского языка, английский, французский, испанский, китайский, арабский языки, на которых работает ряд очень авторитетных  международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ВОЗ и др.), современная российская действительность характеризуется снижением речевой культуры отдельной личности и общества в целом, утратой вкуса к русскому слову, отсутствием должного уважения к русскому литературному языку.

Языковой вкус молодежи формируется во многом  под влиянием средств массовой информации, общения в сети Интернет,  со столь популярным в них фамильярно-разговорным стилем речи, со ставшим обычным обилием сниженной лексики и фразеологии, включая и нецензурные выражения.

Речь публичных людей: политиков, многих функционеров, общественных деятелей — также содержит чаще всего не образцы русской словесности,   риторические достоинства, а косноязычие, обилие словесных штампов.  Мы лишаемся возможности услышать хорошую русскую речь даже в театре, научном, учебном заведении.

Очевидно, что одной из неотложных задач современного российского общества, государства является  повышение уровня  коммуникативно-речевой культуры отдельной личности и общества в целом, что предполагает:

-  объективную оценку роли языка в обществе как одного из государствообразующих элементов;

-  понимание того, что русский язык — это важнейший фактор формирования национального, гражданского самосознания россиян; 

-  осознание того, что национальной идеей, объединяющей общество, может и должен стать, в первую очередь, русский язык;

-  осознание необходимости формирования  личной коммуникативно-речевой культуры –  умения и навыки свободного и эффективного речевого поведения с помощью различных средств литературного русского языка в самых разнообразных коммуникативных ситуациях, что включает в себя:

-       помимо определенной когнитивной базы, энциклопедических знаний, осведомлённости в философских, логических, культурологических, историко-этнографических, психолого-педагогических и других вопросах;

-       осознание русского языка как феномена российской культуры;

-       сформированное чувство гордости за русский язык.

Собственно речевую компетентность:

-       хорошие знания об устройстве современного русского языка, системе его  единиц;

-       владение литературной нормой на разных уровнях языка в устной и письменной речи: овладение лексическими, фразеологическими, фонетико-интонационными, графическими  и грамматическими ресурсами русского литературного языка;

-       устойчивые навыки использования различных языковых средств и лингвистических знаний о них в свободном общении в разнообразных коммуникативных ситуациях;

-       знание основ эффективного речевого общения – основ риторики, прагматики;

-       знание этических и этикетных норм, их национальных особенностей;

-       формирование навыков ориентировки в различных коммуникативных ситуациях, умения корректировать форму и тактику речевого поведения в соответствии с интересами, уровнем подготовленности и настроением адресата, способности находить наиболее эффективные приемы речевого взаимодействия;

-       формирование потребности в самосовершенствовании – развитии собственных языковых способностей, совершенствовании умений, приобретенных навыков в области использования средств русского литературного языка: «Выучить несколько языков, — говорил Вольтер,  дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни». 

В рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» формируется ряд важных общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке студентов различных специальностей.

Для направления Технология машиностроения видами профессиональной деятельности являются: производственно-технологическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, проектно-конструкторская, маркетинговая. Общекультурные компетенции, задачи подготовки:

Знание основ современного русского языка и культуры речи, основных принципов построения монологических и диалогических текстов, характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Профессиональные компетенции: умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции сметы, планы, заявки на материалы и оборудование); готовить техническую документацию по менеджменту качества машин, приводов систем, различных комплексов и технологических процессов на производственных участках, умение составлять инструкции по эксплуатации оборудования и программ испытаний; умение составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию на ремонт; умение готовить отчетность по установленным формам; участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и по внедрению результатов исследований и разработок в области машиностроения; владение практическими навыками разработки нормативной и технологической документации, разрабатывать документацию по обеспечению качества и безопасности продукции производства на предприятии; составлять описания экспериментов, наблюдений, измерений и формировать выводы; разрабатывать техническое задание на проектирование.

Для направления Строительство зданий и сооружений виды профессиональной деятельности следующие: образовательно-проектировочная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, обучение по рабочей профессии.

Общекультурные компетенции, задачи подготовки: владение навыками разговорной речи, методами создания понятных текстов, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Профессиональные компетенции: способность оформлять документацию на законченные конструкторские разработки, составлять отчеты о результатах выполненных работ.

Для направления Экономика виды профессиональной деятельности следующие: учебно-аналитическая; аудиторская и контрольно-ревизионная, финансово-экономическая; организационно-управленческая.

Общекультурные компетенции, задачи подготовки: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; навыки литературной и деловой письменной и устной речи; навыки научной и публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

Профессиональны компетенции: способность преподавать дисциплины экономики в образовательных учреждениях общего и профессионального образования.

В объяснительной записке к программам по русскому указано, что целью обучения русскому языку является формирование у студентов следующих компетенций: языковой (правописной), лингвистической (предполагает  более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры; обеспечивает развитие логического мышления, памяти, самоанализа) и коммуникативной, которая формируется на базе первых двух.

 Обратимся к приёмам формирования коммуникативной компетенции, т.к. она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Наша работа как преподавателей идут в двух направлениях: аудиторная и внеаудиторная.

 Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между студентами и преподавателем основаны на сотрудничестве.

Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.

Для этого надо знать основные понятия лингвистической речи: стили, типы речи, их композицию, способы связи предложений в тексте, владеть умениями и навыками анализа текста.

Формировать коммуникативную компетенцию можно, используя все образовательные технологии, в том числе и объяснительно-иллюстративные. Но оптимальными будут, конечно, личностно-ориентированные и технологии развивающего обучения (разноуровневого обучения, коллективного обучения, модульного обучения).

Проектный метод, все виды работ по развитию речи учащихся, в том числе обучение сочинению на литературную тему, дискуссии, все виды чтения и пересказа, уроки – ролевые игры и другое призваны развивать умения в области 4-х основных видов речевой деятельности: говорения, слушания и понимания, чтения, письма.

Специфика компетентностного подхода состоит в том, что усваивается не «готовое знание», предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания.

Во внеурочной работе тоже возможна проектная деятельность. С 2006 года в нашем учебном заведении успешно работает студенческое бюро «За чистоту русского языка». Среди его основных направлений работы можно назвать следующее:

1. Проект «Литературная газета». Основополагающий вопрос: Молодёжь – какая она? Задача – создать портрет идеального студента. Работа по группам:

2.Дискуссионный клуб. Почему современные подростки отдают предпочтение музыке, нежели чтению художественной литературы? Предусматривается анализ текстов популярных песен.

3. Исследования: «Где мои корни?», «Сленг студента», Опыт словаря.

4. Интервью «Пушкин: устарело или современно?».

5. Проба пера.

6. Анализ речевых ошибок в творческих работах «Вот так ляпнули!».

Такой проект формирует самостоятельность мышления, навыки устного общения, письма, умение работать в команде.

 - Участие в конкурсе «Урок письма». Редактирование. Создание текста в определённом жанре.

 - Знание студентами критериев самооценки устного ответа:

1. Адекватность ответа. Соответствие ответа вопросу.

2. Аргументированность, обоснованность ответа.

3. Использование различных источников информации (статистические данные, книги, беседы со специалистами и др.).

4. Выражение собственной позиции.

Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима  в системе основных сфер самоопределения личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мороз, Т.Г. Социально-психолого-педагогический аспект профессиональной подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма / сост. В.Г. Велединский, Н.М. Мышьякова // Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов 1 Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г.– СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009. – С. 108-112.

2. Рябкова, Н.И. Коммуникативно-речевая культура личности как основа эффективного общения / Н.И. Рябкова // Актуальные проблемы профессионального образования: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции 23 марта 2010 г. - Шадринск: ШГПИ, 2010. - С. 275-279.

 

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 2895 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика