Вторник, 14.05.2024, 00:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

Проблемы реализации и особенности ФГОС третьего поколения

         УДК 371

 

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФГОС

ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 

А. В. Фаустов к.э.н., доц.,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,

 

В настоящее время Российская система образования столкнулась с новыми реалиями. Происходит полномасштабный переход к новым федеральным стандартам третьего поколения.

Первой отличительной особенностью новых стандартов являются компетенции, получаемые учащимся в ходе обучения. Под термином компетенция понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Если раньше предлагались знаниевые или квалификационные модели, то сегодня в социуме общепризнан компетентностный подход, описывающий способности специалистов, их духовные ценности, готовность к различным ситуациям и обеспечивающий уровень профессиональной подготовки и социального существования личности в обществе. В образовательной системе введение компетентностного подхода обусловлено еще и общеевропейской тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики и, в частности, неуклонно нарастающими процессами гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования» [3]. Кроме того, огромную роль играют директивные предписания Министерства образования РФ – предписания Совета Европы (Совета Культурной Кооперации), Концепция модернизации образования до 2010 г. [2]., Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы, которые объясняют компетентностный подход одним из оснований обновления образования, призванным обеспечить «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [1].

В понятие «компетенция» в качестве составных частей входят знания, умения, навыки, личностные качества, социальная адаптация и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели. Выпускник должен быть способен самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи.

Компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе – работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. Поступая на работу, молодой специалист должен тратить минимум усилий на «вхождение в колею».

В этой связи встает необходимость корректировки учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС. Если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий, используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования.

ФГОС предусматривает деление компетенций на общекультурные и профессиональные. Например, бакалавр, закончивший обучение по направлению «Экономика» должен обладать общекультурными компетенциями, среди которых можно назвать:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Рассматривая этот далеко не полный перечень общекультурных компетенций, можно сделать вывод, что результат обучение ставится в прямую зависимость не только от багажа знаний, накопленного учащимся; в зачёт идут и личностные качества, приобретенные студентом в процессе обучения. Здесь немаловажную роль играют также начальное образование и воспитание, полученное в семье.

Среди профессиональных компетенций, можно назвать следующие:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.

Как видим, профессиональная компетентность специалиста определяется не количеством освоенной информации, а способностью выполнять те или иные функции в процессе трудовой деятельности.

Еще одной особенностью стандартов нового поколения является подсчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах. Например, трудоемкость одной дисциплина направления «Экономика» составляет от 2 до 4 зачетных единиц. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Дисциплины подразделяются на 2 категории:

- базовая (обязательная) часть

- вариативная (профильная) часть

Дисциплины базовой части прописаны в стандарте, а дисциплины вариативной части устанавливаются вузом самостоятельно.

Одной из главных особенностей новой системы образования является переход к бально-рейтинговой оценке знаний учащихся. Бально-рейтинговая система является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе. Она позволяет реализовывать механизмы оценки результатов обучения, активизировать учебную и внеучебную работу студентов. Успешность изучения отдельных дисциплин и активность студента оценивается суммой набранных баллов, которые в совокупности определяют рейтинг студента.

Внедрение бально-рейтинговой системы имеет следующие положительные моменты:

- работа студентов в течение семестра становится равномернее, так как теперь нет необходимости в авральном порядке готовиться к сессии;

- усиливается контроль над работой студентов;

- появляется стимул к снижению прогулов, так за посещение начисляются баллы;

- оценка знаний становится более дифференцированной, точной по сравнению с пятибалльной и зачетной шкалой;

- подведение общего рейтинга студентов в группе стимулирует конкуренцию, соревнование, особенно у сильных студентов.

В качестве основного недостатка бально-рейтинговой системы, можно выделить трудоемкость ее реализации. Постоянный подсчет, контроль и обновление баллов требует существенных усилий со стороны преподавателя.

Подводя итог, можно отметить, что внедрение новых образовательных стандартов – серьезная задача, требующая значительных усилий со стороны коллективов вузов. Но от решения этой задачи зависит место, которое будет занимать российское образование в мире.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод. пособие / В. И. Андреев. – М.: Высш. шк., 1981. – 240 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Официальные документы в образовании. – №4 (175), февр. – 2002. – с. 1-14.

3. Реформы образования: Аналитический обзор / под ред. В.М. Филиппова. – М. : Центр образовательной политики, 2003. – 82 с.

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 9319 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика