УДК 371
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ С
ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Сидоренко Т.М. ст. преподаватель,
Ливенский филиал
Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,
Реформирование
сферы образования, в том числе высшего экономического образования, обусловлено
существенной трансформацией социально-экономической сферы и инновационными
процессами, происходящими в европейском и мировом образовательном пространстве.
Современное общество ставит перед вузами задачу подготовки специалистов,
способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях экономической
действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие срочного решения.
Процесс обучения должен обеспечивать каждому будущему специалисту не только
фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных
умений и навыков. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки
экономистов нового поколения, от компетентности которых во многом зависит
развитие экономической ситуации в нашей стране.
Решение
указанных задач требует совершенствования подготовки специалистов
экономического профиля на основе компетентностного подхода и широкого внедрения
современных педагогических технологий [1].
Задачами компетентностного подхода в области профессиональной подготовки
являются: улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение
конкурентоспособности специалистов, обновление программного содержания,
методологий и соответствующей среды обучения.
Компетенции, как результат образования, выступают главными целевыми
установками в реализации ФГОС ВПО, интегрирующим началом модели выпускника.
Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию,
связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой
стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного
процесса [4].
Особое значение для профессионального становления
специалиста имеет формирование блока профессиональных компетенций. Формирование
этого блока выступает в качестве приоритетной миссии в становлении многоуровневого
образования [3].
Профессиональные знания – это результат
познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и
отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и
правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности.
Совокупность, качество профессиональных знаний студента должны отвечать его
будущей специальности, функциональным обязанностям.
Успех профессиональной деятельности
зависит от навыков. Навык – это совершенное владение действием,
автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем
успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками,
имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей
деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными
показателями.
Студенту нужны навыки, связанные с
решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности. Навыки
студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности
операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы.
Навыки коллективной деятельности – результат освоения норм, правил и условий
успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Они
способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего
эмоционального и делового тона общения.
В отличие от навыка умение предполагает
четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами
выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по
применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке,
систематического сочетания теоретической и практической подготовки студентов.
Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую
важнейшие стороны профессиональной деятельности [2].
Согласно
компетентностного подхода уровень профессиональной подготовки выпускников вузов
определяется степенью овладения ими современными знаниями по экономике,
умениями критически мыслить и повышать эффективность производственного процесса
в условиях ресурсных ограничений [1]. К основным критериям и показателям
сформированности профессиональной компетентности экономиста можно отнести:
- концептуальный
критерий – специальные знания будущих экономистов (знания по экономике, учету и
аудиту, анализу хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, контроля и
ревизии, информационных систем);
-
инструментальный критерий – способность овладеть основными профессиональными
умениями и навыками (умение проводить экономические расчеты, вести финансовый
учет на предприятии, анализировать хозяйственную и финансовую деятельности,
проводить ревизию деятельности предприятия, умение использовать информационные
технологии в работе экономиста);
-
личностно-профессиональный критерий – наличие профессионально важных качеств
экономиста (ответственность, объективность, профессионализм, внимательность,
осторожность) [1].
Для формирования
профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на
познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы,
психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация
учебной деятельности студентов. Они могут быть усвоены только в результате
определенной деятельности учащихся, т.е. в результате выполнения определенной
системы действий [2].
Для эффективного
формирования профессиональной компетентности специалиста нужно, прежде всего,
создать условия для раскрытия его активной позиции [1], что
обеспечивается в ходе прохождения экономической практики.
Экономическая практика после 3 курса обучения нацелена
на приобретение студентами практических навыков в сфере организации
производства, управления трудовыми ресурсами, организационного поведения,
внутрифирменных коммуникаций и делового общения, а также блока
статистико-учетных дисциплин и охраны труда. На основании теоретических знаний,
полученных студентами в процессе обучения, происходит формирование
профессионального мастерства в плане обретения организаторских способностей. Экономическая
практика должна создавать условия для получения каждым студентом навыков работы
по направлению «Экономика», формирования умений принимать самостоятельные
решения на конкретных участках работы, коммуницировать в деловой среде в
реальных производственных условиях. По сути, экономическая практика – это
зеркальное отражение будущей работы, реальное, живое дело в полноценном
коллективе.
Развитие профессиональных компетенций в ходе
прохождения экономической практики можно проследить на рисунке 1. Однако
следует сразу оговориться: это не полный перечень возможных взаимосвязей. При
этом наличие большого количества связей свидетельствует о важности
экономической практики в образовательном процессе.
Роль руководителя практики от университета заключается
не только в выдаче задания на практику, принятии защиты отчета, но и в консультировании
студентов по теоретическим вопросам, работе с литературой, оценивании работы
практиканта. Важным при организации практики становится обеспечение высокого
качества прохождения практики студентами и строгого соответствия ее учебному
плану и программам, составление календарного плана прохождения практики каждому
студенту и согласование его с руководителем практики на предприятии, контроль
выполнения практикантами правил внутреннего распорядка, обеспечение выполнения
мероприятий практики. Одним из направлений совершенствования организации
экономической практики должно стать усиление текущего контроля прохождения
практики в соответствии с календарным графиком, что будет способствовать
своевременному и более эффективному развитию профессиональных компетенций, так
как во время практики студент выполняет под руководством работника предприятия задания,
которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего.