УДК 371
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФГОС
ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
А. В. Фаустов к.э.н., доц.,
Ливенский филиал
Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,
В настоящее время
Российская система образования столкнулась с новыми реалиями. Происходит
полномасштабный переход к новым федеральным стандартам третьего поколения.
Первой отличительной
особенностью новых стандартов являются компетенции, получаемые учащимся в ходе
обучения. Под термином компетенция
понимается способность применять знания, умения и личностные качества для
успешной деятельности в определенной области.
Если раньше предлагались знаниевые или квалификационные
модели, то сегодня в социуме общепризнан компетентностный подход, описывающий
способности специалистов, их духовные ценности, готовность к различным
ситуациям и обеспечивающий уровень профессиональной подготовки и социального
существования личности в обществе. В образовательной системе введение
компетентностного подхода обусловлено еще и общеевропейской тенденцией
интеграции, глобализации мировой экономики и, в частности, неуклонно
нарастающими процессами гармонизации «архитектуры европейской системы высшего
образования» [3]. Кроме того, огромную роль играют директивные предписания
Министерства образования РФ – предписания Совета Европы (Совета Культурной
Кооперации), Концепция модернизации образования до 2010 г. [2]., Федеральная
целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, План мероприятий по
реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального
образования Российской Федерации на 2005-2010 годы, которые объясняют
компетентностный подход одним из оснований обновления образования, призванным
обеспечить «достижение нового современного качества дошкольного, общего и
профессионального образования» [1].
В понятие «компетенция» в качестве
составных частей входят знания, умения, навыки, личностные качества, социальная
адаптация и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют
поведенческие модели. Выпускник должен быть способен самостоятельно ориентироваться
в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи.
Компетентностный подход предусматривает
иную роль студента в учебном процессе. В его основе – работа с информацией,
моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить
информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным
ситуациям. Поступая на работу, молодой специалист должен тратить минимум усилий
на «вхождение в колею».
В этой связи встает необходимость корректировки
учебных программ, приведение их в соответствие требованиям нового ФГОС. Если раньше
учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок
изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования,
формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных
образовательных технологий,
используемых для формирования компетенций,
перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине
результатов образования.
ФГОС предусматривает деление компетенций
на общекультурные и профессиональные. Например, бакалавр, закончивший обучение
по направлению «Экономика» должен обладать общекультурными компетенциями, среди
которых можно назвать:
- владение культурой мышления, способность
к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее
достижения;
- способность анализировать
социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и
прогнозировать возможное их развитие в будущем;
- способность логически верно,
аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- способность к саморазвитию, повышению
своей квалификации и мастерства;
- способность критически оценивать свои
достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств
и устранения недостатков.
Рассматривая этот далеко не полный
перечень общекультурных компетенций, можно сделать вывод, что результат
обучение ставится в прямую зависимость не только от багажа знаний, накопленного
учащимся; в зачёт идут и личностные качества, приобретенные студентом в
процессе обучения. Здесь немаловажную роль играют также начальное образование и
воспитание, полученное в семье.
Среди профессиональных компетенций, можно
назвать следующие:
- способен собрать и проанализировать исходные
данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических
показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
- способен на основе типовых методик и
действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические
показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
- способен выполнять необходимые для
составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и
представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации
стандартами;
- способен выбрать инструментальные
средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной
задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.
Как видим, профессиональная компетентность
специалиста определяется не количеством освоенной информации, а способностью
выполнять те или иные функции в процессе трудовой деятельности.
Еще одной особенностью стандартов нового
поколения является подсчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах.
Например, трудоемкость одной дисциплина направления «Экономика» составляет от 2
до 4 зачетных единиц. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим
часам.
Дисциплины подразделяются на 2 категории:
- базовая (обязательная) часть
- вариативная (профильная) часть
Дисциплины базовой части прописаны в
стандарте, а дисциплины вариативной части устанавливаются вузом самостоятельно.
Одной из главных особенностей новой
системы образования является переход к бально-рейтинговой оценке знаний
учащихся. Бально-рейтинговая система является основным инструментом оценки
работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной
деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе. Она позволяет
реализовывать механизмы оценки результатов обучения, активизировать учебную и
внеучебную работу студентов. Успешность изучения отдельных дисциплин и
активность студента оценивается суммой набранных баллов, которые в совокупности
определяют рейтинг студента.
Внедрение бально-рейтинговой системы имеет
следующие положительные моменты:
- работа студентов в течение семестра
становится равномернее, так как теперь нет необходимости в авральном порядке
готовиться к сессии;
- усиливается контроль над работой
студентов;
- появляется стимул к снижению прогулов,
так за посещение начисляются баллы;
- оценка знаний становится более
дифференцированной, точной по сравнению с пятибалльной и зачетной шкалой;
- подведение общего рейтинга студентов в
группе стимулирует конкуренцию, соревнование, особенно у сильных студентов.
В качестве основного недостатка
бально-рейтинговой системы, можно выделить трудоемкость ее реализации.
Постоянный подсчет, контроль и обновление баллов требует существенных усилий со
стороны преподавателя.
Подводя итог, можно отметить, что
внедрение новых образовательных стандартов – серьезная задача, требующая
значительных усилий со стороны коллективов вузов. Но от решения этой задачи
зависит место, которое будет занимать российское образование в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В.И. Эвристическое
программирование учебно-исследовательской деятельности:
Метод. пособие / В. И. Андреев. – М.: Высш. шк., 1981. – 240 с.
2. Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года //Официальные документы в образовании. – №4
(175), февр. – 2002. – с. 1-14.
3. Реформы образования: Аналитический
обзор / под ред. В.М. Филиппова. – М. : Центр образовательной политики, 2003. –
82 с. |