Среда, 15.05.2024, 04:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата

Основные проблемы внедрения достижения прикладной науки в образовательный процесс

УДК  372.862

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАУКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Ю.А. Бакурова, к.т.н., доц.,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,


 

На этапе обучения в бакалавриате студент имеет возможность получить качественное инженерное образование в более сжатые сроки, по сравнению со специалитетом. Закончив бакалавриат, выпускник получает общую фундаментальную и общетехническую подготовку, а также профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач. Сокращение срока обучения на этапе бакалавриата должно сопровождаться повышением качества подготовки за счет применения передовых образовательных технологий. Кроме того, предполагается, что отсутствие узкой специализации и ориентация на профессиональную подготовку выпускников, приближенную к реальным условиям работы дает более широкие возможности при трудоустройстве.

К настоящему времени область профессиональной деятельности бакалавра техники и технологии «вышла» за пределы собственно техники как совокупности механизмов, машин, устройств и т.п. Современные объекты машиностроения представляют собой сложную техническую, социальную и экономическую реальность. В связи с этим профессиональная деятельность  современных специалистов является многофункциональной и полисодержательной.

Основными методами подготовки конкурентоспособных выпускников являются следующие:

- стимулирование интеллектуального развития и обогащение мышления студентов через освоение методов научного познания;

- привитие навыков студенту – будущему специалисту, жить в условиях насыщенного и активного информационного пространства, создавая предпосылки для непрерывного самообразования;

- обеспечение условий для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

Реализация указанных методов возможна по средством:

1) получения знаний, базирующихся на достижениях современной фундаментальной и прикладной науки, дающих возможность продолжить образование на более высокой ступени;

2) привитие навыков самостоятельной работы студентов, как наиболее важной формы учебного процесса.

Компетентных специалистов могут сформировать только компетентные преподаватели. Именно они являются «главными конструкторами» новой образовательной среды. Личность преподавателя, его профессионально-педагогическая культура, нравственные качества играют решающую роль в процессе подготовки современных специалистов.

Умение преподавателя интегрировать в общую систему преподавания достижения современной науки дает возможность не только качественно повысить уровень подготовки студентов, но и увлечь их новыми направлениями в науке, сформировать или усовершенствовать деятельность по приобретению и закреплению научных знаний, сформировать научное мировоззрение и умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Характерной чертой современного, так называемого постиндустриального общества является превращение науки в технонауку. Полагается, что технонаука – это симбиоз науки и технологии, их соединение в некое единое целое. Этот симбиоз характеризуется все большей технологизацей фундаментальных (базисных) исследований и теоретизацией прикладных и технологических разработок. В связи с этим преподаватель технического вуза обязан не только прививать студентам профессиональные навыки, но и сам постоянно работать над поддержанием своих знаний в «актуальном состоянии». Для этого необходимо: 1) отслеживать публикации в периодической печати, в том числе в сети Интернет. Ознакомление с основными теоретическими выкладками фундаментальных и прикладных исследований в наиболее доступной форме для широкого круга заинтересованных лиц осуществляется посредством периодической печати. Преподавателю, стремящемуся подготовить наиболее квалифицированных специалистов, необходимо не только своевременно отслеживать указанный материал, но и «пропустив через себя» доносить его до студенческой аудитории. Кроме того, необходимо излагать материал с разных точек зрения, по возможности указывая на противоречия, иногда диаметрально-противоположные взгляды разных ученых, работающих в изучаемой области. Именно такой приём позволяет вызвать неподдельный интерес аудитории к рассматриваемой проблеме, сформировать свою точку зрения, ознакомиться более подробно с изучаемой проблематикой.  2) Активно участвовать в проведении научно-исследовательских работ прикладного характера, проводимых в рамках функционирования научных школ вуза. Этот фактор позволяет преподавателю самому быть «внутри» исследовательского процесса, быть интегрированным в схему «Академическая (чистая) наука → Прикладная наука Технология» на любом из ее этапов. 3) Регулярно принимать активное очное участие в различного рода конференциях, семинарах, симпозиумах международного уровня, возможно с привлечением иностранных специалистов. Эта составляющая дает возможность не только представить научному сообществу свои достижения в той или иной области научных исследований, но и обменяться опытом с коллегами других вузов, узнать о направлениях научных исследований других научных школ, получить объективную оценку своих достижений и т.д.  4) Принимать участие в выставках, соответствующих тематике проводимых исследований. Примером в нашем случае может быть ежегодно проводимая выставка «Машиностроение», где демонстрируются передовые достижения в области технологии машиностроения, станкостроения, режущего и мерительного инструмента, вспомогательного оборудования. Посещение подобных выставок дает возможность ознакомления с новейшими разработками и технологиями, находящимися на передовом крае мирового машиностроения. 5) Выполнять научно-исследовательские работы, представляющие интерес для промышленных предприятий, с привлечением студентов. Эта составляющая  позволяет  не только вызвать интерес со стороны предприятия к проводимым исследованиям, но и, вовлекая студентов, дать последним  возможность ощутить себя частью огромного  организма – промышленного предприятия, реально оценить свой уровень теоретической подготовленности, способность разрешения различных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью, многовариантности решения технологических задач и поиска оптимального решения, а также умение высказывать и мотивированно отстаивать свою точку зрения.

Но, к сожалению, решение последних четырех факторов практически не возможно из-за скудности финансирования вузов в целом и филиалов в частности. Это одна из основных проблем  качественной интеграции достижений науки и техники в образовательный процесс. Необходимым, но в то же время не достаточно полноценным является использование сведений о достижении науки и техники только из периодической печати. Для повышения качественного  уровня подготовки студентов необходимо участие каждого преподавателя во всех перечисленных выше направлениях поиска достижений науки и техники и их внедрение  в образовательный процесс.

Проблема скудности финансирования является наиболее острой, на мой взгляд,  для филиалов, финансируемых по остаточному принципу. Простой пример – за последние семь лет для нашей кафедры не было приобретено ни одной единицы оборудования для проведения даже студенческих НИР, не смотря на то, что ежегодно подаются заявки во все инстанции с перечнем требуемого оборудования… В данной ситуации остается уповать только на личный энтузиазм активной части преподавательского состава, который, не смотря ни на что и вопреки всему, реализует указанные направления хотя бы отчасти. Остается открытым вопрос: на какой период времени хватит этого энтузиазма?

 

 

Категория: 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 1315 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика