УДК
37.018.4
РЕАЛИЗАЦИЯ
КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Демина Е.Н., к.т.н., Ветрова О.Н., преподаватель
ТИ Госуниверситет - УНПК, факультет СПО, г. Орел
В
настоящее время происходят серьезные изменения в системе среднего профессионального
образования страны для обеспечения повышения качества образования выпускников и,
приведения
полученных ими компетенций в соответствие с реальными запросами работодателей
будь то бизнес, сфера торговли и услуг или сектор государственного управления. Внедрение компетентностного подхода в современном
образовании позволяет сформировать новую модель будущего специалиста,
востребованного на рынке труда и полностью отвечающего условиям социально-экономического
развития страны [1].
Рисунок 1 – Реализация компетентностного подхода
Компетентностный подход
позволяет решить важную задачу: актуализировать у обучающихся спрос на
образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе
развивающегося профессионального образования [2]. Студент с самого начала обучения должен быть
настроен на результат обучения -
получение определенных
компетенций в результате освоения
профессиональных модулей в рамках учебной образовательной программы своей
специальности.
Оптимальной технологией реализации
компетентностно ориентированного образования является модульная технология, позволяющая
гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы
обучения, выбирать из них наиболее подходящие для определенной аудитории
обучающихся.
В компетентностной модели
специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с
выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными
требованиями к результату образовательного процесса. Таким образом, результат
образования будет представлять собой совокупность привычных результатов по
становлению и развитию ключевых компетенций, которые являются дополнением к
привычным целям образования.
Например, реализация
компетентностного похода при разработке образовательных программ для
специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»
предполагает тесную связь между освоенными компетенциями и требованиями будущих работодателей
(хлебокомбинаты, кондитерские и макаронные предприятия). Практикоориетированная
направленность обучения включает инструментальные
компетенции – способность к анализу и синтезу практических ситуаций, решение ответственных
задач на практике, базовые знания в
различных областях, письменная и устная коммуникация, межличностные компетенции
– способность к критике и самокритике, умение работать в команде, навыки
межличностных отношений, способность общаться со специалистами из других
областей, а также системные компетенции – способность применить знания на
практике, адаптироваться к новым идеям (креативность), инициативность и
предпринимательский дух, забота о качестве и стремление к успеху.
Знакомство будущих
специалистов с условиями производства начинается с прохождения ими учебной
практики, которая входит в состав профессиональных модулей «Приемка, хранение и
подготовка сырья к переработке», «Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям». Каждый из этих профессиональных модулей содержит планируемые
результаты обучения (деятельность обучающегося), содержание
обучения (критерии деятельности и оценки), формы и методы обучения.
По итогам освоения
профессионального модуля и прохождения учебной или производственной практики на
предприятии обучающийся должен овладеть теоретическими знаниями и практическими
навыками. Кроме того, в результате освоения профессиональных модулей, студенты
могут получить одну-две рабочие профессии. Обучающийся, в условиях реального
производства может сформировать адекватную оценку своих возможностей и осознать
свою профессиональную пригодность.
Однако на этом этапе
освоения компетенций у студентов может
возникнуть ряд трудностей, связанных с нехваткой знаний для выполнения предложенных работ, трудной
социальной адаптацией (в среде
опытных специалистов), а также опасения
некачественно выполнить свою работу. В данной ситуации перед преподавателем,
ведущим профессиональный модуль, стоит задача не только подготовить студента
теоретически и практически по предложенным компетенциям, но и развить
социально-ориентированную личность каждого обучающегося для полноценной
реализации его потенциала.
В компетентностном подходе
также большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая
включает выполнение домашних заданий с использованием рекомендованных
источников по теме аудиторных занятий, а
также подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной
литературы. Таким образом, рост профессиональной компетенции студента колледжа
предполагает не только выполнение указаний преподавателя или мастера
производственного обучения, но и самостоятельный поиск наиболее эффективных
способов обучения [1].
Кроме
того компетентностный подход предполагает изменение других компонентов образовательного
процесса: содержание, педагогические технологии, средства контроля и оценки. Важную
роль играют активные методы обучения:
общение, решение ситуационных задач, дискуссии, диспуты, выполнение проектов.
Внедрение практикоориентированных форм обучения позволяет привлечь интерес
студентов к актуальным вопросам в дальнейшей профессиональной деятельности и развить
творческое мышление. Суть
образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание
ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или
иной компетенции.
Мы считаем, что эффективнее
проводить итоговую аттестацию по профессиональному модулю в условиях
производства после прохождения обучающимся учебной или производственной
практики. Это позволит оценить знания и умения студентов, решающих конкретные
технологические задачи в условиях реального производства. В качестве эксперта
может выступать мастер производственного цеха или технолог предприятия, которые
смогут оценить профессиональные навыки будущего специалиста.
Таким образом, повысить
качество обучения в среднем профессиональном образовании позволяет реализация
компетентностного подхода в условиях тесной взаимосвязи будущих работодателей, научно-методического
содержания подготовки кадров и высокой мотивации студентов к высокому уровню
своей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1.И.Ю.Бурчакова. Обеспечение современного качества
профессионального образования студентов колледжа на основе компетентносного
подхода.// Среднее профессиональное образование. 2012.№1. – с.48-54.
2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в
среднем профессиональном образовании. / Под общ. ред. докт. педагогич. наук,
профессора А.А. Скамницкого. - М.: 2006. – 276 с.
3. Кондратьева Э.В. Модульно-компетентностный подход в
среднем профессиональном образовании Российской Федерации. ФГОУ СПО Армавирский
машиностроительный техникум. Электронный ресурс: http://www.informio.ru/main.php?id=20&pid=63 |