Суббота, 04.05.2024, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата

Организация научно-исследовательской работы студента

УДК 005.591.6:378

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

 

З.П. Лисовская, доц., к.т.н., Н.В. Углова, доц., к.т.н.

ФГБОУ ВПО «Госуниверситет –УНПК», г. Орел,

 

Тенденцией развития производства является его потребность в постоянных нововведениях; а основной задачей современного высшего образования становится подготовка специалистов, готовых и способных к инновационной  инженерной деятельности. Для подготовки специалистов к инновационной инженерной деятельности  профессиональное  образование  в традиционном понимании – как усвоение  определенной суммы знаний –является недостаточным.  Сегодня  на первый план в учебных  заведениях  выдвигаются задачи, требующие, помимо усвоения  необходимого ядра знаний,  целенаправленно развивать  творческое  инженерное мышление и формировать методологическую культуру  будущих специалистов, научить студентов самостоятельно приобретать знания, генерировать новые научные, технические  инициативные идеи. Формирование  творческого потенциала  становится главнейшей  целью  подготовки  дипломированных кадров как фундамента,  необходимого условия  эффективной инновационной деятельности. Сложность подготовки таких специалистов  связана с необходимостью соединения  развития творческих способностей с глубоким освоением системы  фундаментальных знаний  и изучением инженерного дела. Таким образом, можно утверждать, что инновационная  инженерная деятельность – это  наивысшее проявление инженерной мысли, основанное на прочном естественнонаучном,  математическом и моровоззренческом  фундаменте  знаний, высоком уровне творческого  потенциала и знании методологии творчества [1].

         Традиционно российская высшая школа  использовала научно-исследовательскую работу (НИРС)  для повышения уровня профессиональной подготовки  выпускников: студенческий творческий потенциал  сравнительно широко применялся  при решении  актуальных проблем науки и производства. Эта тенденция во многом обусловливала  возможность  не только развития  отечественных научных школ на основе преемственности поколений, но и выявляла наиболее  одаренных и подготовленных  студентов, демонстрирующих способности к научно-исследовательской деятельности.

         Что же касается современных  условий, то, как представляется, современное производство испытывает острую нехватку специалистов, ориентированных на практику. Сегодня возникает необходимость усиления внимания к процессу превращения  фундаментальных знаний (чем, кстати, во все времена  славилась российская наука) в наукоемкие  технологии,  к созданию условий для  появления  прикладных  научно-технических разработок, способных обеспечить создание и выпуск высокотехнологичной продукции. Но если это так, становится очевидным, что основная задача  современного вуза – воспитать  конкурентоспособного  специалиста, готового к непрерывному  саморазвитию и самообразованию.

         Как известно, компетентностный подход предполагает использование  деятельностных и личностно-ориентированных  технологий обучения, т.е. с неизбежностью будет актуализировать и проблемы  развития НИРС как системно-ориентированной  технологии  подготовки. Сама же научная работа студентов  приобретает новые черты  инновационной  системы  формирования  профессиональных и личностных  компетенций  будущего выпускника.

         Подготовка студентов в вузе  должна опираться  на непрерывное самообразование, развитие  логического мышления и мыследеятельности и ознакомление с  современными методами  научного исследования. Основными целями НИРС являются:

– формирование навыков  творческого профессионального мышления путем овладения  научными методами  познания и исследования;

 обеспечение единства  образовательного, учебного, воспитательного, научного и практического процессов;

– создание и развитие условий, обеспечивающих  возможность для  каждого  студента  реализовывать  свое право  на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве;

– полноценное, равное и доступное  для каждого участие  в научных исследованиях в соответствии с его  потребностями, целевыми установками и способностями.

Достижение поставленных целей осуществляется путем решения  следующих задач:

– определение и предоставление студенту  права выбора форм  участия в научно-исследовательской  работе;

– овладение системой понятий, суждений и умозаключений  в области профессии, базирующихся на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности;

– овладение методами анализа, сравнения,  классификации, систематизации и обобщения;

– развитие умения нестандартно мыслить, т.е. находить  множество разных вариантов решения исследовательских задач при одних и тех же условиях, отыскивать непротиворечивые  решения противоречивых ситуаций и применять знания на практике;

– выработка  умения реализации технологии научного исследования, умения организовать и ставить эксперимент, оформлять и оценивать  результаты научных  исследований;

– выработка навыков библиографической, самостоятельной работы  с книгой и другими, более современными источниками информации;

– воспитание чувства ответственности за научную  полноценность исследования, его достоверность, содержательность и практическую полезность;

– установление тесных связей интересов студента с научно-образовательным направлением, укрепление  его творческих  контактов с преподавателем в процессе обучения [2].

Смысл научно-исследовательской деятельности студента  видится, во-первых, в том, чтобы в процессе ее выполнения  каждый мог овладеть  определенным перечнем  исследовательских умений и навыков. Работу выполняют не для того, чтобы хорошо ее защитить (хотя это и важно), выполнить интересное  исследование, а для того, чтобы  на основе разработки конкретных проблем обучения и воспитания  каждый научился следующему:

– самостоятельно подбирать литературу;

– проводить патентный поиск;

– конспектировать  и анализировать  научную  литературу;

– выступать публично с научным сообщением;

– проводить опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования;

– изучать документацию по тематике исследования и т.д.

         НИРС, как неразрывная  составляющая учебного,  научного и практического  процессов органически связана  с разнообразными  формами деятельности, способствующими  получению навыков творческого труда, поскольку предполагает, в том числе:  участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, студенческих семинарах и научных конференциях, научно-образовательных форумах; организацию научно-исследовательской практики; выполнение выпускной квалификационной работы исследовательского плана; подготовку научных публикаций; участие в выполнении  научно-исследовательских  проектов;  проведение исследовательской и проектной работы в рамках  учебно-научных и учебно-производственных центров.

         Организационные формы НИРС – научные лаборатории, кружки, студенческие научные центры, проектные и конструкторские бюро, студенческие научные общества – позволяют личностному  самоутверждению, позволяют выстроить  взаимоотношения с коллективом,  проявить свои  организаторские и лидерские способности, научится быть терпимым, научиться  регулировать  степень  критического  отношения к себе и окружающим

         Для эффективной реализации процесса формирования компетенций выпускника необходимо, прежде всего, совершенствование комплексной системы НИРС, в основу которой  должна быть положена  концепция творческой  деятельности.

Например, в одном вузе, для совершенствования НИРС практикуется  создание проблемных групп, объединяющих студентов, которые участвуют в выполнении  конкретных  научно-исследовательских  работ на кафедрах. Целью создания  проблемных  студенческих  научных групп   является  необходимость  развития  научно-познавательных и исследовательских интересов  студентов,  реализацию  научно-исследовательского потенциала профессорско-преподавательского состава. Наиболее результативными с точки  зрения подготовки будущего специалиста к профессиональному  творчеству являются формы соединения учебного процесса с научно-исследовательской  и практической работой  на производстве. В качестве причин, тормозящих  широкое внедрение  проблемных групп в научно-исследовательскую деятельность студентов, называются: несформированность  у большинства студентов социально-психологической готовности к исследовательской работе, недостаточность  исследовательских умений и навыков, а также  неудовлетворительная  производственная база [3].

Инновационная модель научно-исследовательской деятельности студентов в техническом университете и алгоритм ее функционирования  с позиции  индивидуального образовательного  процесса и формирования у студентов  ценностного  отношения к научно-исследовательской деятельности как субъективному фактору развития исследовательской  компетенции представлен в [4].

Актуальность данного  проекта просматривается в следующих плоскостях:  самосовершенствование личности  студента;  интегрирование  образования и науки; познавательная актуализация и введение его в научно-исследовательскую деятельность.

В настоящее время появился широкий простор  и для развития научно-исследовательской  работы студентов, и для внедрения инновационных процессов в образование.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубарев, Ю.М. Модернизация машиностроения зависит от уровня  подготовки специалистов [Текст] / Ю.М. Зубарев // Высшее образование сегодня, 2011. – № 5. – С. 5-9.

2. Пиралова, О.Ф. Оптимизация профессионального обучения студентов в условиях  инженерно-технического вуза [Текст] / О.Ф. Пиралова // Высшее образование сегодня, 2011. – № 6. – С. 48-49.

3. Сихимбаев, С.Р. Проблемные группы как эффективная форма организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] /  С.Р. Сихимбаев и др. // Высшее образование сегодня, 2011. – № 2. – С.75-77.

4. Демченко, З.А. Научно-исследовательская школа студента исследователя [Текст]  / З.А.  Демченко // Высшее образование в России, 2010. – № 12. – С. 155-158.

   

 

Категория: 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 3506 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика