Вторник, 14.05.2024, 20:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения

Формирование правовой компетентности будущих специалистов

УДК 372.834

 

Формирование правовой компетентности

будущих специалистов

 

Л.М. Гончарова, преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны

 

В новых социально-экономических и нормативно-правовых условиях становления российской государственности существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой подготовки всех членов общества, что в свою очередь, порождает новые учебно-воспитательные проблемы.

Задачей как высшего, так и среднего профессионального образования является развитие самостоятельности специалиста, чувства ответственности, социальной и профессиональной мобильности, способности адаптироваться в изменяющемся мире. В связи с этим крайне важно, чтобы в подходах к обучению учитывались такие аспекты, как культурное наследие, ценности и предшествующий опыт. Особенно актуально в процессе учебной деятельности использование элементов компетентностного подхода, в частности, элементов, связанных с организацией самостоятельной познавательной работы студентов, с акцентом на поисковые методы обучения, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностно-ориентированных технологий.

Современное общество выдвигает принципиально новую совокупность ценностей, в основе которой лежит общая компетентность, а в качестве одной из ее составляющих – правовая компетентность специалиста.

Правовая компетентность может быть определена как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Правовая компетентность человека предполагает:

- знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;

- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;

- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.

Таким образом, в структуре правовой компетентности четко выделяются три компонента – когнитивный, деятельностный и мотивационный. Они и определяют конкретные условия ее формирования. Поскольку основополагающим элементом правовой компетентности является способность решать проблемы, формирование правовых компетенций может быть спроектировано через аудиторные и внеаудиторные занятия.

В нашем филиале в системе СПО формирование правовой компетентности специалистов реализуется через дисциплины: «Право», «Основы права», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Дисциплины «Право» и «Основы права» преследуют триединую задачу:

1. формирование высокой гражданственности человека, его общей правовой культуры и социальной активности;

2. получение учащейся молодежью специальных правовых знаний в процессе подготовки к избранной трудовой деятельности;

3. профилактика правонарушений.

Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» дифференцируется применительно к каждому виду среднего образования с учетом профессиональной направленности. Ведущей задачей этого этапа образования является вооружение учащихся правовыми знаниями и навыками, необходимыми для последующей трудовой деятельности. Решение этой задачи связано с выработкой достаточных умений практического использования законодательства как в производственной, служебной деятельности, так и в других случаях. Достигается это преимущественно логико-понятийными средствами воздействия на правосознание учащихся, во-первых, путем усвоения более конкретных, практически значимых предписаний юридических норм отраслей и институтов права, регулирующих типичные, нормальные, наиболее распространенные отношения, участниками которых становятся, так или иначе, все граждане; во-вторых, путем усвоения правовых норм, регламентирующих соответствующую профессиональную деятельность.

Формирование правовой компетентности специалистов высшей школы базируется на изучении дисциплин «Право»,  «Правоведение» на всех направлениях и специальностях и дисциплин «Хозяйственное право», «Трудовое право» для направления «Экономика», «Основы налогового законодательства» для направления «Технология машиностроения». Высшая школа требует от правового образования формирования широкого кругозора и развитой правовой культуры специалиста, способного творчески решать сложные хозяйственные и социальные вопросы, быть грамотным в правовом отношении организатором производства и научно-технического прогресса, руководителем трудового коллектива. Правовые знания такого специалиста соответственно должны базироваться на солидной теоретической основе и понимании исторических закономерностей социального развития, позволять ему верно ориентироваться как в общей политике правового государства, так и в отдельных, конкретных правовых ситуациях. Эти задачи решаются в процессе теоретического изучения важнейших правовых аспектов государственной и общественной жизни, их оценок с позиции реализации норм права в существующем правопорядке, собственного деятельного участия в утверждении законности в этом правопорядке. Необходимым требованием к вузовскому уровню правовой подготовки специалиста является достаточно полное усвоение им совокупности правовых норм, регламентирующих соответствующую профессиональную деятельность (включая ее управленческие аспекты), выработка известных навыков практического использования таких норм.

Важной, наиболее действенной составляющей процесса формирования правовой компетентности является участие студентов в соответствующих внеаудиторных занятиях, самообразование и иные формы социально-правовой активности.

На базе кафедры с 2007 года работает студенческий клуб «Я и право». В его деятельности в качестве приоритетных были названы следующие цели: передача студентам дополнительной суммы правовых знаний; формирования правовых идей, чувств, убеждений; углубление уровня правовой культуры личности, ее правовой образованности, заключающей в себе правосознание, умения и навыки по использованию права, подчинение личного поведения требованиям юридических норм, умение пользоваться современными технологиями обмена правовой информации.

В рамках студенческого клуба за годы его существования было проведено достаточно много мероприятий правового характера: открытые заседания, посвященные важнейшим политическим событиям: выборам в Государственную Думу, выборам президента РФ, 15- летию Конституции РФ; конкурсы рефератов по различной правовой проблематике, приуроченные ко Дню народного единства, ко Дню Конституции и т.д.; конкурсы плакатов и газет, посвященные различным политическим событиям; внеурочные мероприятия, характеризующие избирательный процесс в РФ.

Целью этих мероприятий было повышение уровня правовой информированности студентов по избирательному процессу в РФ, а также формирование активной гражданской позиции современной молодежи. В рамках клуба проводятся также организационно - образовательные мероприятия: встречи и беседы с сотрудниками правоохранительных органов, со специалистами государственного и муниципального управления.

Члены студенческого клуба принимают участие в студенческой научно-практической конференции, проходящей   на базе Ливенского филиала. Темы докладов посвящаются основным проблемам современного законодательства в области государственно-правового строительства.

При рассмотрении возможностей повышения качественного уровня правовой подготовки специалистов необходимо учитывать возросшие требования к формированию навыков саморазвития и поэтапного перевода студентов с репродуктивного уровня усвоения знаний на уровень формирования компетенций. Формирование правовой компетентности специалиста происходит в течение всего периода его социализации. Невозможно жить в обществе и игнорировать его законы, быть выключенным из общественных и гражданско-правовых отношений. Это обусловливает неизбежность приобретения профессионально-правовых компетенций. Этот процесс сложный и длительный, но от его качества зависит состояние всего общества, будущее правового государства. Говоря о правовой компетентности, необходимо уточнить, что она формируется в процессе социализации личности, под влиянием внешней среды, профессиональной среды и личностных качеств специалиста. Она интегративна, так как практически нет учебной дисциплины, которая не формировала бы ее.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Юрасюк, Н.В. Формирование правовой компетентности менеджера на примере преподавания дисциплины «Правовое обеспечение деятельности менеджера организации» /  Н.В. Юрасюк // Специалист. – 2010. - №10. – С.10.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. 2008 - №2. - С. 58-64.

3. Правовое образование в общеобразовательных учреждениях: проблемы реализации концепции модернизации образования: Материалы Всероссийской научно-правовой конференции. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2007.- 160 с.

Категория: 1.Проблемы реализации ФГОС третьего поколения | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 3950 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика