УДК 378.1
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
СТУДЕНТОВ
С.Н.Буханцева к.э.н.,
доцент,
Ливенский филиал
Госуниверситета – УНПК, г.Ливны,
В мире происходит экономическая революция,
сравнимая по масштабам с промышленной революцией XIX века. Меняется способ производства: если в течение
последних 200 лет работник прилагался к машинам, а средства производства
поглощали основную часть капитальных затрат, то сегодня знания выступают как
относительно универсальное средство производства, реализующее уникальные
способности работника. Сегодня «мир переживает непросто невиданные в истории преобразования, но и
подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации
будет определяться, главным образом, интеллектуально-образовательным
потенциалом общества и человека».
Становится ясным, что без знаний
невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав
человека и основных свобод. Решающую роль в развитии этих качеств играет
образование. Именно образование в условиях становления информационного общества
является фактором эффективного функционирования общественной и государственной
системы. В этой связи управление системой образования приобретает особую
значимость.
В новых социально-экономических условиях
именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится
основная часть затрат. Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить
высокий уровень образования, и, прежде всего, высшего профессионального
образования.
Процессы индивидуализации и глобализации в
современном обществе оказывают большое влияние на человеческую жизнь.
Глобализация расширяет пространство жизни индивида и одновременно усиливает
существующие социальные противоречия, в том числе становятся более очевидными
различия в уровне и образе жизни. Глобальное общество характеризуется
увеличением межкультурных взаимодействий, что несет в себе как позитивные
(обмен и сотрудничество), так и негативные моменты (конфликты). В условиях
глобализации информационная революция полностью меняет привычные рамки
взаимодействий, что приводит к увеличению информации, поступающей к индивиду и
к необходимости контроля самой личности за качеством данной информации.
Индивидуализация обостряет риски, возникающие в ситуации выбора, в условиях
ослабления группового социального контроля.
Изменение образования как социального
института в современном обществе подтверждается рядом взаимосвязанных
процессов: увеличивается доля обучающихся, в особенности студентов, в общей
численности населения, ценности образования приобретают все более
инструментальный характер, пересматриваются способы измерения результатов
образования, происходит деформация системы взаимодействий основных субъектов
образовательной деятельности. В сфере менеджмента становятся популярными
понятия «компетентность», «компетенции» как следствие жесткой конкуренции между
компаниями, предприятиями. Компании стремятся поддерживать и развивать у своих
работников компетентности, которые способствуют росту их профессионализма и
ответственности. Данная терминология начинает использоваться и по отношению к
сфере формального образования, в требованиях стандарта к подготовке будущих
специалистов. Компетентностный подход, внедряемый в образование, рассматривается
либо как временное следствие существующих управленческих решений, ничего не
меняющее в функционировании данной сферы, либо как признак уже
осуществляющегося процесса трансформации базовых норм повседневных практик в
данной области.
В компетентностно-ориентированных основных
образовательных программах направлений подготовки (специальностей) особое место
отводится организации самостоятельной работы, позволяющей студенту приобрести
опыт самостоятельной и ответственной деятельности, развить его гносеологический,
аксиологический и творческий потенциал. В связи с этим появились вопросы,
требующие неотложного решения, такие как уточнение содержательных аспектов
самостоятельной работы студентов в условиях уровневой системы высшего
профессионального образования (бакалавриат, магистратура, подготовка
специалиста); выявление эффективных форм, методов, средств и технологий
самостоятельной работы студентов в аспекте развития общекультурных компетенций
и как фактора формирования профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа должна быть
ориентирована на обучающегося. В этой связи следует заметить, что
разноуровневая подготовка студентов, а также индивидуальный стиль учебной
деятельности каждого из них не позволяют всем им одновременно выйти на тот или
иной уровень развития компетентности
(информационной, математической, иноязычной и т.д.). Это требует асинхронной
организации самостоятельной работы, а, следовательно, появляется проблема разработки
ее методического обеспечения и технологии реализации в условиях уровневой
системы высшего профессионального образования [1].
Учитывая кредитно-модульную организацию
учебного процесса, самостоятельная работа студента не должна быть жестко
привязана к конкретной дисциплине, а должна проектироваться преподавателями по
модулю в целом (как совокупности дисциплин) на основе межпредметных связей и
связей с будущей профессиональной сферой обучаемых. Следует учесть, что
технологии ее проектирования и реализации в зависимости от типа развиваемых
(формируемых) компетенций (общекультурных или профессиональных) будут,
очевидно, различными. Отдельной проблемой стоит разработка диагностических
средств для оценки результативности компетентностно-ориентированной
самостоятельной работы студентов.
Таким образом, проблема асинхронной самостоятельной
работы актуализирована такими факторами, как требованиями сетевой структуры
информационного общества, усиливающейся мобильностью рынка трудовых ресурсов,
потребностями личности в самообразовании, самоактуализации, саморазвитии,
компетентностной парадигмой уровневой системы профессионального образования.
В основу разработки концептуальных основ
асинхронной самостоятельной работы были положены ресурсный, компететностный и
субъектно-деятельностный подходы.
Содержательная сторона асинхронной самостоятельной
работы студента характеризуется: устойчивой внутренней мотивацией учения; компетентностно-ориентированным
характером индивидуального самообразовательного маршрута; активизацией
субъектной позиции образовательного выбора; продуктивной поисково-познавательной
деятельностью студента; самостоятельностью принятия решений; самоорганизацией
деятельности в пространстве и времени университетского образования; полисубъектным
характером образовательного взаимодействия; студентоцентрируемостью.
В связи с этим, выпускник университета
должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, связанной не
только с решением фактических задач его предметной области, но и реализацией
взаимодействия с другими организациями, предприятиями, фирмами, коллективами,
рабочими группами и глобальным информационным пространством в целом, в принятии
управленческих решений как в конкретном (локализованном) производстве, так и в
распределенной компании. Кроме этого, будущий специалист должен быть готов к
самостоятельному освоению нового содержания соответствующей предметной области,
форм и способов совершенствования профессиональной деятельности и проявлению
профессиональной мобильности.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Петухова, Т.П.
Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной IT-работы студентов / Т.П. Петухова // Высшее
образование сегодня. – М.:, 2011, № 6. – С. 6 – 10.
2.
Прямикова, Е.В.
Компетентностный подход: управленческие решения и практики учителей / Е.В. Прямикова // Педагогическое образование в
России. 2010. №4. С. 161-169.
|