Среда, 15.05.2024, 17:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата

Совершенствование организации экономической практики с целью развития профессиональных компетенций

УДК 371

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Сидоренко Т.М. ст. преподаватель,

Ливенский филиал Госуниверситета-УНПК, г.Ливны,


 

Реформирование сферы образования, в том числе высшего экономического образования, обусловлено существенной трансформацией социально-экономической сферы и инновационными процессами, происходящими в европейском и мировом образовательном пространстве. Современное общество ставит перед вузами задачу подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях экономической действительности и гибко реагировать на проблемы, требующие срочного решения. Процесс обучения должен обеспечивать каждому будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. В этой связи особое значение приобретает проблема подготовки экономистов нового поколения, от компетентности которых во многом зависит развитие экономической ситуации в нашей стране.

Решение указанных задач требует совершенствования подготовки специалистов экономического профиля на основе компетентностного подхода и широкого внедрения современных педагогических технологий [1].

Задачами компетентностного подхода в области профессиональной подготовки являются: улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление программного содержания, методологий и соответствующей среды обучения.

Компетенции, как результат образования, выступают главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО, интегрирующим началом модели выпускника. Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса [4].

Особое значение для профессионального становления специалиста имеет формирование блока профессиональных компетенций. Формирование этого блока выступает в качестве приоритетной миссии в становлении многоуровневого образования [3].

Профессиональные знания – это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний студента должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям.

Успех профессиональной деятельности зависит от навыков. Навык – это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.

Студенту нужны навыки, связанные с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности. Навыки студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы. Навыки коллективной деятельности – результат освоения норм, правил и условий успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Они способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего эмоционального и делового тона общения.

В отличие от навыка умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки студентов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности [2].

Согласно компетентностного подхода уровень профессиональной подготовки выпускников вузов определяется степенью овладения ими современными знаниями по экономике, умениями критически мыслить и повышать эффективность производственного процесса в условиях ресурсных ограничений [1]. К основным критериям и показателям сформированности профессиональной компетентности экономиста можно отнести:

- концептуальный критерий – специальные знания будущих экономистов (знания по экономике, учету и аудиту, анализу хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, контроля и ревизии, информационных систем);

- инструментальный критерий – способность овладеть основными профессиональными умениями и навыками (умение проводить экономические расчеты, вести финансовый учет на предприятии, анализировать хозяйственную и финансовую деятельности, проводить ревизию деятельности предприятия, умение использовать информационные технологии в работе экономиста);

- личностно-профессиональный критерий – наличие профессионально важных качеств экономиста (ответственность, объективность, профессионализм, внимательность, осторожность) [1].

Для формирования профессиональных знаний, навыков, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т.е. в результате выполнения определенной системы действий [2].

Для эффективного формирования профессиональной компетентности специалиста нужно, прежде всего, создать условия для раскрытия его активной позиции [1], что обеспечивается в ходе прохождения экономической практики.

Экономическая практика после 3 курса обучения нацелена на приобретение студентами практических навыков в сфере организации производства, управления трудовыми ресурсами, организационного поведения, внутрифирменных коммуникаций и делового общения, а также блока статистико-учетных дисциплин и охраны труда. На основании теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, происходит формирование профессионального мастерства в плане обретения организаторских способностей. Экономическая практика должна создавать условия для получения каждым студентом навыков работы по направлению «Экономика», формирования умений принимать самостоятельные решения на конкретных участках работы, коммуницировать в деловой среде в реальных производственных условиях. По сути, экономическая практика – это зеркальное отражение будущей работы, реальное, живое дело в полноценном коллективе.

Развитие профессиональных компетенций в ходе прохождения экономической практики можно проследить на рисунке 1. Однако следует сразу оговориться: это не полный перечень возможных взаимосвязей. При этом наличие большого количества связей свидетельствует о важности экономической практики в образовательном процессе.

Роль руководителя практики от университета заключается не только в выдаче задания на практику, принятии защиты отчета, но и в консультировании студентов по теоретическим вопросам, работе с литературой, оценивании работы практиканта. Важным при организации практики становится обеспечение высокого качества прохождения практики студентами и строгого соответствия ее учебному плану и программам, составление календарного плана прохождения практики каждому студенту и согласование его с руководителем практики на предприятии, контроль выполнения практикантами правил внутреннего распорядка, обеспечение выполнения мероприятий практики. Одним из направлений совершенствования организации экономической практики должно стать усиление текущего контроля прохождения практики в соответствии с календарным графиком, что будет способствовать своевременному и более эффективному развитию профессиональных компетенций, так как во время практики студент выполняет под руководством работника предприятия задания, которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего.


Подпись: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКОНОМИСТАПодпись: Расчётно-экономическая деятельностьПодпись: Аналитическая, научно-исследовательская 
деятельность
Подпись: ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 – Формирование профессиональных компетенций при прохождении экономической практики

 


Организация экономической практики студентов на предприятии является одной из наиболее распространенной области социального партнерства между работодателем и учебным заведением. На современном этапе именно от взаимодействия социальных партнёров зависит решениё основной задачи образования – кардинального повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

В связи с этим необходимо расширять сферу социального партнёрства как взаимодействия университета и предприятия при организации практики. При этом базами практики могут быть не только промышленные предприятия, но и торгово-промышленные и финансовые компании, банки, компании, работающие в области предоставления различного рода услуг, международные компании и организации, имеющие в своем составе службы или подразделения, выполняющие экономические функции.

Литература

1. Бабаян, Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов средствами имитационно-ролевого моделирования. – URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/2009/09booirm.htm. Дата обращения: 30.10.2011.

2. Довженко, А.И. Формирование у студентов профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО. – URL: http://www.knacits.ru/konferencia2011/Dovjenko.html. Дата обращения: 01.11.2011.

3. Митяева, А.М. Направленность содержания многоуровневого высшего образования на развитие учебноисследовательской компетентности бакалавров и магистров // Управление общественными и экономическими системами. – 2007. – № 1 – Орел, ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».

4. Фейлинг, Т.Б. Формирование профессиональных компетенций студентов вузов в процессе дополнительного образования. – URL: http://www.obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-3_p070-074.pdf. Дата обращения: 27.10.2011.

Категория: 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 1657 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика