УДК 37.03
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Т.Н.Семенова, учитель,
МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова», г. Ливны
В связи с модернизацией российского образования
получило распространение понятие «компетентностный
подход». Компетентностный подход предполагает не усвоение
учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
В документах ЮНЕСКО: сформулированы
фундаментальные цели образования, которые соответствуют пониманию ключевых
компетенций:
научить получать знания (учить учиться); научить
работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия);
научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Компетенция - это способность индивида к активному,
ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного
самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе
взаимодействия понимать, изменять себя и мир.
Анализируя
имеющиеся подходы к структуре компетенций, можно утверждать, что наиболее часто
среди компонентов компетентности авторы называют:
ü учебно-познавательную
компетенцию
ü информационную
компетенцию
ü коммуникативную
компетенцию
Успешность процесса учения зависит от многих факторов,
среди которых не последнюю роль играет обучение способностям и возможностям
ребенка, т.е. дифференцированное обучение
Если говорить о дифференцированном
подходе, то, несомненно, поднимается тема индивидуального подхода к
учащимся с целью определения уровня их способностей и возможностей,
их профильной ориентации, максимального развития каждой личности на всех этапах
обучения. Если дифференциацию рассмотреть как систему, то,
дифференцированный подход немыслим без дифференцированного обучения, т.е. от
организации учебно-воспитательного процесса во всех его звеньях
непосредственно зависит результативность технологии индивидуального
подхода к учащимся
Дифференциация (от латинского differentia
- различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части,
формы, ступени, тогда применительно к процессу обучения мы понимаем
дифференциацию как действие, задача которого - разделение учеников в
процессе обучения для достижения главной цели обучения и учета
особенностей каждого учащегося. Дифференциация обучения определяется той ролью,
которую она играет в реализации многообразия образовательных систем, развития
индивидуализации обучения, нормализации их учебной нагрузки, осуществлении
преемственности в обучении. В психолого-педагогической, дидактической и
методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания
обучения:
ü уровневую;
ü профильную.
Уровневая дифференциация - это такая организация
обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание
обучения на различных уровнях глубины и сложности. Частным случаем уровневой
дифференциации является углубленное или профильное изучение отдельных
предметов. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяет более полно учесть интересы, склонности и способности
учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их
интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение призвано обеспечить углубленное
изучение отдельных предметов; создать условия для существенной
дифференциации содержания обучения с учетом способностей, склонностей и
потребностей школьников, более эффективно подготовить выпускников школы к
освоению программ высшего профессионального образования.
Оба вида дифференциации - уровневая и
профильная - сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех
ступенях школьного образования. В основной школе ведущим направлением
дифференциации является уровневая, хотя она не теряет своего
значения и в старших классах. На старшей ступени школы
приоритет отдается разнообразным формам профильного изучения предметов.
Учителя технологии в среднем звене используют
уровневую дифференциацию при разделении учебного коллектива на группы на основе
разных показателей: имеющегося уровня знаний, умений и навыков (уровень
успеваемости); уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и
способностей; эмоциональных и волевых качеств (в том числе - отношения к
учению).
Эффективность использования в организации учебного
процесса педагогических средств уровневой дифференциации определяется их
способностью активизировать личностные средства. При переходе в освоении учащимися системы знаний, умений и навыков с
репродуктивного подуровня к творческому подуровню доля педагогических средств
уменьшается, а ведущую роль в обеспечении самореализации начинают занимать
личностные качества ученика.
Формирование ключевых компетенций возможно при
переходе от управления учебной деятельностью к самоуправлению, которое
развивается эффективнее в условиях личностно-ориентированного обучения. А для
этого нужно:
-
создание условий для развития личности ребенка через развитие субъектности
(изучения индивидом себя как познающего субъекта, осознание целей собственного
развития, рефлексия);
-создание среды, в которой есть выбор,
базирующийся на выработке человеком ценностных отношений, на конструировании
оснований для сопоставления альтернатив, принятии решений (многообразная,
поликультурная);
-создание
условий для развития ценностно-смысловой сферы ребенка, для личностного и
профессионального самоопределения;
-создание
системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на
индивидуализацию обучения и последующую социализацию выпускников в соответствии
с реальными потребностями рынка труда и собственными возможностями.
Условием самореализации учащихся в учебном процессе
выступает уровневая дифференциация, которая реализуется с помощью комплекса
следующих педагогических средств: вариативности организации учебной
деятельности, набор уровневых заданий, создание ситуации выбора, разработка
учебных инструкций. В результате осуществляется процесс группового и
личностного информационного обмена, при котором повышается степень осознанности
овладения знаниями, способами учебной работы, формируется умение проектировать
свои действия и получать положительные результаты труда, развивается эмпатия,
расширяется сфера интересов и их трансформация с узкоучебных на более широкие -
социальные.
В ходе работы по данной системе в лицее установлено,
что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках
и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными,
прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того,
удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников,
повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию
знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система
работы нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное
приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.
Основная цель использования учителями технологии дифференциации
– обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому
учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и
реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать
учебный процесс более эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Андреев А.Л.
Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического
анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.
2.
Инге Унт;
Индивидуализация и Дифференциация обучения.//Москва -1990.
3.
Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования
РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.
4.
Лебедев О.Е.
Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.
3-12.
5.
Хуторской А.В.
Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2006. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
6.
Щукина Г.И.
Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.,
Просвещение. 2000.
|