Вторник, 14.05.2024, 05:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

Формирование у студентов вуза компетенции, направленной на овладение методами правильного использования физического воспитания

УДК 372.879.6

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗА КОМПЕТЕНЦИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОВЛАДЕНИЕ МЕТОДАМИ ПРАВИЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

 

И.В. Иванцова, ст. преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

Современные требования, применяемые к профессиональной подготовке выпускников вузов предлагают достижения интегрированного конечного результата образования, в качестве которого рассматривается сформированность у выпускника ключевых компетенций как единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению больших групп задач от личностных до социальных и профессиональных: и специальных профессиональных компетенций, определяющих владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, готовность к инновациям в профессиональной области сами же знания, умения и навыки по К.К. Платонову суть «индивидуальная культура», «подготовленность» или «опыт».

Важным концептуальным моментом, объединяющим все эти определения, является признание значимости компетенции в комплексе успешной реализации профессиональной деятельности.

Другим значимым аспектом является выделение двух уровней новообразований, компетенции и компетентности. На наш взгляд, компетентность как психологическое новообразование является интегральной характеристикой личности.

В содержании компетентности включается не только знания, умения и навыки, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, которые являются необходимым для личности и социально значимой деятельности.

Компетенции – это заранее задаваемые нормы, являющиеся ожидаемым результатом обучения по каждому конкретному предмету, тем самым в понятии «компетенция» включается такое важное качество, как личная ответственность, и опыт самостоятельной деятельности.

«Компетенция» является системным понятием, объединяющим свойства всех уровней опыта.

Вопрос о качестве подготовки специалистов сегодня, к сожалению,  свелся к вопросу о переходе от «знаниевого» или «квалификационного» подхода к «компетентностному». При этом цель профессионального образования и обучения, основанного на компетенциях, постулирующих как установление соответствия между содержанием обучения и характером трудовой деятельности, между знаниями, умениями, опытом, получаемым в результате освоения образовательных программ, и «реальными» задачами и проблемами.

В частности, возникают вопросы, нуждающиеся в разъяснении и осмыслении. Что имеется в виду – действительные компетенции, которыми владеют различные социально-демографические группы и слои российского общества.

Компетенции, приобретенные обучающимися в вузах? Компетенции, которыми должен владеть образованный человек, не только получивший высшее образование, но и обладающий опытом профессиональной деятельности?

Ведь, по существу, речь должна идти не только о тех задачах, которые возникают в будущем, но и тех, которые станет в данный момент. Итак, для студента – это, прежде всего решение академических задач и задач личностного развития, обеспечиваемое системой занятий, зачетов, экзаменов, промежуточных и итоговых аттестаций. Что же касается «опережающих свойств» всего образования, то они обеспечивают как раз его фундаментальностью.

Компетентностей подход можно трактовать в качестве  модельной конструкции представлению результатов образования. Таких конструкций может быть достаточно много, все они с той или иной степенью адекватности отражают разнообразие способов формирования пакета компетенции в зависимости от акцента на академические ценности либо приоритеты будущей профессиональной деятельности.

Возможны и смешанные модели, которые в определенном соотношении включают  в себя элементы «академической» и «профессиональной» составляющих компетентностного подхода. При этом трактовка компетенций может быть самой разнообразной  - от совпадающей как интегральной характеристикой триады «знания-умения-навыки»  до социально-профессиональной характеристики человека, отражающейся в его повседневной профессиональной деятельности.

Нам ближе зрения А.В. Хуторского, выделяющего три уровня образовательных компетенций в соотнесении с содержанием образования специалистов по физической культуре:

- ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию оборудования;

- общепредметные – относятся к определенному труду учебных предметов и образовательных в областях;

- предметные – частные по отношению к двум уровням компетенции, имеющие конкретные описания возможность формирования в рамках учебных предметов.

Преобразования, проходящие в России, обусловлены поиск и формирование новых подходов к преподаванию физичкой культуры в вузе. Концептуальными направлениями которого являются интересы государства, нужны и запросы общества в физическом совершенствовании граждан, подготовка квалифицированных специалистов.

Физическая культура в вузе способствует развитию уровня организационных способностей студентов, выработке психологической готовности к профессиональной деятельности. Реорганизация этих задач осуществляется в соответствии с учебной программной по физической культуре, определенной требованиям ФГОС высшего профессионального образования.

Практика показала, что в наш вуз поступает молодежь, в физическом отношении подготовленная удовлетворительно. В процессе обучения и воспитания на ее физическое совершенствование положительно воздействуют четко спланированный учебный процесс, средства,  формы и методы физической культуры, систематический контроль, проверка и оценка, а также физкультурно-спортивные праздники, тренировки, соревнования по различным видам спорта. Эффективность обучения и воспитания студентов достигается благодаря высокому профессионализму преподавателей физкультуры, умелому проведению или всех видов занятий  соревнований.

У нас в вузе по занятиям физической культуры совершенствуются ранее приобретенные умения и навыки физического развития юношей и девушек.

Содержание и формы этого процесса в разные периллы обучения меняются и зависят от динамики условий жизни и деятельности, возрастных умений каждого отдельного студента, других специфических особенностей. Поэтому задачами преподавателя физической культуры являются формирование у обучаемых мотивации грамотного отношения к закреплению здоровья, воспитанию морально-волевых качеств, выработке навыков самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

В своей практике используем комплекс разнообразных средств, обеспечивающий всесторонне гармоническое развитие человека и удовлетворяющее потребность человека в его двигательной активности.

К числу таких средств относятся системно применяющиеся физические упражнения естественные силы природы, гигиенические факторы.

На занятиях физической культуры, исходя из опыта работы в процессе физического воспитания, используем методы: специфические и общепедагогические.

1 Специфические методы.

а) методы строго регламентированного упражнения;

б) игровой метод (упражнения в игровой форме);

в) соревновательный метод.

С помощью этих методов делаются конкретные задачи, связанные с обучением технике двигательного действия и воспитанием физических качеств.

2. Общепедагогические методы включают в себя:

а) словесные методы;

б) методы наглядного воздействия.

Основной целью программы формирования данной компетенции у студентов вуза освоении ООП ВПО является подготовка выпускника к профессиональной деятельности,  направленной укрепление здоровья для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Критерии оценки и контроля результатов учебной деятельности студентов в образовательной системе вуза в качестве «компетенции» выступают ее результативность, подготовленность преподавателей физической культуры к работе по обеспечению здоровья студентов, удовлетворительность участников педагогического процесса деятельности по формированию здоровья юношей и девушек.

Человечество вступило в новый этап цивилизациионного развития, в котором информационные технологии становятся составляющей жизнедеятельности человека, происходят инновационные изменения во всех сферах человеческой жизни, наблюдается ускорение эволюционных процессов и усиления внимания к повышению качества жизни в структуре поколений.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Варчуков, И.С. Физическая культура: учеб. пособие для вузов / И.С. Варчуков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 255 с.

2. Теория физической культуры. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - 320 с.

 

 

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 3835 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика