УДК 372.879.6
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
КОМПЕТЕНЦИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ ПРАВИЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
И.В. Иванцова, ст. преподаватель,
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны
Современные требования, применяемые к профессиональной
подготовке выпускников вузов предлагают достижения интегрированного конечного
результата образования, в качестве которого рассматривается сформированность у
выпускника ключевых компетенций как единства обобщенных знаний и умений,
универсальных способностей и готовности к решению больших групп задач от
личностных до социальных и профессиональных: и специальных профессиональных
компетенций, определяющих владение собственно профессиональной деятельностью на
достаточно высоком уровне, готовность к инновациям в профессиональной области
сами же знания, умения и навыки по К.К. Платонову суть «индивидуальная
культура», «подготовленность» или «опыт».
Важным концептуальным моментом, объединяющим все эти
определения, является признание значимости компетенции в комплексе успешной
реализации профессиональной деятельности.
Другим значимым аспектом является выделение двух
уровней новообразований, компетенции и компетентности. На наш взгляд,
компетентность как психологическое новообразование является интегральной
характеристикой личности.
В содержании компетентности включается не только
знания, умения и навыки, но и опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности, которые являются необходимым для личности и социально значимой
деятельности.
Компетенции – это заранее задаваемые нормы, являющиеся
ожидаемым результатом обучения по каждому конкретному предмету, тем самым в
понятии «компетенция» включается такое важное качество, как личная
ответственность, и опыт самостоятельной деятельности.
«Компетенция» является системным понятием,
объединяющим свойства всех уровней опыта.
Вопрос о качестве подготовки специалистов сегодня, к
сожалению, свелся к вопросу о переходе
от «знаниевого» или «квалификационного» подхода к «компетентностному». При этом
цель профессионального образования и обучения, основанного на компетенциях,
постулирующих как установление соответствия между содержанием обучения и
характером трудовой деятельности, между знаниями, умениями, опытом, получаемым
в результате освоения образовательных программ, и «реальными» задачами и
проблемами.
В частности, возникают вопросы, нуждающиеся в
разъяснении и осмыслении. Что имеется в виду – действительные компетенции,
которыми владеют различные социально-демографические группы и слои российского
общества.
Компетенции, приобретенные обучающимися в вузах?
Компетенции, которыми должен владеть образованный человек, не только получивший
высшее образование, но и обладающий опытом профессиональной деятельности?
Ведь, по существу, речь должна идти не только о тех
задачах, которые возникают в будущем, но и тех, которые станет в данный момент.
Итак, для студента – это, прежде всего решение академических задач и задач
личностного развития, обеспечиваемое системой занятий, зачетов, экзаменов,
промежуточных и итоговых аттестаций. Что же касается «опережающих свойств»
всего образования, то они обеспечивают как раз его фундаментальностью.
Компетентностей подход можно трактовать в
качестве модельной конструкции
представлению результатов образования. Таких конструкций может быть достаточно
много, все они с той или иной степенью адекватности отражают разнообразие
способов формирования пакета компетенции в зависимости от акцента на
академические ценности либо приоритеты будущей профессиональной деятельности.
Возможны и смешанные модели, которые в определенном
соотношении включают в себя элементы
«академической» и «профессиональной» составляющих компетентностного подхода.
При этом трактовка компетенций может быть самой разнообразной - от совпадающей как интегральной
характеристикой триады «знания-умения-навыки»
до социально-профессиональной характеристики человека, отражающейся в
его повседневной профессиональной деятельности.
Нам ближе зрения А.В. Хуторского, выделяющего три
уровня образовательных компетенций в соотнесении с содержанием образования
специалистов по физической культуре:
- ключевые – относятся к общему (метапредметному)
содержанию оборудования;
- общепредметные – относятся к определенному труду
учебных предметов и образовательных в областях;
- предметные – частные по отношению к двум уровням
компетенции, имеющие конкретные описания возможность формирования в рамках
учебных предметов.
Преобразования, проходящие в России, обусловлены поиск
и формирование новых подходов к преподаванию физичкой культуры в вузе.
Концептуальными направлениями которого являются интересы государства, нужны и
запросы общества в физическом совершенствовании граждан, подготовка
квалифицированных специалистов.
Физическая культура в вузе способствует развитию
уровня организационных способностей студентов, выработке психологической
готовности к профессиональной деятельности. Реорганизация этих задач
осуществляется в соответствии с учебной программной по физической культуре,
определенной требованиям ФГОС высшего профессионального образования.
Практика показала, что в наш вуз поступает молодежь, в
физическом отношении подготовленная удовлетворительно. В процессе обучения и
воспитания на ее физическое совершенствование положительно воздействуют четко
спланированный учебный процесс, средства,
формы и методы физической культуры, систематический контроль, проверка и
оценка, а также физкультурно-спортивные праздники, тренировки, соревнования по
различным видам спорта. Эффективность обучения и воспитания студентов
достигается благодаря высокому профессионализму преподавателей физкультуры,
умелому проведению или всех видов занятий
соревнований.
У нас в вузе по занятиям физической культуры
совершенствуются ранее приобретенные умения и навыки физического развития
юношей и девушек.
Содержание и формы этого процесса в разные периллы
обучения меняются и зависят от динамики условий жизни и деятельности,
возрастных умений каждого отдельного студента, других специфических
особенностей. Поэтому задачами преподавателя физической культуры являются
формирование у обучаемых мотивации грамотного отношения к закреплению здоровья,
воспитанию морально-волевых качеств, выработке навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной
деятельности.
В своей практике используем комплекс разнообразных
средств, обеспечивающий всесторонне гармоническое развитие человека и
удовлетворяющее потребность человека в его двигательной активности.
К числу таких средств относятся системно применяющиеся
физические упражнения естественные силы природы, гигиенические факторы.
На занятиях физической культуры, исходя из опыта
работы в процессе физического воспитания, используем методы: специфические и
общепедагогические.
1 Специфические методы.
а) методы строго регламентированного упражнения;
б) игровой метод (упражнения в игровой форме);
в) соревновательный метод.
С помощью этих методов делаются конкретные задачи,
связанные с обучением технике двигательного действия и воспитанием физических
качеств.
2. Общепедагогические методы включают в себя:
а) словесные методы;
б) методы наглядного воздействия.
Основной целью программы формирования данной
компетенции у студентов вуза освоении ООП ВПО является подготовка выпускника к
профессиональной деятельности,
направленной укрепление здоровья для обеспечения полноценной социальной
и профессиональной деятельности.
Критерии оценки и контроля результатов учебной
деятельности студентов в образовательной системе вуза в качестве «компетенции»
выступают ее результативность, подготовленность преподавателей физической
культуры к работе по обеспечению здоровья студентов, удовлетворительность
участников педагогического процесса деятельности по формированию здоровья
юношей и девушек.
Человечество вступило в новый этап цивилизациионного
развития, в котором информационные технологии становятся составляющей
жизнедеятельности человека, происходят инновационные изменения во всех сферах
человеческой жизни, наблюдается ускорение эволюционных процессов и усиления внимания
к повышению качества жизни в структуре поколений.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Варчуков, И.С. Физическая культура: учеб. пособие для вузов / И.С. Варчуков.
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 255 с.
2.
Теория физической культуры. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - 320 с.
|