Вторник, 14.05.2024, 15:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

О новых ориентирах воспитательной работы в контексте реализации федеральных образовательных стандартов третьего поколения

УДК 37.01

 

О НОВЫХ ОРИЕНТИРАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Г.Д. Дорохова, к. пед.н,

Ливенский филиал Госуниверситета - УНПК, г.Ливны,


 

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования – сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.

Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедуры принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в профессиональном образовании. Индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешностьполноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешностьорганичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.

Профессиональная успешностьразвитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ – общественные запросы в области профессионального образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие:

- безопасный и здоровый образ жизниследование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;

- свобода и ответственностьосознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор;

- социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей;

- благосостояниеактивная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики.

Острые дискуссии последних лет вокруг проектов образовательных стандартов третьего поколения о том, отвечают ли они и целям развития образования и потребностям российского общества, уже позади. Явление это позитивное, так как эти образовательные стандарты ориентированы на интеграцию в мировое, прежде всего, европейское образовательное пространство и на компетентностный подход к оценке качества образования, а это соответствует интересам социальной мобильности выпускников и расширению возможности трудоустройства. Что же касается двухуровневой системы образования, то она вызывает немало вопросов. Главная и основная задача разработчиков основных образовательных программ (ООП) в вузах, состоит в том, чтобы, сохраняя «дух и буквы» стандартов, не допустить резкого сокращения объемов фундаментальных научных дисциплин, используя при этом пределы базовой и вариативной частей. Особенно это касается тех дисциплин, которые в первую очередь формируют социальность личности обучающихся и их гражданскую позицию. При внимательном ознакомлении с образовательными стандартами обнаруживаются изменения фундаментального характера, которые необходимо учесть при разработке и реализации ООП. Во-первых, в них нашла отражение новая стратегия развития социальной работы в контексте ее эволюции. Социальная работа теперь представляется не только как система мер по оказанию профессионально значимой помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, она еще и деятельность и система мер по осуществлению социальных изменений, обеспечению социального благополучия конкретного человека и общества в целом. Приоритетное значение придается формированию общекультурных компетенций, социо- и культуроцентричности социального образования, их взаимосвязанности с профессиональными компетенциями, что соответствует требованиям современного развития общества. О компетентностной модели образования следует сказать особо. Это вроде бы новое, и не очень, ведь специалист должен был всегда демонстрировать высокую компетентность в своей профессии. Чтобы понять новизну, нужно развести понятия «компетентность» и «компетенция». Согласно стандартам второго поколения, мы говорим о компетентности выпускника с позиции квалификационного подхода, и уровень квалификации определяется системой знаний, умений и навыков. Эти базовые критерии оценки качества образования до сих пор используются в системе управления и контроля качества образовательных услуг. Понятие «компетенция», если говорить языком госстандартов нового поколения, означает базовую инструментальную основу знания, которыми должен обладать выпускник. Оно звучит как сумма «полномочий», а не сумма «должного». Компетентность реализуется через освоение системы компетенций. Госстандарты нового поколения принципиально отличаются от предыдущих тем, что интегрируют две основные группы компетенций: общекультурные и профессиональные. Компетентностный подход принят европейскими государствами в разных его моделях и по оценкам специалистов обладает следующими базовыми свойствами. Во-первых, это модель компетенции, основанная на узкопрофильной ориентации. Во-вторых, эта модель предполагает необходимость освоения определенного набора прав и полномочий, нужных для решения конкретных производственных задач на рабочем месте. В-третьих, это модель компетенции, которая ориентирует на достижение результатов, где деятельность измеряется по конечным результатам. В-четвертых, это модель управления деятельностью при выполнении трудовых обязанностей, определяемых требованиями работодателя. Как можно заметить, названные европейские модели компетенции имеют личностно ориентированную направленность, чем они и привлекательны, с первого взгляда. Однако специалисты считают, что все они страдают рядом недостатков. В частности, ограничивают цель образования решением лишь профессионально значимых задач, демонстрируют рыночную прагматизацию миссии вуза и узко инструментальный подход к качеству образования. Стандарты нового поколения стремятся преодолеть эти и другие возможные нежелательные последствия компетентностного подхода путем интеграции общекультурной и профессиональной компетенции. В основе российской модели компетентностного подхода лежит определение социальной и культурной функций образования приоритетными, основными факторами формирования личностного потенциала студента. Для российской системы образования непреходящее значение имеют социально- и культуросоставляющие компоненты. Простой истиной является то, что образование не может ориентироваться только на объем знаний; наряду с ним, в качестве одной из основных составляющих следует считать формирование ценностей. Поэтому, в стандартах органично сочетаются задачи обучения и воспитания. Высшее учебное заведение обязано, как записано в образовательном стандарте, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. Система образования в России всегда учитывала национальную ментальную культуру и систему ценностей. Образование будущего должно усилить этот вектор, равно как и динамизм мировоззрения личности. Мы знаем, что в современном обществе он далеко не устойчив. Человек постоянно оказывается в ситуации выбора своего поведения и жизненной стратегии. Когда отсутствует строго определенная направленность этого выбора, то он ориентируется не столько на объем знаний, сколько на ценностные установки. Поэтому образование всегда неразрывно связывалось с доминирующей в обществе культурой, памятуя, что «каждому типу культуры соответствует определенный тип образования». Известно, что знание всегда опережает развитие культуры, но знания не замещают духовности, не в состоянии обеспечить целостное развитие личности. Технократизация образования не может являться стратегической целью, и знание выполнит свою социальную роль лишь в том случае, если его носители овладевают высоким уровнем социального интеллекта, подготовлены к самообучению и переобучению, к повышению знаний. Культура – основа качества образования вообще, социального образования особенно. Не случайно, абсолютное большинство университетов в мире, по оценкам специалистов, имеют свое национально-культурное лицо. Это многообразие и представлено в европейском образовательном пространстве, очерчиваемом Болонской декларацией. Как нигде в мире, Россия, уникальная в поликультурном отношении, в системе социального образования должна демонстрировать образец социальности и культуросообразности образования, ориентироваться на фундаментальность и широту подготовки.

На наш взгляд, важно выпустить специалиста, обладающего способностью работать самостоятельно, без постоянного руководства; способностью брать на себя ответственность по собственной инициативе; способностью проявлять изобретательность, инициативу, настойчивость; готовностью замечать проблемы, связанные с достижением поставленной цели искать пути их решения; умением анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способностью осваивать какие-либо знания по собственной инициативе; умением принимать решения на основе здравых суждений; умением включаться в ситуации руководства, общения и понимания людей, прогнозирования, координации действий с коллегами, социальные ситуации и групповые процессы и др.

Успех на остро конкурентном образовательном рынке обеспечен тому учебному заведению, которое имеет четкую концепцию и стратегию своего развития, ориентированную, прежде всего на обеспечение высокого качества подготовки специалистов, создание положительного имиджа и репутации как самого вуза, так и его выпускников.

Развитие подрастающего поколения в современной России зависит от того, как устроена социокультурная среда образовательных учреждений. Перед теоретиками и практиками встают закономерные вопросы: что следует понимать под социокультурным образованием личности, и в какой среде происходит освоение этих социальных знаний и культурных ценностей, подчиненное социокультурному образованию? Необходимым принципом функционирования системы профессионального образования является обеспечение деятельности вузов как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении.

Среда образовательного учреждения - часть социальной макросферы, включающая условия, необходимые для обучения и воспитания специалиста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Современная социокультурная среда вуза как совокупность условий, в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства, должна отвечать следующим требованиям:

·                     способствовать самореализации личности,

·                     способствовать удовлетворению потребностей, интересов личности

·                     способствовать адаптации к социальным изменениям,

·                     выступать инструментом формирования ценностей и моделей поведения

·                      определять перспективы развития организации.

Самым важным для создания условий самореализации личности является студенческое самоуправление. Активное участие студентов в управлении учебным заведением расширяет сферу применения способностей и умений студентов, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе (от организаторской деятельности до участия в спортивных секциях, научно-исследовательских объединениях, творческих группах и т.д.). Администрация получает эффективную систему обратной связи со студенчеством, а значит и гибкость в управлении всем учебным заведением.

Студенческое самоуправление получает все необходимые полномочия и берет на себя ответственность за управление теми аспектами студенческой жизни, которые ориентированы на дополнение действий администрации в сфере работы со студентами. Таким образом, студенческое самоуправление становится частью системы управления вузом, органически включенной в нее.

В целях придания работе студенческого самоуправления целенаправленного и системного характера, необходимо формирование не просто команды энтузиастов, а студенческого объединения, имеющего четкие целевые ориентиры, соответствующие задачам организационную структуру и корпоративную культуру.

Рыночные отношения отнюдь не мешают качеству образования. Наоборот, чаще они способствуют его повышению - в первую очередь, в силу конкуренции на рынке образования. При этом рынок диктует свои условия: качество профессиональной подготовки специалистов должно соответствовать не только требованиям образовательных стандартов, но и потребностям общества, рынка труда. Формирующиеся в российской образовательной среде новые социально экономические отношения предполагают использование применительно к образовательному учреждению таких характеристик как «корпорация», «корпоративная культура». Повсеместное эмпирическое использование понятий «корпоративный дух», «корпоративная культура» и масштабы практических презентаций феномена «корпоративизм», несомненно, имеют историческое, социально-политическое и культурологическое обоснование.

Корпоративную культуру характеризуют следующие признаки: чувство принадлежности, «сопричастности» людей к организации; субъектность персонала организации; наличие и развитие горизонтальных связей; «командный дух» в организации; преданность сотрудников организации; социальное партнерство; социальный обмен; диалог как метод межсубъектного взаимодействия; консенсус как принцип взаимодействия; коллегиальность как обязательное условие принятия решений; коллективная ответственность за полученные результаты; концентрация творческой энергии «человеческого фактора».

Оптимизация, т.е. формирование и совершенствование корпоративной культуры образовательного учреждения возможна посредством соответствующих социальных технологий. Анализ практики управления корпоративной культурой, актуальных проблем и путей повышения его эффективности позволяет выделить 11 таких технологий, а именно: 1) технологию социального проектирования, 2) технологию формирования традиций, 3) технологию создания положительного имиджа, 4) информационно-коммуникативные технологии, 5) социокоммуникативную технологию, 6) технологию социальной адаптации, 7) технологию кураторства, 8) конкурсно - состязательные технологии, 9) селективную технологию, 10) технологию студенческого самоуправления, 11) технологию социального мониторинга.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой – вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи.

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.

Перечень традиционных акций филиала: посвященная Международному дню пожилых людей, Дню памяти жертв политических репрессий, Дню ребенка «Цветы жизни», Всемирному дню отказа от курения «Поменяй сигарету на конфету» и др. В перспективе количество акций может пополниться участием студентов и педагогов в Дне донора, работой службы милосердия в больнице, участием в знаковых для мирового молодежного волонтерского движения мероприятиях, в рамках которых объединяется множество локальных акций - это Международный день добровольцев, Весенняя неделя добра.

 

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 7071 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика