УДК 371
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПУТЬ К САМОПОЗНАНИЮ И
САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
В.В. Неказакова, учитель биологии,
МБОУ СОШ №2, г. Ливны
Реформирование школьного образования и внедрения новых
педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как
важнейшие условия интеллектуального, творческого и нравственного развития
учащихся. В концепции модернизации российского образования в числе важных целей
указаны такие как: развитие у школьников самостоятельности и способности к
самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к
созидательной деятельности. Такой поворот к новому подходу в обучении связан с
изменившимися общественно-экономическими условиями в России. Современные
условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых
знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих
способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Основной
акцент в системе образования делается на интеллектуальное, нравственное и
творческое развитие личности, что предполагает необходимость формирования у
детей критического мышления, развития умения работать с информацией,
самостоятельно добывать знания и прогнозировать итоги работы.
Переход на новые методы обучения в современной школе
предполагает необходимость применения новых технологий, одной из которых
является проектная. Проектную технологию называют технологией четвертого
поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.
В чем же её приемущества? Разработка проекта позволяет
решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий
учащихся и предполагает обязательную презентацию результатов работы. Во время
работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить
имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки,
продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Проектная деятельность
даёт возможность школьнику изучить материал, выходящий за пределы учебной
программы, пользуясь информацией как из традиционных источников (книги,
словари), так и сети Интернет.
При разработке проекта учащиеся выбирают партнеров в
работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы
представления результатов. Все это развивает чувство ответственности, повышает мотивацию
к учебе, познавательную и творческую активность.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать
условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие
знания, пользуясь разными источниками информации;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для
решения познавательных, творческих и практических задач;
- развивают
коммуникативные умения, работая в группах;
- развивают
системное мышление;
-развивают исследовательские умения (умения выявлять
проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент).
Личный педагогический опыт позволяет сделать вывод о
том, что при использовании данной
методики в учебном процессе решается следующие важные дидактические задачи:
-занятия не ограничиваются приобретением учащимися
определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия
учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается
мотивация учащихся;
-учащиеся получают возможность осуществлять творческую
работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не
только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы;
-в проекте успешно реализуются различные формы
организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие
учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра
он становится равноправным партнёром и консультантом;
-в проектной работе весь процесс ориентирован на
учащегося;
-усиливается индивидуальная и коллективная
ответственность учащегося за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый
учащийся должен представить всей группе результаты своей деятельности;
-совместная работа в рамках проекта учит учащихся
доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а
именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статические
данные, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.
Непременным условием проектной деятельности является
наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте. Продукты проектной деятельности могут быть
следующие: Web – сайт, бизнес-план,
видеофильм, презентации, законопроект, макет, модель, пакет рекомендаций,
газета, выставка и т.д. При разработке проекта необходимо наметить этапы
проекта и его реализацию, включая его осмысление и рефлексию результатов
деятельности.
Основные этапы работы над проектом – это проблематизация,
целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа
есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе
работы. Так, формируя цель работы,
автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного
продукта, который является непременным условием работы. В ходе планирования необходимо
определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы,
которыми эти задачи будут решаться.
Определить порядок и сроки выполнения работы – разработать график.
На этапе реализации плана может возникнуть необходимость
внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а
иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном
продукте. Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа
решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией
компетентности автора проекта.
Проектная деятельность осуществляется при обязательном
взаимодействии учителя и ученика. Но
важно, чтобы ученик чувствовал, что проект – это его работа, его
создание, его изобретение, реализация его собственных замыслов и идей.
Функция учителя при работе над проектом заключается в
помощи подбора нужной информации, координации всего процесса, поддержании
непрерывной обратной связи.
Результаты, к которым должен стремиться любой учитель,
работающий по проектной методике, – это повышение уровня активности школьников
и качества знаний, интереса между предметами различных образовательный
областей; профессиональное самоопределение учащихся.
В преподавании биологии и экологии проектную
деятельность применяют в зависимости от цели и задач обучения. В своей практике
использую различную типологию проектов:
-
проектно-ориентированные - «Наш школьный двор», «Умный за Клинским не пойдёт»,
«Их право жить».
- информационные-«Радиация и здоровье человека».»
- исследовательские - «Оценка качества питьевой воды
централизованного водоснабжения г.Ливны», «Исследование влажности воздуха в
кабинетах МОУ сош№2»
- ролевые -сказки «Берегите лес», «Огонёк и зайка».
Творческие проекты
чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров
или проведением творческих мероприятий.
Практико-ориентированные проекты, как правило,
воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или
письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.
В результате исследовательских проектов могут
создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты,
учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная
экскурсия или доклад.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего
становятся брошюры, таблицы, схемы,
графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или
размещены в Интернете.
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением
мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как
публика привлекается к решению проблемы
проекта .По количеству участников проекты бывают – парные, групповые,
индивидуальные; по продолжительности – краткосрочные, средней
продолжительности, долгосрочные.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю
решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для
них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и
умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт
на другие виды учебной и внеурочной работы.
Проект для ученика – средство самореализации.
Потребность в самопознании и самореализации – важнейшая в подростковом возрасте
потребность, это один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой другой
деятельности.
Таким образом, проектная методика является
альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным
образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Суть проектной
методики состоит в стимулировании интереса детей к определённым проблемам через
проектную деятельность, практическом применении полученных знаний. Другими
словами, проектная деятельность – это движение от теории к практике, соединение
академических знаний с прагматическими, где цели и способы достижения
конкретной идеи должны определяться с позиции самого учащегося, на основе его
интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева,
А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2005,
286 стр.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в
образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических
вузов. – М.: АРКТИ, 2003- 163стр.
3. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина,
- М.: Издательский центр «Академия», 2007, 65 стр.
4. Струпницкая М.А. Новые педагогические технологии.
Учимся работать над проектом. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей.
– Ярославль: Академия развития, 2008, 91 стр. |