Суббота, 04.05.2024, 14:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Использование технологий интерактивного обучения при изучении математики

УДК 372.851

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ


В.И. Брусова к.т.н., зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин,

Ливенский филиал Госуниверситета - УНПК, г.Ливны

 

 

Математику в вузах изучают на первых курсах. За это время происходит формирование основных учебных навыков, и поэтому от того, насколько правильно организован процесс обучения, насколько быстро и эффективно студенты смогли адаптироваться к обучению в первом семестре, настолько успешным будет их обучение на старших курсах. Необходимо отметить, что большинство выпускников школ, приходящих в вузы, не имеют достаточных фундаментальных знаний по математике. Явно видна неспособность большинства студентов оперировать большим объемом информации, выделять главное, а также их неспособность сформировать и использовать навыки самостоятельной работы. В таких условиях повышение качества математического образования может быть достигнуто за счет применения новых форм и методов организации обучения, структурирования материала.

Многие методические инновации в высшей школе связаны с реализацией интерактивного обучения. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [2].

Все технологии интерактивного обучения по признаку воссоздания контекста профессиональной деятельности делятся на неимитационные и имитационные [1]. Неимитационные технологии (проблемная лекция, работа в парах и малых группах и т.п.) не предполагают построение моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий (анализ конкретных профессиональных ситуаций; игровое проектирование и т.п.) лежит имитационное моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения  процессов реальной  системы.

Следует отметить, что содержание математического образования должно удовлетворять принципу наглядности, то есть систематической опоре не только на конкретные визуальные предметы и их изображения, но и на учебные модели (как вид иллюстраций). Использование различных форм наглядных представлений создает возможность их обсуждения, усиливает интерактивный характер обучения.

Одним из важнейших средств наглядности является компьютеризация обучения, которая позволяет организовать интерактивное обучение, интенсифицировать образовательный процесс с использованием средств наглядности. В частности, использование мультимедийного оборудования при изложении лекционного материала по разделам «Аналитическая геометрия на плоскости», «Аналитическая геометрия в пространстве» позволяет студенту в наглядной форме изучить модели линий и поверхностей второго порядка. Использование математического пакета Mathcad при создании лекционных курсов позволяет преподавателям математики подготовить содержательные динамичные иллюстрации, перенести акценты на концептуальные аспекты изучаемых проблем. Лекционные демонстрации подготовлены таким образом, что студенты получают столько примеров, сколько именно им необходимо для понимания существа вопроса, причем для одного и того же раздела можно подготовить самые различные по объему, форме и глубине лекционные курсы.

При проблемном изложении лекционного материала создается такая ситуация, при которой преподаватель побуждает искать пути разрешения противоречий между знанием и неумением применять его на практике, появляется познавательный практический поиск.

Так, например, при изучении темы «Степенные ряды» студенты рассмотрели понятие степенного ряда, нахождение интервала сходимости степенных рядов, разложения некоторых элементарных функций в степенные ряды и перед студентами поставлена задача: вычислить приближенно значение функций . Можно сформулировать более общую задачу: требуется вычислить значение функции при  с заданной точностью . предлагаются студентам чертежи, иллюстрирующие ситуацию задачи. Студенты попадают в состояние затруднения, так как возникает противоречие между имеющимися знаниями, дающими возможность представлять элементарные функции в виде степенных рядов, и новыми требованиями при решении задачи, а именно, приближенное вычисление значения данной функции без использования калькулятора.

При разрешении проблемной ситуации преподаватель задает вопросы:

1. Разложением какой элементарной функции можно воспользоваться?

2. Имеет ли данная задача решение?

3. Можно ли вычислить приближенное значение функций  ?

4. В каких случаях возможно приближенное вычисление значения функции?

После ответов на предложенные вопросы, преподаватель подводит итоги.

К числу наиболее распространенных интерактивных форм обучения относят групповую работу, в том числе и в малых группах. Развивающий и образовательный эффект работы в малых группах основан на преимуществах этого метода [2]:

- высокая активность всех участников образовательного процесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией, принятием на себя ответственности за общий результат и т.п.;

- комфортность. Работая в маленькой группе, участники держатся более уверенно, при этом снимаются психологические барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся группой;

- развитие личностных качеств, повышение самооценки. Все имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника в ситуации группового решения,  строить конструктивную коммуникацию;

- более глубокая проработка материала участниками за счет повторения и применения полученных знаний, рассмотрения вопроса с разных точек зрения.

На практическом занятии при изучении темы «Проверка статистических гипотез» организуется работа студентов в группах. Каждой группе выдаются статистические данные, которые необходимо сгруппировать, построить гистограмму относительных частот, выдвинуть гипотезу о законе распределения изучаемого признака и провести проверку выдвинутой гипотезы при заданном уровне значимости.

При оценивании индивидуальной и групповой работы студентов учитывается правильность выполнения задания и форма представления результата, количество индивидуальных и групповых ошибок, время выполнение задания группой, а также деятельность студентов в группе в ходе занятия (корректность, самостоятельность, культура общения, умение слушать, и  т.п.). Использование групповой работы на практических занятиях создает условия для проявления инициативы студента и  акцентирует внимание на прикладных аспектах изучаемого материала.

Интерактивное обучение, несомненно, является интересным, творческим и перспективным направлением педагогики. Оно изменяет требования к работе преподавателя как на этапе подготовки к занятию, так и во время самого занятия. Несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников в практике профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, личностно-развивающим, а значит, более качественным.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. − 368 с.

2. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. / С.Б. Ступина  / – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 2974 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика