Среда, 15.05.2024, 09:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата

Компетентностно-ориентированная самостоятельная работа студентов

УДК 378.1

 

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

С.Н.Буханцева к.э.н., доцент,

Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,


 

В мире происходит экономическая революция, сравнимая по масштабам с промышленной революцией XIX века. Меняется способ производства: если в течение последних 200 лет работник прилагался к машинам, а средства производства поглощали основную часть капитальных затрат, то сегодня знания выступают как относительно универсальное средство производства, реализующее уникальные способности работника. Сегодня «мир переживает непросто  невиданные в истории преобразования, но и подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться, главным образом, интеллектуально-образовательным потенциалом общества и человека».

Становится ясным, что без знаний невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод. Решающую роль в развитии этих качеств играет образование. Именно образование в условиях становления информационного общества является фактором эффективного функционирования общественной и государственной системы. В этой связи управление системой образования приобретает особую значимость.

В новых социально-экономических условиях именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат. Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить высокий уровень образования, и, прежде всего, высшего профессионального образования.

Процессы индивидуализации и глобализации в современном обществе оказывают большое влияние на человеческую жизнь. Глобализация расширяет пространство жизни индивида и одновременно усиливает существующие социальные противоречия, в том числе становятся более очевидными различия в уровне и образе жизни. Глобальное общество характеризуется увеличением межкультурных взаимодействий, что несет в себе как позитивные (обмен и сотрудничество), так и негативные моменты (конфликты). В условиях глобализации информационная революция полностью меняет привычные рамки взаимодействий, что приводит к увеличению информации, поступающей к индивиду и к необходимости контроля самой личности за качеством данной информации. Индивидуализация обостряет риски, возникающие в ситуации выбора, в условиях ослабления группового социального контроля.

Изменение образования как социального института в современном обществе подтверждается рядом взаимосвязанных процессов: увеличивается доля обучающихся, в особенности студентов, в общей численности населения, ценности образования приобретают все более инструментальный характер, пересматриваются способы измерения результатов образования, происходит деформация системы взаимодействий основных субъектов образовательной деятельности. В сфере менеджмента становятся популярными понятия «компетентность», «компетенции» как следствие жесткой конкуренции между компаниями, предприятиями. Компании стремятся поддерживать и развивать у своих работников компетентности, которые способствуют росту их профессионализма и ответственности. Данная терминология начинает использоваться и по отношению к сфере формального образования, в требованиях стандарта к подготовке будущих специалистов. Компетентностный подход, внедряемый в образование, рассматривается либо как временное следствие существующих управленческих решений, ничего не меняющее в функционировании данной сферы, либо как признак уже осуществляющегося процесса трансформации базовых норм повседневных практик в данной области.

В компетентностно-ориентированных основных образовательных программах направлений подготовки (специальностей) особое место отводится организации самостоятельной работы, позволяющей студенту приобрести опыт самостоятельной и ответственной деятельности, развить его гносеологический, аксиологический и творческий потенциал. В связи с этим появились вопросы, требующие неотложного решения, такие как уточнение содержательных аспектов самостоятельной работы студентов в условиях уровневой системы высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, подготовка специалиста); выявление эффективных форм, методов, средств и технологий самостоятельной работы студентов в аспекте развития общекультурных компетенций и как фактора формирования профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа должна быть ориентирована на обучающегося. В этой связи следует заметить, что разноуровневая подготовка студентов, а также индивидуальный стиль учебной деятельности каждого из них не позволяют всем им одновременно выйти на тот или иной уровень развития  компетентности (информационной, математической, иноязычной и т.д.). Это требует асинхронной организации самостоятельной работы, а, следовательно, появляется проблема разработки ее методического обеспечения и технологии реализации в условиях уровневой системы высшего профессионального образования [1].

Учитывая кредитно-модульную организацию учебного процесса, самостоятельная работа студента не должна быть жестко привязана к конкретной дисциплине, а должна проектироваться преподавателями по модулю в целом (как совокупности дисциплин) на основе межпредметных связей и связей с будущей профессиональной сферой обучаемых. Следует учесть, что технологии ее проектирования и реализации в зависимости от типа развиваемых (формируемых) компетенций (общекультурных или профессиональных) будут, очевидно, различными. Отдельной проблемой стоит разработка диагностических средств для оценки результативности компетентностно-ориентированной самостоятельной работы студентов.

Таким образом, проблема асинхронной самостоятельной работы актуализирована такими факторами, как требованиями сетевой структуры информационного общества, усиливающейся мобильностью рынка трудовых ресурсов, потребностями личности в самообразовании, самоактуализации, саморазвитии, компетентностной парадигмой уровневой системы профессионального образования.

В основу разработки концептуальных основ асинхронной самостоятельной работы были положены ресурсный, компететностный и субъектно-деятельностный подходы.

Содержательная сторона асинхронной самостоятельной работы студента характеризуется: устойчивой внутренней мотивацией учения; компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута; активизацией субъектной позиции образовательного выбора; продуктивной поисково-познавательной деятельностью студента; самостоятельностью принятия решений; самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования; полисубъектным характером образовательного взаимодействия; студентоцентрируемостью.

В связи с этим, выпускник университета должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, связанной не только с решением фактических задач его предметной области, но и реализацией взаимодействия с другими организациями, предприятиями, фирмами, коллективами, рабочими группами и глобальным информационным пространством в целом, в принятии управленческих решений как в конкретном (локализованном) производстве, так и в распределенной компании. Кроме этого, будущий специалист должен быть готов к самостоятельному освоению нового содержания соответствующей предметной области, форм и способов совершенствования профессиональной деятельности и проявлению профессиональной мобильности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Петухова, Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной IT-работы студентов / Т.П. Петухова // Высшее образование сегодня. – М.:, 2011, № 6. – С. 6 – 10.

2.                 Прямикова, Е.В. Компетентностный подход: управленческие решения и практики учителей / Е.В. Прямикова // Педагогическое образование в России. 2010. №4. С. 161-169.

 

Категория: 3.Интеграция фундаментальной и прикладной науки в программах бакалавриата | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 1299 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика