Вторник, 14.05.2024, 15:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

Об организационно-педагогических условиях формирования и функционирования новой образовательной среды

УДК 378.1

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

Е.А. Колякина, зам.директора по УМР, к.соц.н.,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

С 01.09.2011г Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК приступил к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) среднего и высшего профессионального образования.

Основным современным требованием, предъявляемым к образовательной деятельности профессиональных образовательных учреждений, является обеспечение привлекательности, эффективности, качества учебного процесса для студентов. Привлекательность, как нам представляется, обеспечивается формированием социальной среды, позволяющей реализовывать разносторонние потребности и интересы обучающихся. Эффективность определяется созданием необходимых организационно-педагогических условий, содержанием образовательной деятельности, апробацией и внедрением новых образовательных технологий, востребованностью выпускников на рынке труда.

Поскольку в основе разработки стандартов третьего поколения заложен  компетентностный подход, который позволяет формировать базовые профессиональные и общекультурные компетенции, постольку представляется, что для успешной реализации компетентностного подхода необходимо создать специальные организационно-педагогические условия, в числе которых:

1. Коррекция содержания образования на теоретическом уровне, уровне учебных дисциплин и учебного материала. Необходимо интенсивно формировать электронные УМК, размещенные во внутренней сети образовательного учреждения, разрабатывать модульные программы дисциплин, завершать каждый модуль автоматизированным тестовым контролем, обеспечивать консультационное сопровождение студента посредством создания образовательного портала, автоматизированное оценивание знаний студентов по результатам накопительного рейтинга.

2. Применение личностно ориентированной и деятельностно-творческой технологий. Именно на развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности, формирование профессиональных компетенций направлены поисковые и творческие методы, использование моделирования и проектных технологий в обучении.

3. Обновление нормативно-правовой и технической базы; подготовка учебно-программной документации; активизация воспитательной работы по формированию личностных и профессиональных качеств выпускника.

4. Наличие надежных социальных партнеров. Подготовка конкурентоспособного специалиста на основе социального партнерства будет успешной, если содержание и организационные формы образовательного процесса основаны на сопряжении требований к выпускнику филиала, предъявляемых государством и работодателем; социальные партнеры включены в мониторинг процесса профессионального образования; налажена обратная связь с работодателем и выпускником-специалистом.

Из опыта многолетней практики взаимодействия с социальными партнерами Ливенского филиала можно выделить следующие формы конструктивного сотрудничества в сферах «образовательное учреждение-город», «образовательное учреждение-производство», «образовательное учреждение-бизнес», «образовательное учреждение - субъекты гражданского общества»:

-организация подготовки кадров на основе договоров с предприятиями и организациями региона;

- привлечение работодателей к экспертизе и разработке основных образовательных программ;

-предоставление административными и бизнес-структурами мест практики студентам в рамках долговременных договоров;

- повышение квалификации преподавателей выпускающих кафедр на базе передовых научных, производственных и административных структур;

- участие социальных партнеров филиала в экспертной оценке качества подготовки выпускников;

-оказание содействия по профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации по основным образовательным программам вуза.

- организация и проведение научно-исследовательских работ на базе ведущих предприятий

5. Высокий уровень развития педагогического коллектива филиала, т.е. способность его ставить и решать актуальные и реалистичные общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, но интегрированных с общими, строить и гибко изменять структуру взаимоотношений, обеспечивающих максимально эффективное достижение поставленных задач.

Убеждены, что высокий уровень развития профессорско-преподавательского коллектива профессионального образовательного учреждения – сумма трех слагаемых: ценностно-ориентационная зрелость, организованность и сплоченность.

Ценностно-ориентированная зрелость педагогического коллектива отражает степень готовности его членов прикладывать усилия для достижения высоких результатов в образовательной деятельности, развития и саморазвития коллектива. Уровень такой зрелости определяет ориентированность на достижения в текущей деятельности, на развитие и на саморазвитие.

Ориентированность на достижения в текущей деятельности характеризует готовность членов коллектива прикладывать усилия для того, чтобы максимально использовать образовательный потенциал филиала. В коллективах с высоким уровнем ориентированности на достижения в текущей деятельности все стараются работать с полной отдачей. Педагогов в таком коллективе волнуют не только собственные результаты, но и результаты работы  филиала в целом, его престиж.

Ориентированность на развитие деятельности показывает, в какой мере существующие в коллективе отношения стимулируют активность его членов в совершенствовании содержания, организации и методов в учебно-воспитательной деятельности. При высокой ориентированности на развитие преподаватели стремятся быть хорошо информированными о новшествах, которые могут быть использованы в их работе, их волнует будущее образовательного учреждения.

В коллективах с высоким уровнем ориентированности на саморазвитие высокий профессионализм и общекультурный уровень является ценностью для его членов. Преподавателей заботит не только рост собственного мастерства, но и рост мастерства коллег.

Под организованностью коллектива понимается его способность формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Она зависит от ответственности членов коллектива, их сработанности и включенности в управление. Ответственность характеризует добросовестность выполнения членами коллектива своих обязанностей без жесткого контроля со стороны администрации, а также готовность сотрудников по собственной инициативе принимать на себя ответственность за выполнение каких-то новых работ, формально не входящих в их обязанности. Сработанность коллектива характеризует степень готовности его членов в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководителю. В коллективах, внедряющих новшества (к ним в определенной мере относится и компетентностный подход), сработанность особенно важна.

Еще одна характеристика – сплоченность коллектива – отражает его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Сплоченность зависит от единства ориентации, совместимости и потенциальной стабильности коллектива.

Как видим, введение компетентностного подхода сопряжено с большой работой по обеспечению организационно-педагогических условий его реализации.

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 2045 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика