УДК 373.51
ВОЗМОЖНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИКА В.М. МОНАХОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ
И ДАЛЬНЕЙШЕМУ ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
С.А.Корогодина, учитель математики
МБОУ Гимназия, г. Ливны
Обучение сегодня рассматривается как процесс овладения
не только определенной суммой знаний и соответствующих учебных действий, но и
как процесс овладения предметными и
другими универсальными компетенциями.
Это определяет и задачи обучения математики на третьей ступени образования:
·
приобретение
математических знаний и умений;
·
овладение
обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
·
освоение
компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного
саморазвития.
Ориентация на образовательные стандарты второго
поколения, введение ЕГЭ как новой формы государственной аттестации выпускников
поставило перед современной школой, перед каждым учителем задачу выбора и
освоения адекватной педагогической технологии.
Для меня, как учителя математики, работающего в
старшей школе, актуальной и продуктивной
является педагогическая технология академика Вадима Макарьевича Монахова.
Педагогическая технология В.М.Монахова – детально
продуманная модель по проектированию, организации и проведению учебного
процесса, которая опирается не только на предлагаемый учителю содержательный
блок предметной области, но и на его методический опыт, личностные особенности,
стремление к индивидуальному педагогическому творчеству. Технология академика
В.М.Монахова имеет ряд преимуществ. Так, модернизация обучения, обусловленная
принятием стандартов нового поколения по предметным областям, дает возможность
мне, как учителю, самостоятельно делать выбор в объеме и последовательности
предъявления содержательного блока. Другая положительная сторона технологии –
гарантированность планируемого конечного результата - достижение стандарта,
дает возможность мне более четко организовать учебный процесс, рационально
расходовать учебное время. Еще один положительный момент – это успешность
обучения, которая обусловлена соединением опыта учителя, оптимизацией процесса
обучения и сознательной, активной, познавательной деятельностью ученика, что
также гарантирует достижение планируемых результатов, предусмотренных
стандартами.
Основные принципы педагогической технологии:
1. Доверие педагогическому профессионализму учителя.
2. Безусловное соблюдение физиолого-гигиенических норм
работы ученика.
3. Гарантированность образовательной подготовки школьника
на любом отрезке учебного процесса.
4. Комфортность деятельности ученика и учителя.
Этапы работы учителя в рамках данной педагогической
технологии предполагают:
первый этап-проектирование учебного процесса;
второй этап - реализация проекта.
Первый этап - это последовательное проектирование
системы микроцелей на учебный год; технологической карты темы; затем
конструирование информационных карт уроков по каждой микроцели. Предлагаемая
структура технологична и существенно отличается от привычного
календарно-тематического планирования реалистичностью и четкостью поставленных
микроцелей. Тема выступает как основной объект проектирования, как
дидактический модуль, в составе которого цепочка уроков, направленных на
реализацию поставленной микроцели. Второй этап – реализация проекта учебной
деятельности. Здесь важным и актуальным является возможность коррекции и
изменений в учебном процессе, что позволяет учитывать индивидуальные
особенности учащихся в усвоении учебного материала, их активность по достижению
поставленных целей. Более продуктивной, осмысленной становится самостоятельная
деятельность учащихся. Реально существует и продуктивно действует
сотрудничество ученика и учители по достижению прогнозируемых результатов.
В чем же отличие данной технологии от общепринятых,
известных нам подходов в конструировании образовательного процесса?
Дело в том, что в рамках технологии академика В.М.
Монахова осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной
системе организации учебного процесса, и это главное.
Педагогическая технология В.М. Монахова, которая
является стержневой в моей деятельности, успешно интегрируется с другими
технологиями:
1. Технологией, основанной на деятельностном подходе к
обучению
(деятельность
учащегося проходит в зоне ближайшего развития и ориентирована на самоуправление
и взаимоуправление, формирует познавательный интерес и навыки общения, дает
возможность работать в индивидуальном темпе);
2. Технологией, основанной на блочном подходе к обучению
( эта технология предполагает объединение учебных занятий в блоки, предмет
изучают непрерывно в течении нескольких дней).
Понятие «педагогическая технология» появилось не
сегодня. Но в настоящее время с изменениями образовательного пространства, с
введением стандартов нового поколения оно приобрело особое звучание.
Технологии, которые я использую в образовательном
процессе, позволяют мне: умело конструировать учебный процесс; реализовывать в
полном объеме принципы дифференциации и индивидуализации обучения;
грамотно
организовывать самостоятельную деятельность учащихся; более эффективно
подготовить учащихся к ЕГЭ и дальнейшему обучению в ВУЗе.
В результате обучения по технологии В.М.Монахова выпускник
получает навыки рациональной организации учебного труда, критического мышления,
самостоятельной исследовательской, аналитической деятельности, ясно представляет
свои потенциальные возможности, способен к дальнейшей успешной реализации своих образовательных
запросов. |