Суббота, 04.05.2024, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Реализация принципов исследовательского подхода при обучении английскому языку

УДК 372.881.1

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 

Е.В. Плясова, зам. директора по УВР,

МБОУ «Лицей им. С.Н.Булгакова», г. Ливны

 

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика - один из самых эффективных.

Использование исследовательского подхода в обучении иностранному  языку способствует развитию интеллектуальной сферы личности, формированию умений и навыков самообразования, позволяет превратить уроки английского языка в дискуссионный исследовательский центр, в котором решаются практически значимые и доступные для учащихся вопросы с учетом особенностей культур различных стран.

Исследовательская деятельность по определению И.А. Зимней – это специфическая человеческая деятельность, которая  регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью.

Специфика урока английского языка обуславливает разнообразие применяемых технологий и методов обучения, развивающих интерес учеников  к изучению иностранного языка и создающих условия для повышения эффективности преподавания. Иностранный язык как учебный предмет - это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, культуры. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству. Применение исследовательского подхода в обучении способствует усилению интеграции, определению причинно-следственных связей, развитию творческих способностей учащихся.

Используются  различные ресурсы: общие и частные методы научного исследования в урочной и внеурочной деятельности;  организация творческой работы;  активизация познавательной деятельности посредством создания учебных ситуаций, стимулирующих самостоятельный поиск учащихся. Система  работы по формированию исследовательской культуры учеников включает в себя несколько этапов.

Первый этап – самостоятельная работа ученика по образцу (репродуктивное мышление). Познавательная деятельность этого типа предполагает узнавание, опознавание, различение, воспроизведение. Второй этап (реконструктивная деятельность) предполагает осмысление и видоизменение, предвидение возможных результатов, принятие  решений в нестандартных ситуациях. Следующий этап - эвристическо-исследовательская самостоятельная работа, когда информация  выступает как инструмент познания, умозаключений, ученик открывает новые для себя знания, осуществляет поисковую деятельность.

Целью формирования исследовательской культуры ученика является  развитие умений систематизировать и обобщать материал, высказывать свою собственную точку зрения, разрабатывать методику выполнения наблюдений, практических работ, формулировать проблему, разрабатывать план решения проблемы. Ученик выступает как созидатель, творец нового.

К практическим заданиям, способствующим развитию исследовательской культуры учащихся, относятся, например, интерактивные задания (использование и варьирование адекватных социокультурных стратегий с целью моделирования аутентичного речевого поведения в ситуациях межкультурного общения), познавательно-поисковые культуроведческие задания, способствующие  повышению  уровня социокультурной образованности учащихся, развитию социокультурных, коммуникативно-познавательных и коммуникативно-речевых умений, самообразовательных навыков в изучении языков и страноведческой информации в контексте диалога культур.

Широкие возможности предоставляет проектная деятельность обучающихся по английскому языку, как на уроке, так и во внеурочное время:  презентация проектов, проектные часы, проектные недели, конкурсы проектов и пр. Освоение проектного метода направлено на введение обучающихся  в различные  типы деятельности: конструкторскую, организационно-управленческую и, безусловно, исследовательскую. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе творческого решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые отвечают за успехи каждого члена группы, в сотрудничестве занимаются поиском оптимального решения поставленных пред ними задач. Проект от лат. "projektus” означает буквально "выброшенный вперед”. И, действительно, проектная деятельность позволяет получить стимул для развития познавательных интересов учащихся. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом развивается способность ученика анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Организационные способы использования исследовательского подхода в обучении английскому языку  включают в себя индивидуализацию обучения,   свободный выбор учащимися дополнительных образовательных услуг, максимальное разнообразие предоставляемых возможностей, источников информации,  особое внимание к организации межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися,  создание условий для творческого сотрудничества учащихся и учителя в урочной и внеурочной деятельности, организацию наставничества в рамках Лицейской Академии наук.   

Важным условием ведения исследовательской деятельности является обеспечение доступа к источникам информации (включая Интернет-ресурсы, библиотечные, музейные и архивные фонды). Использование ИКТ в обучении иностранному языку  повышает эффективность организации исследовательской деятельности учащихся:  результаты работы наглядно представляются  учащимися при оформлении презентаций; материалы, размещенные в Интернете содержат обширный страноведческий материал, оригинальные тексты на английском языке  (газеты, книги, статьи в блогах и т.д.), видео и аудиоматериалы. Учащихся необходимо обучить  культуре использования Интернет-ресурсов при ведении поисково-исследовательской работы, оформлению ссылок в презентациях и печатных работах на источники информации, используемые фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы, прививать уважение к результатам интеллектуального труда других людей. Интернет-источники информации должны являться для ученика базой для решения спорного вопроса  или определения вывода на основе полученных фактов, для иллюстрации  собственного исследования по интересующей его теме.

Практические результаты исследовательской деятельности учащихся  могут быть представлены в различных формах:  выпуск газеты, оформление выставки, творческий отчет, презентация проекта,  защита реферата или исследовательской работы, подготовка материалов для лицейского музея, проведение краеведческих экскурсий.  Во время написания реферата ученик делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, в том числе на английском языке, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации.  Радостно видеть, когда результаты исследовательской деятельности учеников высоко оцениваются внешними экспертами. Так, среди моих учеников есть призер Международного  Московского форума «Одаренные дети» в номинации «Лингвист. Английский язык» и обладатель диплома 1 степени Всероссийской научно-практической конференции  «Национальное достояние России».

Главным результатом  использования исследовательского подхода в обучении является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991.

2.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

3.     Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1998.

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 2449 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика