Суббота, 04.05.2024, 09:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Использование уровневой дифференциации для формирования ключевых компетенций

УДК 37.03

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Т.Н.Семенова, учитель,

МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова», г. Ливны

 

В связи с модернизацией российского образования получило распространение понятие «компетентностный подход». Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

В документах ЮНЕСКО: сформулированы фундаментальные цели образования, которые соответствуют пониманию ключевых компетенций:

научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетенция - это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир.

 Анализируя имеющиеся подходы к структуре компетенций, можно утверждать, что наиболее часто среди компонентов компетентности авторы называют:

ü     учебно-познавательную компетенцию

ü     информационную компетенцию

ü     коммуникативную компетенцию

Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение

Если говорить о дифференцированном подходе,  то, несомненно, поднимается тема индивидуального подхода к учащимся с целью определения  уровня  их способностей и возможностей, их профильной ориентации, максимального развития каждой личности на всех этапах обучения. Если дифференциацию рассмотреть  как систему, то, дифференцированный подход немыслим без дифференцированного обучения, т.е. от организации учебно-воспитательного процесса  во всех его звеньях непосредственно зависит результативность  технологии  индивидуального подхода к учащимся

Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение,  разделение, расслоение целого на части, формы, ступени,  тогда применительно к  процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие,  задача которого - разделение учеников в процессе обучения для достижения  главной цели обучения и учета особенностей каждого учащегося. Дифференциация обучения определяется той ролью, которую она играет в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, нормализации их учебной нагрузки, осуществлении преемственности в обучении. В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

ü     уровневую;

ü     профильную.

Уровневая дифференциация - это такая организация обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности. Частным случаем уровневой дифференциации является углубленное или профильное изучение отдельных предметов. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет более полно учесть интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 

Профильное обучение призвано обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;  создать условия для существенной дифференциации содержания обучения с учетом способностей, склонностей и потребностей школьников, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Оба вида дифференциации - уровневая и профильная - сосуществуют  и  взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного образования. В основной  школе ведущим направлением дифференциации является уровневая,  хотя она не теряет своего значения  и  в  старших классах. На старшей ступени школы приоритет отдается разнообразным формам  профильного изучения предметов.

Учителя технологии в среднем звене используют уровневую дифференциацию при разделении учебного коллектива на группы на основе разных показателей: имеющегося уровня знаний, умений и навыков (уровень успеваемости); уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей; эмоциональных и волевых качеств (в том числе - отношения к учению).

Эффективность использования в организации учебного процесса педагогических средств уровневой дифференциации определяется их способностью активизировать личностные средства. При переходе в освоении  учащимися системы знаний, умений и навыков с репродуктивного подуровня к творческому подуровню доля педагогических средств уменьшается, а ведущую роль в обеспечении самореализации начинают занимать личностные качества ученика.

Формирование ключевых компетенций возможно при переходе от управления учебной деятельностью к самоуправлению, которое развивается эффективнее в условиях личностно-ориентированного обучения. А для этого нужно:

- создание условий для развития личности ребенка через развитие субъектности (изучения индивидом себя как познающего субъекта, осознание целей собственного развития, рефлексия);

 -создание среды, в которой есть выбор, базирующийся на выработке человеком ценностных отношений, на конструировании оснований для сопоставления альтернатив, принятии решений (многообразная, поликультурная);

-создание условий для развития ценностно-смысловой сферы ребенка, для личностного и профессионального самоопределения;

-создание системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и последующую социализацию выпускников в соответствии с реальными потребностями рынка труда и собственными возможностями.

Условием самореализации учащихся в учебном процессе выступает уровневая дифференциация, которая реализуется с помощью комплекса следующих педагогических средств: вариативности организации учебной деятельности, набор уровневых заданий, создание ситуации выбора, разработка учебных инструкций. В результате осуществляется процесс группового и личностного информационного обмена, при котором повышается степень осознанности овладения знаниями, способами учебной работы, формируется умение проектировать свои действия и получать положительные результаты труда, развивается эмпатия, расширяется сфера интересов и их трансформация с узкоучебных на более широкие - социальные. 

В ходе работы по данной системе в лицее установлено, что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система работы нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Основная цель использования учителями технологии дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.

2.                 Инге Унт; Индивидуализация и Дифференциация обучения.//Москва -1990.

3.                 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.

4.                 Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

5.                 Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 апреля.  http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

6.                 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение. 2000.

 

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 4397 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика