Суббота, 04.05.2024, 19:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Система развития детской одаренности в предметной области информатика

УДК 372. 862

 

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКА

 

Т.С. Алиева, учитель информатики и ИКТ,

МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова», г. Ливны

 

«Одаренные дети» - это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

         В своей педагогической практике для развития специальной предметной одаренности на уроках я широко использую метод проектов. Он предусматривает решение учащимися задачи, формулируемой в какой либо проблемной области и связанной с формализацией и последующим решением с помощью компьютера, что позволяет обучающемуся, широко используя информационные технологии, раскрыть свой потенциал, развить креативные качества личности. Преподаватель, выступая в роли консультанта,  знакомит лишь с основными приемами работы, предоставляя возможность для самостоятельного обучения, поиска, творчества. В отличие от традиционного урока, знания здесь не даются, а выстраиваются, поскольку  наиболее прочные знания учащиеся получают в результате практической работы за компьютером при решении конкретных задач. Метод проектов позволяет удачно сочетать признаки исследовательских, творческих, информационных проектов и одновременно ориентирован на междисциплинарные связи.

В современной системе образования акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в процесс обучения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Так, одним из способов развития детской одаренности является широкое использование в педагогической практике современных электронных образовательных ресурсов, что позволяет применить целый спектр новых педагогических инструментов (интерактива, мультимедиа, моделинга) и эффективно выстроить оптимальную индивидуальную образовательную траекторию учащегося.       

         Большую роль в развитии детской одаренности играет научно - исследовательская работа, например, в рамках подготовки к различным конференциям, что требует более глубоких знаний в предметной области «Информатика и информационно-коммуникативные технологии», чем содержание базового курса информатики. В работах такого типа обязательно есть элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, проведение компьютерного эксперимента, анализ полученного результата. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. А значит, такой уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны обучающегося, и со стороны педагога.

         Говоря о развитии детской одаренности, нельзя обойти стороной и проведение предметных олимпиад очного и заочного типа, конкурсов и чемпионатов по информатике и ИКТ, участие в Интернет-олимпиадах.  В этой работе много внимания уделяется процессам организации интеллектуальной творческой деятельности детей, что оказывает стимулирующее влияние и на продуктивность образовательного процесса, и на развитие одаренности личности. Участвуя и добиваясь положительных результатов в предметных конкурсах и олимпиадах, одаренные дети приобретают опыт интеллектуального лидерства.

Большую роль в развитии детской одаренности играет и организация внеклассной деятельности. Во внеурочной работе применяются такие методы, которые в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самореализации индивидуальности - это дистанционное обучение, виртуальные лаборатории, конкурсы-проекты.

Доброй традицией деятельности учителей информатики лицея давно стала такая форма работы,  как проведение предметной недели. Мероприятия недели информатики призваны формировать познавательные интересы, повышать уровень владения ИКТ и развивать творческую активность обучающихся. Мероприятия планируются по нескольким направлениям: 1)профориентационное;  2)учебно-исследовательское; 3)конкурсное; 4)театрально-художественное; 5)информационно-развлекательное; 6)продуктивно- познавательное; 7) интеллектуально-игровое.

Во внеурочной деятельности для выявления детской одаренности в области информатики и  ИКТ можно широко применять следующие формы: выставки детского творчества; творческие конкурсы; проведение предметных боев, КВН, турниров смекалистых, конкурсов-марафонов и т.д.

Новые горизонты развития детской одаренности в области информационных технологий открыла для меня работа  в научно-исследовательском обществе лицеистов «Исследователь». Совместно с творческой детской группой мы осуществляем выпуск информационно-познавательной газеты. Такое сотворчество помогает выявить и реализовать творческие возможности нестандартно мыслящих детей, способствует приобретению полезных для дальнейшей жизни навыков: всю деятельность по сбору материала, набору, верстке, распространению газеты выполняют обучающиеся лицея.

Одним из важнейших факторов, позволяющих увидеть и развить детскую одаренность, является межведомственное взаимодействие. Вот уже несколько лет я работаю в Городской школе для одаренных детей, преподавая курс «Язык программирования Паскаль». Развитие одаренности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся основная цель этих занятий, позволяющих развить умение программировать, которое  становится одной из самых важных ученических компетенций.

Довольно успешно организовано сотрудничество с Ливенским филиалом Госуниверситета-УНПК, что позволяет не только раскрыть детскую одаренность, но  и дать выход интеллектуальным лидерам на новый более серьезный  научный уровень. Обучающиеся МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова» всегда с удовольствием принимают участие и в олимпиадах, и в научно-практических конференциях, проводимых этим образовательным учреждением.

Важнейшим отношением в совместной деятельности учителя и ребенка (как на уроке, так и во внеклассной работе) является отношение «человек — человек», и именно оно выступает в качестве главного, ведущего, доминирующего на всех этапах и уровнях деятельности учителя, способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей личности, является одним их путей успешной самореализации личности ученика.

        В наши дни, когда информатизация коснулась всех сторон общественной жизни и  ее результаты отслеживаются практически в любой сфере человеческой деятельности,   развитие одаренности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области информатики и ИКТ, выступает важнейшей задачей системы образования. Трудно найти учителя, который не желал бы успехов своим ученикам, не стремился к тому, чтобы они были успешными, востребованными на современном рынке труда. Актуально звучат сегодня слова Е.М. Винокурова:

Учитель, воспитай ученика.

Сил не жалей его ученья ради.

Пусть вслед твоей ведёт его рука

Каракули по клеточкам тетради.

Пусть на тебя он взглянет свысока

Себя на миг, считая за провидца.

Учитель, воспитай ученика!..

Чтоб было, у кого потом учиться.                   

        

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: СОЮЗ, 1997. -96с.

2.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с.29-33.

3. Басманова А. В. Научно-исследовательская работа по развитию творческих способностей учащихся / А. В. Басманова // Учитель в школе. – 2010. – № 4. – С. 97 – 100.

4. Рыбкин С. С. О новых подходах в обучении и развитии компьютерно-одаренных детей /  С. С. Рыбкин // Учитель в школе. – 2009. – № 2. – С. 85 – 89.

5. Бабаева Ю. Д. Одаренные дети и компьютеры / Ю. Д. Бабаева // Учитель в школе. – 2008. – № 6. – С. 95 – 97.

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 2459 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика