УДК 371
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
И.А. Зеленская, учитель биологии,
МБОУ «Лицей им. С. Н. Булгакова», г. Ливны
Проблема
повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей
и преподавателей. В современных условиях решение этой проблемы связано, как мне
кажется, с реализацией новых научно обоснованных педагогических технологий и
систем организации учебно – воспитательного процесса. Поэтому сегодня
современный учитель должен в совершенстве владеть не только содержанием
предмета, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но и
современными технологиями.
Одной из таких
технологий является технология
разноуровневого обучения. Правильная организация учебного процесса находится в
прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению биологии, от
уровня его обучаемости. Дети, которые приходят в 5 класс и изучают курс
природоведия или естествознания, имеют разную подготовленность к обучению
предметам естественнонаучной направленности, поэтому в работе необходимо учитывать эту особенность и опираться, в
первую очередь, на тех детей, которые имеют широкий кругозор и охотно любят
читать дополнительный интересный материал познавательной направленности. Такие
учащиеся на уроках приводят много фактов и примеров, что подталкивает и
остальных учащихся к лучшему освоению материала. Также возможно использовать
способ составления разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, при
выполнении которых каждый ученик определяет для себя вариант работы и вероятную
отметку.
Немаловажную роль в современной дидактике отводится технологии
проблемного обучения, без которой считаю невозможно формирование поисковой,
творческой деятельности учащихся и развитие познавательного интереса к любому
учебному предмету, а особенно к естественным наукам. Стараюсь так организовать
изучение биологии, чтобы ученик был вовлечён в процесс самостоятельного поиска
и «открытия» новых знаний. Для этого на
уроках создаются ситуации проблемного
характера, которые могут основываться на:
- ситуации конфликта (противоречие
между усвоенным и изучаемым материалом,
между данными науки и жизненным опытом учащихся;
- ситуации затруднения (демонстрация или
сообщение фактов, для объяснения которых они нуждаются в новой, пока
неизвестной информации).
В настоящее время появилась реальная
возможность улучшить условия педагогического труда и заметно сэкономить «личное
время» педагога благодаря внедрению в нашу жизнь, и педагогический процесс
персонального компьютера и информационно – коммукационных технологий.
Сегодня учитель
перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди
источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла роль
компьютера и Интернет в школе. Создание тандема учитель и компьютер делает
учебный процесс более привлекательным. Преимущества
мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны:
- наглядное представление материала,
- возможность эффективной проверки знаний,
- многообразие организационных форм в
работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Преподавание биологии немыслимо без
широкого использования различных методов и средств обучения. Согласно
классификации педагогических технологий (по Селевко Г.К.), информационные
технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры,
целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через
личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить
уровень познавательного интереса у школьников. Кроме того, информационные
технологии дают учителю возможность индивидуализации процесса обучения через
дифференциацию. Существует множество
приемов и способов, позволяющих осуществлять данную задачу:
Использование компьютерных технологий в
обучении биологии может осуществляться в нескольких направлениях.
Первое из них – это информационная
поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного
обеспечения по биологии: мультимедийные энциклопедии («Животные», «Растения» и
др.), электронные учебники («Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»). На таких
уроках учащиеся получают инструктивную карточку, которую составляет учитель в
соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на
которые надо найти ответы в электронном учебнике и записать их в рабочие
тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно
найти и занести в предложенные таблицы.
В нашем лицее создана медиотека по
биологии, в которой собрано большинство готовых мультимедийных пособий как для
учителя, так и для учащихся.
1. Открытая биология (CD) / Автор
курса Д.И. Мамонтов. Под ред. А. В. Маталина – М.: ООО «Физикон», 2.6., 2002
(http://www.physicon.ru/.).
2. Биология, химия, экология (CD) – М.:
Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Физикон», 2005
(http://www.physicon.ru/.), ООО «Дрофа», 2005.
3. Подготовка к ЕГ по биологии (CD)
– М.: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Физикон», 2005
(http://www.physicon.ru/.), ООО «Дрофа», 2005.
4. Биология 6-11 класс. Лабораторный
практикум (CD) - М.: Республиканский мультимедиа центр, в 2 ч., 2004, (mmedia @ rnmc.ru) , (http://www.rnmc.ru).
5. Биология 6-9 класс. Библиотека
электронных наглядных пособий (CD) – М.: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО,
«Кирилл и Мефодий» (techsupport@cm.ru).
6. Природоведение Библиотека электронных
наглядных пособий (5 класс) (CD). - ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Дрофа», ООО
«Физикон», Министерство обр. РФ, 2004.
7. Экология (CD) / Под ред. А.К.
Ахлебинина, В.И. Сивоглазова – М: 1
М.: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Дрофа», ЗАО
«1С», 2004,
Второе – это проведение уроков с
использованием с использованием
электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального
эксперимента, ресурсов Интернет. Актуально использование уроков - практикумов
на старшей ступени обучения (виртуальные конструкторы, программы имитационного
моделирования,) а также тренажеров и тестов для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ
по биологии и самоподготовке к олимпиадам различного уровня.
Многие биологические процессы отличаются
сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения,
без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их
абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные
анимационные модели, которые можно найти в сети Интернет позволяют сформировать в сознании учащегося
целостную картину биологического процесса, а интерактивные модели дают
возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки,
самообучаться.
Третье – это
помощь компьютера на уроках биологии и внеурочное время в экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся.
Особенно это актуально сейчас, когда учащиеся под руководством педагога активно
участвуют во Всероссийских и международных конкурсах и Интернет – проектах.
На своих уроках
и во внеурочной деятельности учителя
чаще используют следующие формы работы:
-
урок-презентация;
- виртуальный
эксперимент;
- урок-исследование;
-электронная
лабораторная работа;
-тематический
проект;
- дистанционное
обучение;
- электронное
тестирование;
- организация
индивидуального обучения.
Четвертое —
проведение интерактивных уроков с коллегами не только своего города, но и
других регионов, обсуждение проблем и вопросов организации современного учебно-воспитательного процесса. Сегодня, благодаря возможностям,
видео-конференциям, связь, которая установлена между членами ассоциации
«Гимназический союз России», мы имеем возможность живого общения со своими
коллегами в режиме реального времени.
У современного
учителя есть возможность оказывать консультационные услуги через сообщения на e-mail учащегося, а также
через программу «Skype». Сегодня ученики могут обучаться по системе экстерната,
поэтому такое направление обучение наиболее востребовано. Сейчас такую практику
имеют и наши педагоги.
Как видим, учебно - воспитательный процесс каждый
учитель может строить таким образом, чтобы за счет комбинирования всех
доступных и приемлемых в школе технологий добиться самого главного — прочных
знаний у своих учеников и привить им не только любовь к своему предмету, но и
само желание учиться. |