Суббота, 04.05.2024, 08:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата

Реализация компетентностного подхода при подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании

УДК 37.018.4

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Демина Е.Н., к.т.н., Ветрова О.Н., преподаватель

ТИ Госуниверситет - УНПК, факультет СПО, г. Орел

 

В настоящее время происходят серьезные изменения в системе среднего профессионального образования страны для обеспечения повышения качества образования выпускников и, приведения полученных ими компетенций в соответствие с реальными запросами работодателей будь то бизнес, сфера торговли и услуг или сектор государственного управления. Внедрение  компетентностного подхода в современном образова­нии позволяет сформировать новую модель будущего специалиста, востребованного на рынке труда и полностью отвечающего условиям социально-экономического развития страны [1].

 


 

Рисунок 1 – Реализация компетентностного подхода

 

Компетентностный подход позволяет решить важную задачу: актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования [2].  Студент с самого начала обучения должен быть настроен на результат обучения -  получение  определенных компетенций в результате  освоения профессиональных модулей в рамках учебной образовательной программы своей специальности.

Оптимальной технологией реализации компетентностно ориентированного образования является модульная технология, позволяющая гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать из них наиболее подходящие для определенной аудитории обучающихся.

В компетентностной модели специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Таким образом, результат образования будет представлять собой совокупность привычных результатов по становлению и развитию ключевых компетенций, которые являются дополнением к привычным целям образования.

Например, реализация компетентностного похода при разработке образовательных программ для специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» предполагает тесную связь между освоенными компетенциями  и требованиями будущих работодателей (хлебокомбинаты, кондитерские и макаронные предприятия). Практикоориетированная направленность обучения включает  инструментальные компетенции – способность к анализу и синтезу практических ситуаций, решение ответственных задач  на практике, базовые знания в различных областях, письменная и устная коммуникация, межличностные компетенции – способность к критике и самокритике, умение работать в команде, навыки межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других областей, а также системные компетенции – способность применить знания на практике, адаптироваться к новым идеям (креативность), инициативность и предпринимательский дух, забота о качестве и стремление к успеху.

Знакомство будущих специалистов с условиями производства начинается с прохождения ими учебной практики, которая входит в состав профессиональных модулей «Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке», «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям». Каждый из этих профессиональных модулей содержит планируемые результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения.

По итогам освоения профессионального модуля и прохождения учебной или производственной практики на предприятии обучающийся должен овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками. Кроме того, в результате освоения профессиональных модулей, студенты могут получить одну-две рабочие профессии. Обучающийся, в условиях реального производства может сформировать адекватную оценку своих возможностей и осознать свою профессиональную пригодность.

Однако на этом этапе освоения компетенций  у студентов может возникнуть ряд трудностей, связанных с нехваткой знаний  для выполнения предложенных работ, трудной социальной адаптацией  (в среде опытных  специалистов), а также опасения некачественно выполнить свою работу. В данной ситуации перед преподавателем, ведущим профессиональный модуль, стоит задача не только подготовить студента теоретически и практически по предложенным компетенциям, но и развить социально-ориентированную личность каждого обучающегося для полноценной реализации его потенциала. 

В компетентностном подходе также большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает выполнение домашних заданий с использованием рекомендованных источников по теме аудиторных занятий, а  также подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной литературы. Таким образом, рост профессиональной компетенции студента колледжа предполагает не только выполнение указаний преподавателя или мастера производственного обучения, но и самостоятельный поиск наиболее эффективных способов обучения [1].  

Кроме того компетентностный подход предполагает изменение других компонентов образовательного процесса: содержание, педагогические технологии, средства контроля и оценки. Важную роль  играют активные методы обучения: общение, решение ситуационных задач, дискуссии, диспуты, выполнение проектов.

Внедрение практикоориентированных форм обучения  позволяет привлечь интерес студентов к актуальным вопросам в дальнейшей профессиональной деятельности  и  развить творческое мышление. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции.

Мы считаем, что эффективнее проводить итоговую аттестацию по профессиональному модулю в условиях производства после прохождения обучающимся учебной или производственной практики. Это позволит оценить знания и умения студентов, решающих конкретные технологические задачи в условиях реального производства. В качестве эксперта может выступать мастер производственного цеха или технолог предприятия, которые смогут оценить профессиональные навыки будущего специалиста.

Таким образом, повысить качество обучения в среднем профессиональном образовании позволяет реализация компетентностного подхода в условиях тесной взаимосвязи будущих работодателей, научно-методического содержания подготовки кадров и высокой мотивации студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.И.Ю.Бурчакова. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентносного подхода.// Среднее профессиональное образование. 2012.№1. – с.48-54.

2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. / Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. - М.: 2006. – 276 с.

3. Кондратьева Э.В. Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании Российской Федерации. ФГОУ СПО Армавирский машиностроительный техникум. Электронный ресурс: http://www.informio.ru/main.php?id=20&pid=63

Категория: 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 7045 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика