Четверг, 16.05.2024, 01:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках внедрения ФГОС НОО

УДК 371.3

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО

 

Т.И.Королева, педагог-психолог,

МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова», г. Ливны

 

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

 Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.

Цель психолого-педагогического  сопровождения - создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Задачи психолого-педагогического сопровождения на ступени начального общего образования:

-систематическое отслеживание динамики познавательного и личностного развития ребенка в процессе его обучения;

-создание социально-психологических условий для развития  личности учащихся и их успешного обучения;

-создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим трудности в обучении и поведении.

Достижение поставленных задач осуществляется через:

-диагностику особенностей педагогической среды и ребенка, профилактику проблем развития;

-диагностику сформированности у учащихся личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий,

-содействие психологизации образовательной среды, пропаганду психологических знаний в образовательном пространстве;

-коррекцию и развитие интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер личности ребенка с целью адаптивного поведения и позитивной Я-концепции, а также коррекцию неадекватного воспитательного стиля педагогов и родителей.

Основные проблемы, решаемые педагогом-психологом на ступени начального обучения:

-школьная готовность и преемственность между дошкольным и школьным обучением;

-адаптация к школьному обучению, в том числе развитие и коррекция познавательных процессов, коммуникативных навыков, произвольного поведения;

-подготовка к переходу на следующую ступень обучения.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Диагностика сформированности универсальных учебных действий проводится по этапам.

I этап – поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябре-декабре месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации ФГОС в 1 классе.

II этап – первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа в лицее строится как система развивающих занятий психолога в период адаптации.

5. Организация индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

6.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

4. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазунов Д.А. Психология Развивающие занятия 1 класс, М., 2008

2. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.

3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во Логос, 2002.

5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.

6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

7. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2008

8. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях  Под ред. Л.М.Митиной М., 2010

9. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Под ред. В.В.Рубцова, М., 2010

11. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М., 2010

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 5749 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика