Суббота, 18.05.2024, 07:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

О проблемах реализации ФГОС ВПО третьего поколения в системе высшего профессионального образования

УДК 371

 

О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО

ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

А.Е. Сапрыкина к.э.н., доц.,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,


 

«Мы должны состыковать нашу систему образования с западно-европейской системой образования, при этом, не утратив высокий уровень, который имелся в Советском Союзе и сейчас еще сохранен в России, в ведущих вузах страны».

В.В. Путин

 

Кардинальным событием в системе высшего профессионального образования является начало с 2011 года масштабного перехода вузов на реализацию ФГОС ВПО. С 1-го сентября 2011 года высшее профессиональное образование в России ведется в рамках Федерального государственного стандарта 3-го поколения (ФГОС-3), существенно изменившего систему подготовки специалистов.

ФГОС ВПО третьего поколения, по замыслам министерских структур, станут федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки, они призваны минимизировать возможности их противоречивых интерпретаций в субъектах Российской Федерации и вузах. Кроме того, данные стандарты должны упростить интеграцию нашей системы образования с общеевропейской, позволить выпускникам легко адаптироваться к рынку труда любой страны, подписавшей Болонские декларации.

К настоящему времени Минобрнауки РФ пока не выработало четкой стратегии о сроках и этапах перехода на новые ФГОС ВПО, количеству направлений подготовки, соотношением уровней подготовки между средним специальным и высшим профессиональным образованием, количеством выпускников среднего специального и высшего профессионального образования на рынке труда. Однако даже без решения данных вопросов в недрах министерства появились приказы, что с 2009 учебного года набор абитуриентов будет осуществляться, в основном, по двухуровневой схеме образования: бакалавр-магистр.

Ситуация перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО)  третьего поколения - это критическая ситуация[1] для всей российской высшей школы. Социальный драматизм этой ситуации определяется тем, что от качества ее прохождения зависит не только судьба  российского общества, в котором образовательная система более 17 лет находится в состоянии аномального функционирования[2], но и судьба каждого человека, который включен в этот процесс.

Ведь процесс перехода с одной социально нормативной системы (а ФГОС это и есть социально нормативная система, задающая вектор функционирования образования в обществе) на другую - это, прежде всего, когнитивная трансформация профессионально-педагогического мышления[3]  людей со сложившимся опытом профессионального функционирования в иной системе координат и методов высшего профессионального образования. Это процесс сложный и крайне болезненный. Ведь он затрагивает глубинные структуры сознания профессорско-педагогического состава, а, именно, концептуальную систему личности. То есть систему концептов, которые выступают в качестве психологических регуляторов педагогической деятельности   и определяют содержание методов и технологий образовательного процесса.

Советская высшая школа давала студентам широкие фундаментальные общенаучные знания, а также знания современных достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения специальных дисциплин. Высшее образование строилось так, чтобы у студентов в период обучения развивались: целостное мировоззрение, творческие способности, умение самостоятельно анализировать и обобщать знания, вести наблюдения и экспериментировать.

Была серьезной практическая подготовка выпускников, они имели возможность проходить производственную практику на самых передовых предприятиях, НИИ, конструкторских бюро. Государство мощно поддерживало высшую школу, обязывая оплачивать работу специалистов со студентами-практикантами. Срок обучения инженера составлял 5-5,5 лет. Учитывая высокую ответственность инженера за результаты труда, государство определяло на первые три года работы выпускнику вуза статус молодого специалиста. В этот период продолжалось обучение выпускника конкретным навыкам и знаниям, характерным для данной отрасли промышленности, предприятия или организации. Фактически период подготовки специалиста составлял 18 лет (10 лет школа, 5 лет вуз и 3 года учеба в статусе молодого специалиста).

Высшая инженерная школа США и всех основных стран Европы сегодня предусматривает 18-ти летний срок подготовки специалиста: 12 лет школьного образования, 4 года подготовки бакалавра и 2 года магистра, как основного специалиста звена профессиональных инженеров и научных работников.

Отечественные руководители от образования предлагают нам готовить специалиста за 14 лет обучения: 10 лет школа и 4 года бакалавриат, как основное звено профессиональных знаний. Все остальное за отдельную плату из собственного кармана. Это ли не утопия при нынешней нищете большинства населения. Эту утопию уже поддержало думское большинство депутатов. К сожалению, и основная часть ректорского корпуса также уже отказывается отстаивать разумное начало в отечественном инженерном образовании, все почему-то вдруг стали продвигать в массы идеи Болонского процесса.

Почему же нас принуждают сомневаться в высоком уровне образования в России? Да потому, что это единственный бастион фундаментального порядка, который не удалось разрушить в ходе, так называемых демократических реформ. Хотя надо отдать должное адептам-реформаторам, потрепали они этот бастион основательно.

В ходе, так называемых, перестроек и демократических реформ наша промышленность была фактически разрушена. Уже даже западные аналитики признают, что ущерб от этих реформ существенно превзошел ущерб, нанесенный нашей стране Великой Отечественной войной. В более или менее относительной сохранности остался только сырьевой сектор экономики, да транспорт. Это тоже находит простое объяснение: сырье поставляется в основном западу, а для его транспортировки нужен транспорт. Правда, сырьевой сектор на половину уже стал частным, то есть не подконтрольным государству. Потому-то бензин в нашей стране с ее огромными расстояниями значительно дороже, чем в США и ряде стран Европы, хотя нефть добывается у нас.

Естественная реакция нации на удушающие приемы запада привела к тому, что часть высшего руководства страны и политической элиты начали осознавать, что мы на краю пропасти или полного распада, потому последовали жесткие заявления Президента на саммите в Германии и в послании Федеральному собранию страны. Это знаковые сигналы. Естественно, каким бы мудрым и прозорливым не был нынешний Председатель Правительства, вряд ли ему удастся без поддержки общества провести свои идеи в жизнь. Уж очень велико сопротивление внутренних и внешних сил этим патриотическим шагам.

Опорой Правительства в осуществлении этих намерений остается Армия, реальный сектор экономики, находящийся под контролем государства, военно-промышленный комплекс и, конечно, патриотически настроенная интеллигенция страны. Она сосредоточена в выше перечисленных секторах, а также системе образования страны, особенно, в системе высшего инженерного образования. Давно стало ясным, куда переметнулась так называемая «творческая» интеллигенция, и с какого голоса она поет свои песни.

Вот  почему  начались  «бурные»  реформы в высшей школе. Карфаген должен быть взят, Карфаген должен быть разрушен. Проще всего это сделать под видом «прогрессивных реформаций», объясняя народу: как мы далеко отстали в области образования от такого передового запада. Ничего нового в этих начинаниях, по сравнению с шоковой терапией Гайдара и всеобщей ваучеризацией всей страны Чубайса, нет.

Нашу высшую школу просто за уши тащат в так называемый Болонский процесс. Самые высшие чиновники от образования вдруг прозрели и начали толкать, со скоростью курьерского поезда, программу перехода на двухуровневую систему образования. В массы брошен клич - стране срочно нужен бакалавр со сроком подготовки 4 года, а в последующем и 3 года. Не спросив при этом налогоплательщика, работодателей и специалистов, а нужен ли стране этот уродец? При нашей технической оснащенности высшей школы, унизительно низкой оплате труда преподавателя это грозит окончательной деградацией образовательной системы страны, особенно ее высшей технической школы.

Никогда не поверим, что программу формируют и проталкивают глупцы или не разбирающиеся в проблемах образования спецы. Опять за всей этой мишурой видятся, как ослиные уши, деньги. Государство на этой программе экономит 20 % бюджета, выделяемого высшей школе, одновременно разделит вузы на перспективные и не перспективные. Декларациями Болонского процесса в качестве экспертов определяется некое европейское образовательное сообщество, т.е. чужой дядя будет решать каким вузам в нашей стране быть, а каким згинуть. Под личинами чужих дядей, конечно, будет полно работать за вкусный пирожок много наших соотечественников.

Бизнесу, государственным политикам и чиновникам, подвизающимся на поприще бизнеса, идея о перспективности и не перспективности вузов, тоже очень нравится. Скоро на рынке появится огромное количество «дармовой» недвижимости в самых «золотых» местах наших крупных городов.

Сегодня наиболее насущной для государства (но не дельцов от образования, политики и бизнеса) становится проблема резкого увеличения финансирования системы образования страны. Подготовка основной массы квалифицированных специалистов, которых ценит и боится запад, из-за того, что они способны возродить могущество России, осуществляется в государственных высших учебных заведениях.

Только государственные предприятия и организации могут бесплатно принимать на работу выпускников данных вузов, все частных структуры должны полностью компенсировать затраты вузу за подготовку выпускников.

С этой целью должна быть срочно принята поправка в закон «Об образовании» о компенсации затрат вузов за подготовку специалистов, а правительство РФ должно разработать простой и недвусмысленный механизм реализации данной поправки. Механизм должен быть очень жестким, сокрытие приема на работу выпускников государственных вузов должно караться огромными штрафами. Данные меры быстро определят фактический рейтинг вузов в сфере образования, тогда отпадет необходимость содержать государству дорогостоящий и глубоко коррумпированный аппарат чиновников, осуществляющих контроль за качеством в сфере образования, а самое главное вузы получат средства для модернизации материальной и лабораторной базы и оплаты нелегкого труда педагога.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап  проектирования ГОС ВПО нового поколения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dap.vvsu.ru.

2. Галеркин, Ю. Б. Состояние и перспекти-вы развития компрессорной техники в России/ /Компрессорная техника и пневматика. 2006. № 5. - С.2-18.

3. Инновационные подходы к формированию образовательной программы  [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.asms.ru.

4. О реализации положений болонской декларации в системе высшегопрофессионального образования Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kifsin.ru.

5. Тимонин А. С., Калекин В. С. Цели, виды, задачи и профессионально специализированные компетенции для специальности «Машины и аппараты химических производств» образовательного стандатрта 3-го поколения (уровень подготовки - специалист). - (В настоящем сборнике трудов).

 

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 6918 | Рейтинг: 3.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика