Суббота, 04.05.2024, 20:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Философия образовательного учреждения » 2.Апробация современных образовательных технологий

Использование современных технологий обучения и воспитания школьников

УДК 371

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

И.А. Зеленская, учитель  биологии,

МБОУ «Лицей им. С. Н. Булгакова», г. Ливны

 

Проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей и преподавателей. В современных условиях решение этой проблемы связано, как мне кажется, с реализацией новых научно обоснованных педагогических технологий и систем организации учебно – воспитательного процесса. Поэтому сегодня современный учитель должен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но и современными технологиями.

Одной из таких технологий является технология разноуровневого обучения. Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению биологии, от уровня его обучаемости. Дети, которые приходят в 5 класс и изучают курс природоведия или естествознания, имеют разную подготовленность к обучению предметам естественнонаучной направленности, поэтому в работе необходимо  учитывать эту особенность и опираться, в первую очередь, на тех детей, которые имеют широкий кругозор и охотно любят читать дополнительный интересный материал познавательной направленности. Такие учащиеся на уроках приводят много фактов и примеров, что подталкивает и остальных учащихся к лучшему освоению материала. Также возможно использовать способ составления разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, при выполнении которых каждый ученик определяет для себя вариант работы и вероятную отметку.

 Немаловажную роль в современной дидактике отводится технологии проблемного обучения, без которой считаю невозможно формирование поисковой, творческой деятельности учащихся и развитие познавательного интереса к любому учебному предмету, а особенно к естественным наукам. Стараюсь так организовать изучение биологии, чтобы ученик был вовлечён в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Для этого  на уроках создаются  ситуации проблемного характера, которые могут основываться на:

- ситуации конфликта (противоречие между  усвоенным и изучаемым материалом, между данными науки и жизненным опытом учащихся;

- ситуации затруднения (демонстрация или сообщение фактов, для объяснения которых они нуждаются в новой, пока неизвестной информации).

В настоящее время появилась реальная возможность улучшить условия педагогического труда и заметно сэкономить «личное время» педагога благодаря внедрению в нашу жизнь, и педагогический процесс персонального компьютера и информационно – коммукационных технологий.

Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому резко возросла роль компьютера и Интернет в школе. Создание тандема учитель и компьютер делает учебный процесс более привлекательным.  Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны:

- наглядное представление материала,

- возможность эффективной проверки знаний,

- многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения. Согласно классификации педагогических технологий (по Селевко Г.К.), информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников. Кроме того, информационные технологии дают учителю возможность индивидуализации процесса обучения через дифференциацию.  Существует множество приемов и способов, позволяющих осуществлять данную задачу:

Использование компьютерных технологий в обучении биологии может осуществляться в нескольких направлениях.

Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по биологии: мультимедийные энциклопедии («Животные», «Растения» и др.), электронные учебники («Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»). На таких уроках учащиеся получают инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электронном учебнике и записать их в рабочие тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно найти и занести в предложенные таблицы.

В нашем лицее создана медиотека по биологии, в которой собрано большинство готовых мультимедийных пособий как для учителя, так и для учащихся.

1. Открытая биология  (CD) / Автор курса Д.И. Мамонтов. Под ред. А. В. Маталина – М.: ООО «Физикон», 2.6., 2002 (http://www.physicon.ru/.).

2. Биология, химия, экология (CD) – М.: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.), ООО «Дрофа», 2005.

3. Подготовка к ЕГ по биологии  (CD) – М.:  Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.), ООО «Дрофа», 2005.

4. Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум (CD) - М.: Республиканский мультимедиа центр, в 2 ч., 2004, (mmedia @ rnmc.ru) , (http://www.rnmc.ru).

5. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий (CD) – М.: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий» (techsupport@cm.ru).

6. Природоведение Библиотека электронных наглядных пособий  (5 класс) (CD). - ГУ РЦ ЭМТО,  ООО «Дрофа», ООО «Физикон», Министерство обр. РФ, 2004.

7. Экология (CD) / Под ред. А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова – М: 1 М.: Министерство обр. РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Дрофа», ЗАО «1С», 2004,

Второе – это проведение уроков с использованием  с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет. Актуально использование уроков - практикумов на старшей ступени обучения (виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования,) а также тренажеров и тестов для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии и самоподготовке к олимпиадам различного уровня.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели, которые можно найти в сети Интернет  позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, а интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Третье – это помощь компьютера на уроках биологии и внеурочное время в  экспериментальной и  исследовательской деятельности учащихся. Особенно это актуально сейчас, когда учащиеся под руководством педагога активно участвуют во Всероссийских и международных конкурсах и Интернет – проектах.

На своих уроках и во внеурочной деятельности учителя

 чаще используют следующие формы работы:

- урок-презентация;

- виртуальный эксперимент;

- урок-исследование;

-электронная лабораторная работа;

-тематический проект;

- дистанционное обучение;

- электронное тестирование;

- организация индивидуального обучения.

Четвертое — проведение интерактивных уроков с коллегами не только своего города, но и других регионов, обсуждение проблем и вопросов организации современного  учебно-воспитательного процесса.  Сегодня, благодаря возможностям, видео-конференциям, связь, которая установлена между членами ассоциации «Гимназический союз России», мы имеем возможность живого общения со своими коллегами  в режиме реального времени.

У современного учителя есть возможность оказывать консультационные услуги  через сообщения на e-mail учащегося, а также через программу «Skype». Сегодня ученики могут обучаться по системе экстерната, поэтому такое направление обучение наиболее востребовано. Сейчас такую практику имеют и наши педагоги.

Как видим, учебно - воспитательный процесс каждый учитель может строить таким образом, чтобы за счет комбинирования всех доступных и приемлемых в школе технологий добиться самого главного — прочных знаний у своих учеников и привить им не только любовь к своему предмету, но и само желание учиться.  

Категория: 2.Апробация современных образовательных технологий | Добавил: Zvyagina (07.02.2012)
Просмотров: 3412 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика